Монголы в Польше

Nov 05, 2011 14:37





О походе монголов в Европу в 1241 году мы, как правило, знаем, что Бату победил всех, кого встретил, и, немного не дойдя до Венеции, вернулся: дошло известие о смерти хана Угедэя. Некоторые ещё утверждают, что вернулся он потому, что узнал о победе Александра Новгородского над ливонскими рыцарями, но это уже клиника. Сейчас не об этом. Сейчас - о подробностях монгольского пребывания в Польше.

Впервые монголы появились там уже в январе 1241 года. Очевидно, какой-то отряд был послан на запад ещё во время осады Киева - для разведки и фуражировки. Этот отряд переправился через Вислу, взял штурмом Люблин, Завихост,разорил округу и дошёл до Рацибужа в Силезии, после чего вернулся к основным силам. Подобный набег небольшими силами был совершён и в феврале, после взятия Владимира Волынского. Тогда монголы сожгли Сандомир. Краковский воевода Владимеж собрал ополчение и заставил противника отступить, но это оказалось только тактическим манёвром для отхода на выгодные позиции. Под Турском 13 февраля храбрые, но малоподвижные малопольские рыцари были разбиты. Монголы опять отошли на Русь.

Полномасштабное вторжение началось в марте. Основной удар Бату хотел нанести в Венгрии, чтобы закрепиться на самом западном участке евразийской степи, а в Польше должно было действовать правое крыло монгольской армии, чтобы помешать польским и чешским князьям прийти на помощь Беле Венгерскому. Вероятность объединения всех монархов этого региона была вполне высокой: они осознавали масштаб общей опасности, к тому же были связаны между собой политическими и брачными узами. Контролировавший большую часть Польши (Силезию, Великопольшу и Малопольшу) Генрих Благочестивый приходился Беле двоюродным братом, а Вацлаву Чешскому - зятем. Поэтому в Польшу двинулись двое братьев бату - Орда и Байдар. О численности их войск существуют разные сведения. Некоторые историки пишут о 10 тысячах всадников, но скорее всего речь должна идти о примерно 20-тысячной армии. Командующие ею сочли себя достаточно сильными, чтобы разделиться сразу после переправы через Вислу у уже сожжённого Сандомира (около 10 марта). Байдар пошёл на Краков, а Орда - к Вроцлаву.

На пути к Кракову Бпайдар наткнулся на ополчение во главе с сандомирским воеводой Пакославом и краковским Владимежем (сражавшимся под Турском). В сражении под Хмельником он победил поляков, обманув их притворным бегством и вовремя введя в бой резервы, а потом осадил Краков. Местный князь Болеслав Стыдливый заблаговременно бежал к своему тестю, Беле Венгерскому, но добраться до него не смог и до ухода монголов скрывался в моравских горах.

Краков, несмотря на гибель своего ополчения вместе с его командирами, сдаваться не стал. Даже после кровопролитного штурма 28 марта монголы не смогли установить свой контроль над всем городом: последние его защитники укрылись в соборе святого Анджея. Байдар не мог задерживаться. Взяв много пленных, он пошёл к Вроцлаву, на соединение с Ордой. При переправе через Одер рацибужское ополчение смогло нанести ему существенные потери.

Генрих Благочестивый в это время собирал армию в своих владениях, у Легницы. Воевода Сулислав, брат Владимежа, привёл ополчение из Великопольши. Из Верхней Силезии пришёл князь Мешко Опольский и Рацибужский. Сын маркграфа Моравского Дипольда Болеслав привёл отряд, в котором были чешские и немецкие рыцари и ополченцы из моравских городов. Были в войске Генриха и тевтонские рыцари во главе с магистром Пруссии Поппо фон Остерной. На соединение с ним шёл шурин, Вацлав Чешский, с сильной армией.




И без чехов Генриху удалось собрать большое войско - от 8 до 20 тысяч человек по разным оценкам. Он двинулся на юг, на соединение с Вацлавом, не думая об обороне своей столицы. Впрочем, Вроцлав отбил нападение монголов, которым надо было спешить: если бы они дали двум союзным армиям соединиться, у них не осталось бы шансов на победу. Поэтому монголоы напали на Генриха Благочестивого 9 апреля 1241 года, когда чехи были на расстоянии одного дневного перехода.



В авангарде союзной армии стояли Болеслав Моравский и тевтонские рыцари. На правом крыле был Сулислав, на левом - Мешко Рацибужский. Генрих возглавил резервный полк. Атака союзного авангарда заставила монголов попятиться, но захлебнулась под огнём монгольских лучников (стрелой был убит и Болеслав). Польские арбалетчики, выдвинувшиеся из глубины построения, стабилизировали ситуацию. Но в это время поляки услышали крики - "Бегите! Бегите!" Это кричал на польском оставшийся неизвестным провокатор. Князь Мешко действительно бежал, а за ним и часть его отряда.




Этот момент стал критическим. Обе армии ввели в бой все свои резервы, и началась ожесточённая схватка. Вероятно, силы сторон были примерно равны. Польские хронисты пишут, что монголам помогло колдовство: "Была в их войске между иными хоругвями одна огромной величины, на которой можно было увидеть нарисованный знак Х; на вершине древка этой хоругви торчал подобие очень уродливой и безобразной головы с бородой. Когда татары в едином порыве уже двинулись назад и приготовились бежать, знаменосец при той хоругви начал сильно размахивать той головой, а из неё сразу стали исходить пар, дым и туман с таким сильным смрадом, что из-за этой разошедшейся между войсками вони поляки разомлели и едва живы остались, силы их покинули и они стали неспособны к бою".

Союзники обратились в бегство. Из руководителей только Мешко спасся, укрывшись в Легницком замке. Потери были огромными: хронисты пишут даже о 40 тысячах погибших, но это, конечно, неправда. Монголы отрезали каждому убитому ухо, наполнив таким образом девять больших мешков. Генриху Благочестивому отрезали голову и предъявили её, насаженную на копьё, жителям Легницы, - чтобы те сдались. Но горожане и не думали это делать, а первое нападение отбили.




Что должны были делать монголы дальше? Их потери тоже были очень большими (Плано Карпини позже писал: "Из этих татар многие были убиты в Польше и Венгрии). Они не могли даже организовать полномасштабный штурм Легницы, не говоря о том, чтобы дать бой 40-тысячной чешской армии, находившейся уже рядом. Поэтому Байдар и Орда отошли на юг, в Моравию, пройдя мимо нетронутого Рацибожа. Их задача, несмотря на потери, могла считаться выполненной: поляки на помощь венграм не пришли, а, маневрируя в Моравии, можно было воспрепятствовать движению в ту же сторону чехов.

Таким образом, приятной прогулки по Польше не было. Монголы одержали внешне эффектную победу, но у них явно не получилось бы закрепиться в Польше или наладить постоянную её зависимость, как в случае с Русью. А тело Генриха Силезского, кстати, нашли на поле битвы только благодаря шести пальцам на ноге...




13-й век, европейский поход монголов

Previous post Next post
Up