Публикация (с изменениями) на Дзен
https://dzen.ru/a/ZkI5uw5c_2j-AaFZ 05.09.1966
В 16:30 с Зялам поднята пара МиГ-17 923-го иап Nguyễn Văn Bảy - Võ Văn Mẫn для атаки самолетов противника, наносивших удар по целям в районе Намдинь. Когда до противника оставалось 15 км, Бай обнаружил его как две черные точки впереди, а в 5 км от цели летчики сбросили ПТБ и атаковали. Оба «Крусейдера» попытались уйти от них в облака, но Нгуен Ван Бай предугадал их маневр. Сблизившись, Бай выпустил очередь с 400-500 м по ведомому, но промахнулся. Вторая очередь, выпущенная с дистанции 250 м, попала в район фонаря, а третья очередь была произведена с 80-100 м, из-за малой дистанции осколки фонаря попали в воздухозаборник МиГа. Бай развернулся для второго захода и увидел, что американский летчик катапультировался, а горящий F-8 врезался в землю. Затем Во Ван Ман с 400-500 м выпустил две очереди по ведущему, но не попал. Ман сократил дистанцию и выпустил еще три очереди. F-8 загорелся, перевернулся и врезался в землю, в некоторых источниках утверждается, что его пилот тоже катапультировался.
Пара F-8E к-н Wilfred K. Abbott - л-нт Randy Rime эскадрильи VF-111 с «Орискани» кружила над затянутым низкой облачностью горным районом, прикрывая атаку «Скайхоков» на поезд. Предупреждений о МиГах не было, когда Райм увидел снарядные трассы, прошедшие слева, и сообщил ведущему: «Мы под огнем с 6 часов!». В этот момент в его фонарь попал снаряд, легко ранив летчика осколками плексиглаза. Райм успел заметить, что самолет ведущего с отрицательной перегрузкой повернул в облака. Райм также ушел в облако, а вылетев на открытое место, осмотрелся: в кабине горело аварийное табло давления в гидросистеме, крупная секция правого полукрыла была вырвана, и оттуда вытекала струя топлива. Райму показалось, что он слышал по радио сообщение Эббота, но не разобрал, так как из-за пробитого снарядом фонаря в кабине было шумно. Выполняя посадку, Райм видел по огням светотехнической системы, что его глиссада неоптимальная, но топлива на второй круг уже не оставалось. Он сел, зацепив последний трос, при этом отвалилось правое колесо шасси. Несмотря на дополнительные тяжелые повреждения, его F-8E № 149211 был отремонтирован.
«Крусейдер» Эбботта (F-8E № 150896) получил множество попаданий, был разбит фонарь и приборная панель, при этом шлем летчика сорвало с головы; самолет не реагировал на органы управления, и Эббот рванул рукоятки катапульты. При приземлении он сломал ногу и попал в плен. К-н Эббот был летчиком ВВС (летал на F-102) и находился на Флоте в порядке обмена опытом.
Райм не видел вражеских самолетов, но по углу попаданий в его F-8 был сделан вывод об атаке МиГов, их же официально признали причиной потери Эбботта.
09.09.1966 пара «Тандерчифов» (ведущий F-105F и ведомый F-105D) возвращалась после удара по цели, когда впереди справа от F-105D разорвался 37-мм снаряд. Летчик оглянулся и увидел в 2000 фт позади 3 самолета, опознанных как МиГ-21. Оба F-105 ушли к земле, вся тройка «МиГ-21» преследовала F-105D, продолжая его обстреливать, пока «Тандерчиф» не оторвался, развив у земли М=1,2. Летчик F-105F у земли повернул в другую сторону, а через минуту обнаружил впереди одиночный «МиГ-21». Сблизившись, летчик выпустил по нему 600 снарядов двумя очередями (с 2500 и 1500 фт), без попаданий.
14.09.1966 четверка F-105D, обеспечивая удар по мосту в Dap Cau, атаковала позицию ЗА, и в наборе высоты № 2 звена увидел впереди пару МиГ-17. Он сблизился до 1000 фт, но МиГи все еще не подозревали о его присутствии. Летчик F-105 решил атаковать сначала ведомый МиГ, а затем ведущий, и нажал на кнопку, но «Вулкан» отказал, выпустив всего 6 снарядов. Другие два МиГ-17 неточно обстреляли вторую пару F-105D этого же звена, максимально сблизившись на 900 ярдов.
16.09.1966
3 звена F-105D и одно звено F-4C должны были нанести удар по мосту в Dap Cau. Первое звено отбомбилось без происшествий и наблюдало МиГи на отходе. Третье звено F-105 на подходе к цели обнаружило идущие колонной 3 МиГ-17, и ведущий решил сначала атаковать их. Еще один МиГ-17 был замечен ниже звена, а замыкающий МиГ тройки заметил опасность и развернулся навстречу лидеру F-105. «Тандерчифы» избавились от бомбовой нагрузки и ушли. Второе звено F-105 заметило 2 МиГ-17 в одной миле впереди. «Тандерчифы» сбросили нагрузку и довернули на противника. Летчик ведущего F-105D на встречном курсе с 2000 фт выпустил 66 снарядов по ведущему МиГу, и обе стороны разошлись.
Замыкающим звеном была тройка (№ 2 был вынужден вернуться) F-4C 555-й TFS (позывной «Moonglow»), хотя по расписанию они должны были атаковать мост третьими. Каждый «Фантом» нес 4 AIM-9B, 4 AIM-7Е и 4 750-фунтовые бомбы. В 10 - 15 милях от цели от F-105 поступило сообщение о МиГах, и две пары МиГ-17 появились справа. «Фантомы» сбросили бомбы и повернули на МиГи, но те их переманеврировали и оказались позади второй пары F-4C. Один МиГ справа сзади обстрелял Moonglow 4, который ушел к земле на высоту 50 фт. Вторая пара МиГов зашла в хвост и открыла огонь по Moonglow 3. На помощь пришел ведущий звена «Фантомов». Ведя бой на виражах, он выпустил 3 «Сайдуиндера», в том числе один - по МиГу, заходящему сзади на F-105, но все прошли мимо. Его четвертая AIM-9B не сошла с пилона. Дистанция пусков находилась в диапазоне 1500 - 2500 фт, но сигнал захвата цели сверху на фоне земли был слабый. Затем Moonglow 1 увидел впереди МиГ-17, летевший по прямой, оператор выполнил захват, и летчик выпустил две AIM-7Е. Первая из них не управлялась, а от второй МиГ увернулся. Moonglow 1 обнаружил еще один МиГ-17 и хотел выпустить оставшиеся «Спэрроу», но они не ушли, так как у него не сбросился подфюзеляжный многозамковый держатель для бомб.
Moonglow 4 обнаружил в 3 - 4 милях впереди приближающийся МиГ-17, но экипаж 1-е л-нты Jerry Jameson / Douglas Rose растерялся и не успел подготовить пуск «Спэрроу». Отвернув, они обнаружили другой, уходящий, МиГ-17 в 2 милях, догнали его на форсаже, и Джеймсон, услышав сигнал захвата ГСН, выпустил с одной мили «Сайдуиндер», а через 5 секунд - еще один. Обе ракеты пошли за целью, но результата экипаж не видел, так как обнаружил МиГ, заходящий сверху сзади. После серии маневров Джеймсон / Роуз вернулись и увидели падающие обломки и парашют. Экипажу засчитан сбитый МиГ-17.
Moonglow 3: м-р John Robertson / 1-й л-нт Hubert Buchanan был последний раз виден, преследуемый парой МиГов. Затем летчик другого звена услышал голос Робертсона: «Я подбит, иду к воде», но F-4C № 63-7643 упал в 15 милях от аэродрома Кеп, Робертсон погиб. Бьюкенен видел, как первый залп «оранжевых мячей для гольфа» пролетел над фонарем, а когда МиГ приблизился, сказал летчику: «Сейчас будет.». Бьюкенену удалось катапультировался, и сразу после приземления он был схвачен.
Звено МиГ-17 923 иап Hồ Văn Quỳ - Đỗ Huy Hoàng, Nguyễn Văn Bảy - Võ Văn Mẫn было поднято для атаки группы, определенной как 6 F-105 и 8 F-4. В районе Фалай они обнаружили противника, идущего на высоте 700 м над горным районом. Первая пара начала преследование «Тандерчифов», а вторая - атаковала «Фантомы». Вьетнамцы увернулись от 8 ракет (практически точно, американцы выпустили 7), и сбили 2 F-4 и еще один повредили. «Фантом», которого преследовал Нгуен Ван Бай, стал выполнять вираж, благодаря чему Бай смог сократить дистанцию до 100-150 м и открыл огонь. Первая очередь прошла мимо, после второй из-под крыла F-4 вывалилось колесо и пролетело мимо фонаря Бая. Второй сбитый F-4 засчитан Во Ван Ману. Вся четверка вернулась домой без потерь.
18.09.1966
Утром 3 МиГ-17 пытались атаковать тройку F-105D. Заметив опасность, «Тандерчифы» сбросили все подвески и повернули на МиГи, которые ушли под защиту зенитных батарей.
После обеда мост в Дапкау был атакован силами 8 звеньев F-105, два из которых на подходе к цели были перехвачены четверкой МиГ-17. И хотя МиГи открывали огонь из-за пределов эффективной дальности стрельбы, они вынудили оба звена избавиться от бомб и уходить на форсаже.
20.09.1966
Целью 3 звеньев «Тандерчифов» был мост в 15 милях от Тхайнгуен. Первые два звена F-105D отбомбились по мосту и колонне грузовиков, затем появилась четверка МиГ-17, одна пара которых вышла в атаку. Ведущий МиГ с 3000 фт обстрелял F-105D ведущего первого звена, ведомый МиГ безуспешно попытался атаковать второе звено «Тандерчифов». Третье звено «Whisper» (2 F-105F и 2 F-105D) обнаружило 4 МиГ-17 впереди и вступило в догфайт. Whisper 1 (м-р Robinson / к-н Tsouprake), ошибочно переключив прицел на «ракеты» вместо «пушка-воздух», выпустил 2 очереди с 3000 фт по ведущему звена МиГов и еще одну с 1500 фт - по его ведомому (всего 460 снарядов). Затем ведущий МиГ-17 с 2000 фт открыл огонь по Whisper 2 (1 л-нт Hatcher). Оба F-105 первой пары сбросили «Шрайки» и блоки НАР и ушли. Whisper 3 (м-р O`Neil / к-н Kennedy) выпустил 150-200 снарядов по МиГу № 3 с дистанции 2000 фт, затем по этому же МиГу 200-300 снарядов израсходовал Whisper 4 (к-н Thomas) с 2000 фт. Проскочив мимо, МиГ № 3 зашел в хвост Томасу и с 1500-2000 фт выпустил 40-50 снарядов. Все «Тандерчифы» избежали попаданий, собственный огонь тоже был неточен. Тройка F-4C, наносившая удар по цели в этом же районе, не смогла обнаружить МиГов.
Четверка МиГ-17 Lê Quang Trung - Hoàng Văn Kỷ, Trần Minh Phương - Lưu Đức Sỹ, взлетевшая с Нойбай, обнаружила группу F-105 и F-4 на расстоянии 8 км. Первая пара атаковала «Тандерчифы», и в течение 2-х минут Ле Куанг Чунг сбил один F-105 и повредил другой, еще один F-105 сбил Хоанг Ван Ки. Обнаружив, что F-4 повернули на помощь, звену было приказано выходить из боя.
21.09.1966
В этот день произошел самый крупный воздушный бой на тот момент. Обнаружив приближающуюся группу из 40 F-105 и F-4, в 8:58 с Киенан было поднято звено МиГ-17 Nguyễn Văn Bảy - Đỗ Huy Hoàng, Lưu Huy Chao - Võ Văn Mẫn, а в 9:09 с Нойбай взлетела пара МиГ-21 Lê Trọng Huyên - Trần Thiện Lương.
В этот раз для удара по мосту в Дапкау (в 17 милях от Ханоя) направлялись 10 звеньев F-105 и 2 звена F-4С, всего 38 F-105 и 5 F-4С, идущие колонной звеньев с интервалом 3-5 минут. Первыми шли 5 звеньев F-105 355-го авиакрыла c авиабазы Тахли, затем 5 звеньев 388-го авиакрыла с Корат, оба звена F-4С также находились в колонне ударных самолетов, так как кроме полного комплекта «Спэрроу» и «Сайдуиндеров» «Фантомы» несли по 4 750-фунтовых или по 6 250-фунтовых бомб.
Три первых звена F-105D дошли до цели без встреч с МиГами, но потеряли от огня 85-мм ЗА ведущего одного из звеньев 357-й TFS. К-н G. Ammond катапультировался, когда у горящего F-105D отвалилось крыло, но дальнейшая судьба летчика осталась неизвестной. Четвертое звено F-105D также отбомбилось по цели, и почти сразу его ведущий обнаружил МиГ-17 позади «Фантома», чей экипаж не подозревал об опасности. Довернув навстречу МиГу, ведущий звена F-105D открыл огонь, начав стрелять с 2000 фт и закончив в 300 фт, всего выпустив 568 снарядов. МиГ-17 резко отвернул и спикировал, исчезнув в дымке. Два летчика видели вспышки от попаданий на его правом крыле, но дыма не было, и МиГ был засчитан только поврежденным.
Звено F-105D 333-й TFS с позывным «Vegas» на подходе к цели атаковало обнаруженный впереди одиночный МиГ-17. Ведущий звена выпустил очередь из 158 снарядов, наблюдая попадания в левое полукрыло МиГа, затем его пушка отказала. Как только Vegas 1 отвернул, Vegas 2 1-й л-нт Fred Wilson выпустил по этому же МиГу 280 снарядов, наблюдая фрагменты, отлетевшие от задней части уходящего МиГ-17. Оба летчика видели дым на земле, и Уилсону был засчитан сбитый МиГ-17. Vegas 3 обнаружил еще один МиГ-17 и выпустил по нему 135 снарядов, после чего его «Вулкан» отказал.
Тройка F-4С 433-й TFS направилась на помощь «Тандерчифам». Пара МиГ-17 поднявшаяся с малой высоте, появилась в 1500 фт слева сзади «Фантомов». Ведущий МиГ сманеврировал и открыл огонь по «Фантому» № 2 звена: F-4С № 63-7642 получил 4 или 5 снарядов в фюзеляж, но пожара не было. Экипаж к-н R.G. Kellems / 1-й л-нт J.W. Thomas спикировал на малую высоту и ушел на максимально возможной скорости. По пути к Тонкинскому заливу левый двигатель взорвался, а над морем в районе ДМЗ кончилось топливо. Оба летчика катапультировались и были подобраны вертолетом.
F-4С № 3 выпустил по ведомому МиГ-17 три «Сайдуиндера», не дожидаясь сигнала о захвате, чтобы отпугнуть его. Затем F-4С № 1 выпустил две AIM-9B по этому же МиГу, обе после сигнала о захвате, но у первой ракеты не запустился двигатель, вторая не пошла за целью из-за большой перегрузки при пуске. МиГ-17 был на форсаже, и третий «Сайдуиндер» имел хорошие шансы, но МиГ маневром ушел от ракеты. Тогда № 1 произвел пуск двух AIM-7Е, стреляя в режиме неподвижной антенны - такой способ изначально оставлял мало шансов на попадание. Летчик пытался выпустить еще две «Спэрроу» по нырнувшему к земле МиГу, но ушла только одна ракета, она взорвалась недалеко от МиГа без последствий для самолета противника.
Звено «Ford» включало в себя ведущий F-105F и 3 F-105D 421-й TFS. Ford 1 и Ford 2 выпустили по одному «Шрайку», и два МиГ-17 зашли им в хвост. Ford 3 1-й л-нт Karl Richter с 2000 фт обстрелял ведущий МиГ, наблюдая несколько попаданий и отлетевшие куски металла. МиГ-17 вяло отвернул, и Рихтер сблизился и снова открыл огонь, пока не расстрелял все 1029 снарядов. Часть правого полукрыла МиГа отвалилась, и его пилот катапультировался. Ford 4 (к-н R. Beardsley) выпустил 150 снарядов по ведомому МиГу, но не попал. 23-летний Рихтер стал самым молодым летчиком США, одержавшим победу во Вьетнаме. Всего он планировал выполнить 200 вылетов, а затем сделать еще один тур летчиком F-100F передового авианаведения, но в 1967 году был сбит МЗА в 198-м вылете и умер на борту спасательного вертолета.
Звено подавления ЗА с Корат обнаружило два пикирующих МиГа, опознанных как МиГ-21. Ведущий МиГ оказался перед F-105D № 3, выходя в атаку на ведущего звена F-105. № 3 с 1500 фт открыл огонь, выпустив 300 снарядов, но не попал. МиГ бросил первую пару и зашел в хвост F-105D № 3. Американский летчик ушел к земле, МиГ-21 преследовал его, обстреливая из пушки. В это время F-105D № 4 поднял нос и обстрелял ведомый МиГ-21, успев выпустить 125 снарядов прежде чем его пушка отказала. Летчик сообщил об одном возможном попадание по низу фюзеляжа МиГа и одном точном сверху в фюзеляж в позади фонаря, засчитан поврежденный МиГ-21.
Звено F-105D с Корат, шедшее одним из последних, обнаружило 3 МиГ-17 и ушло на форсаже, сбросив всю нагрузку. F-105D № 4, уворачиваясь от чужого ПТБ, отвернул в другую сторону, а затем был обстрелян ведущим МиГом, но оторвался от него на пикировании. Догоняя свое звено, летчик F-105D № 4 увидел МиГ-17, зашел ему в хвост, и выпустив 300 снарядов, наблюдал искры на крыле и фюзеляже. МиГ ушел вниз, засчитанный поврежденным.
По вьетнамским данным, звено МиГ-17 провело 8-минутный бой, в конце которого Во Ван Ман сбил F-4. Нгуен Ван Бай увернулся от всех выпущенных «Фантомами» ракет. Атакуя F-105, был сбит, как считается, ракетой, До Хюи Хоанг. Его МиГ стал крениться вправо, Хоанг включил форсаж, но самолет продолжал заваливаться. Часть левого крыла превратилась в лохмотья. Двигатель работал отлично, но самолет начал разваливаться, Хоанг почувствовал боль в боку и спине и катапультировался. МиГ-17 Во Ван Мана получил повреждения, но летчик не вышел из боя. Таким образом подтверждается заявка Рихтера, а Ман попал под огонь Уилсона либо одного из трех летчиков, заявивших повреждения МиГов.
Еще одно звено подавления ЗРК (ведущий F-105F и 3 F-105D) обнаружило в 2 - 3 милях впереди МиГ-21, шедший в 2000 фт за парой F-105. Звено сбросило «Шрайки», блоки НАР и кассетные бомбы и 15 миль преследовало МиГ-21. Когда они приблизились, МиГ развернулся, и летчик F-105F выпустил на встречном курсе 100 снарядов. «Тандерчифы» продолжили преследование, но затем отвернули. Во время погони второй МиГ-21 выполнил заход сверху на F-105D № 3, но проскочил отвернувший «Тандерчиф».
Звено из двух F-4C обнаружило 2 зенитные ракеты, поднимавшиеся навстречу в 8000 фт впереди. Пара ушла вниз, и ракеты не попытались изменить свои траектории. Когда «Фантомы» вернулись на высоту, ведомый заметил в 800 фт слева МиГ-21, который, как показалось, стрелял из пушки по ведущему F-4C. Из-за забитой частоты, одной для всех звеньев в районе, ведущий не услышал предупреждения об опасности и продолжал набор высоты. МиГ-21 с малой дистанции выпустил ракету «Атолл», которая прошла выше и правее ведущего «Фантома», и снова «открыл огонь из пушки». Затем ведомый экипаж увидел второй МиГ-21 у себя на хвосте. МиГ выпустил один «Атолл», прошедший в 100 фт правее «Фантома», и «обстрелял его из пушки». Ведущий наконец услышал сообщения о МиГе на хвосте, сбросил бомбы и ушел, разогнавшись на снижении до М=1,1. Через 45 секунд полета на форсаже у земли пара F-4C развернулась, но ни на радаре, ни визуально МиГов не обнаружила.
Пара МиГ-21 c расстояния 10 км обнаружила группу F-105, идущие навстречу на высоте 2000 м, и вступили в бой. Когда один F-105 зашел в хвост Ле Чонг Хуену, вьетнамский летчик спикировал, затем набрал высоту и сверху из перевернутого положения выпустил по противнику Р-3С. «Тандерчиф» ушел пикированием, но Хуен не отставал и пуском второй Р-3С с дистанции 1500 м сбил F-105.
Тройка МиГ-17 выполнила посадку на Зялам, а пара МиГ-21 вернулась на Нойбай. Кроме сбитого «Фантома» в актив вьетнамских истребителей можно занести тот факт, что они вынудили 7 из 12 звеньев сбросить бомбы, не дойдя до цели.
29.09.1966
23 сентября на перехват обнаруженного БПЛА поднималась пара МиГ-17 и одиночный МиГ-21. Летчик последнего обнаружил цель на высоте 10 км и произвел пуск Р-3С, не попавшей в цель.
29 сентября обнаружен «Файрби», идущий на высоте 1000 м, на перехват которого взлетел на МиГ-17 Nguyễn Biên (командир 923-го иап решил, что вылет пары будет избыточен) и одиночный МиГ-21 на случай, если БПЛА уйдет на высоту. Обоим летчикам сообщили, что цель прошла над Нойбай, и Бьен, снизившись до высоты 1000 м, увидел БПЛА в 4 км впереди слева. Нгуен Бьен догнал и сбил беспилотник, но из-за малой дистанции стрельбы влетел в облако взрыва и затем разбился.
Статистика сентябрь 1966
Всего за месяц летчикам F-4 засчитан 1 сбитый МиГ-17 (не подтверждается), а летчикам F-105 - 2 сбитых МиГ-17, фактические потери составили 1 сбитый МиГ-17 и 1 поврежденный.
Вьетнамским летчикам засчитано 8 сбитых: 2 F-8, 3 F-4 и 3 F-105. Потери США составили 3 сбитых: 1 F-8Е и 2 F-4С, и 1 поврежденный F-8Е. Один летчик погиб и двое попали в плен. Единственная заявка МиГ-21 не подтверждается.