Публикация на Дзен
https://dzen.ru/a/Zi_DBhFonwO0fvrQ 12.08.1966
Группа «Тандерчифов» 333-й TFS отбомбилась по топливохранилищу около Тхайнгуен, потеряв над целью сбитым ЗА F-105D № 62-4326, 1-й л-нт M. Neuens попал в плен. На обратном пути звено «Buckskin» атаковало обнаруженную колонну грузовиков около Йенбай, при этом огнем 37- или 57-мм ЗА был сбит F-105D № 61-0156, к-н D. Allinson (Buckskin 1) погиб, хотя и успел отвернуть от цели и катапультироваться. Его парашют был замечен среди деревьев на холме, но сам Аллинсон на связь не выходил. Buckskin 3 и Buckskin 4 описывали круги на высоте 5000 фт, высматривая на земле своего лидера, а еще два F-105D звена, шедшего следом, находились на высоте 10000 фт и предупредили нижнюю пару о подошедших МиГах. Buckskin 3 увидел два МиГ-17 в 1500 фт позади, и оба F-105 на форсаже ушли к земле на высоту 700 фт и разошлись в разные стороны. Buckskin 4 смог зайти в хвост МиГу, стрелявшему по Buckskin 3, и выпустил 580 снарядов - засчитан вероятно поврежденный; снаряды же МиГа прошли выше крыльев Buckskin 3. Второй МиГ, который был на хвосте Buckskin 4, открыл огонь, и несколько 23-мм снарядов попали в левое полукрыло F-105D, но Buckskin 4 смог продолжить бой. Тем временем на помощь подошла верхняя пара F-105D, ведущий которой выпустил около 500 снарядов и получил на счет поврежденный МиГ-17, а его ведомый выпустил 700 - 750 по другому МиГу, который ушел невредимым.
Пара МиГ-17 923-го иап Phan Văn Túc - Lưu Huy Chao была наведена на группу F-105, атаковавших топливохранилище, и обнаружила четверку «Тандерчифов», идущих на высоте 500 - 1000 м. Быстро сблизившись, Лыу Хуи Тяо сбил одного из них, и МиГи ушли на малой высоте. Специально для прикрытия их возвращения и посадки поднималась пара МиГ-21.
Боекомплект F-105 составлял 1029 снарядов.
13.08.1966
В 12:47 на перехват высотного БПЛА поднят МиГ-21, летчик Hà Văn Chúc набрал высоту 14000 м и скорость 1500 км/ч, но до разведчика оставалось еще 90 км, и летчика вернули на посадку.
В 13:14 взлетел Đặng Ngọc Ngự, который разогнался до 1800 км/ч и набрав высоту 16000 м, сбил беспилотник, летевший на 1000 м выше.
16.08.1966
Рано утром четверка А-4Е пересекла береговую черту, и обнаружив южнее Тханьхоа поезд, атаковала его 250-фн (120 кг) и 500-фн (240 кг) бомбами и пушечным огнем. Истратив все бомбы, они вызвали на помощь еще 2 А-4Е. Уходя от цели, «Скайхоки» обнаружили сзади 2 МиГ-17, которые сбросили ПТБ и включили форсаж. С расстояния 2000 фт МиГи открыли огонь, но очень неточный, наблюдались только 37-мм снаряды, которые летели медленно и разрывались впереди звена А-4. «Скайхоки» отвернули, и МиГи ушли.
Пара МиГ-17 923-го иап Mai Đức Toại - Nguyễn Văn Biên в районе Донгзяо - Бимсон вступила в бой с 8 А-4, один из которых был сбит Май Дык Тоаем.
Потерь в этот день у авиации США не было.
17.08.1966
В это день целью «Тандерчифов» было топливохранилище севернее Ханоя. По пути к цели в 15:02 одна пара F-105D обнаружила преследующий их одиночный МиГ-17. Оба летчика сбросили свою нагрузку, но МиГ продолжал сокращать дистанцию. От него удалось оторваться, включив форсаж и снизившись до высоты 500 фт. Стрельба МиГа не наблюдалась, но во время преследования «Тандерчифы» были обстреляны крупнокалиберной ЗА, и МиГ-17 также летел сквозь ее разрывы.
В 14:07 с Нойбай взлетела пара МиГ-21 921-го иап Động Văn Đe - Nguyễn Văn Cộс. Набрав высоту 500 м, ведущий пары заметил одиночный F-105 в районе аэродрома. Достигнув высоты 3000, МиГи перешли в горизонтальный полет, «Тандерчиф» все также летел, не маневрируя. Донг Ван Де выпустил по нему Р-3С, которая взорвалась выше цели. Де выпустил вторую ракету, хотя она взорвалась прямо под фюзеляжем F-105, в лучшем случае вражеский самолет был только поврежден. Нгуен Ван Кок находился выше, прикрывая ведущего. Увидев, что F-105 после стрельбы Де продолжает лететь, Кок собрался его атаковать, но когда он сблизился с «Тандерчифом», прямо перед его носом возникли густые разрывы снарядов ЗА, и Кок последовал за Де на посадку.
В 15:16 два F-105D (первая пара звена «Anvil», вторая пара вернулась домой из-за отказа радио у Anvil 4) сбросили свои 750-фн бомбы на топливохранилище, и минуту спустя подошедший сзади МиГ-17 открыл огонь по Anvil 1 (м-р Whatley) с дистанции 4000 фт. Anvil 1 включил форсаж и пошел к земле, но МиГ переиграл его и сократил разрыв до 1500 фт, продолжая стрелять. Уходя от него, Уотли развил М=1,2 на ПМВ над рисовыми полями. Anvil 2 (к-н Lauck) атаковал МиГ, преследовавший Уотли. Лаук переключил выбор оружия с «бомбы» на «пушки-воздух», а радар - в положение «воздух-воздух» и «захват», но в спешке ошибся с переключателями и не получил картинку прицела. Все, что он смог - это загнать МиГ в середину лобового стекла и выпустить короткую (75 снарядов) неточную очередь.
В 13:52 для отражения налета на Ханой были подняты две пары МиГ-17 923-го иап: с Зялам взлетели Lê Quang Trung - Ngô Đức Mai, а с Нойбай - Nguyễn Biên - Phan Văn Túc. В районе г. Бакнинь МиГи атаковали маленькую группу «Тандерчифов», шедшую на малой высоте, и Ле Куанг Чунг сбил один F-105.
18.08.1966
Второй день подряд было атаковано топливохранилище в 8 милях севернее Ханоя. Ударную группу лидировало звено «Honda» (ведущий F-105F 13-й TFS и 3 F-105D 34-й TFS с НАРами), затем шли 3 звена F-105D с 750-фн бомбами. Обходя встреченную на пути к цели грозу, звено Honda распалось на пары. В районе цели Honda 1 (м-р William Robinson / м-р Peter Tsouprake) и Honda 2 (м-р Kenneth Blank) набрали высоту 6000 фт, ведущий экипаж готовился к пуску «Шрайков», когда прозвучала сигнализация о пусках ракет. Обнаружив идущие навстречу 2 ЗУР, пара ушла вниз. Одна ракета взорвалась между ними, тряхнув «Тандерчиф» Бланка, вторая прошла выше. Через 6-7 секунд стартовали еще 2 ракеты, но они не представляли угрозы и ушли вверх в облака. Робинсон выпустил оба своих «Шрайка», и в это время лидер идущего следом звена «Schlitz» сообщил: «Хонда 2, у тебя МиГ на хвосте.» Бланк оглянулся и увидел МиГ-17, преследующий Honda 1. Робинсон сбросил блоки НАР и ПТБ и отвернул. МиГ не отставал, стреляя, и в F-105F попало 2 снаряда: один в вертикальный стабилизатор, а второй по касательной прошелся по крылу. Робинсон ушел под Бланка, а увлеченный стрельбой вьетнамский летчик не заметил зашедшего сзади противника. Не успев переключить прицел на «воздух-воздух», Бланк с дистанции 400 - 600 фт выпустил 216 снарядов, МиГ загорелся и упал на землю. Второй МиГ-17 ушел, не вступая в бой.
Результат стрельбы Кеннета Бланка
Один МиГ-17 попался навстречу звену «Schlitz», но проскочил и пропал из вида. Обнаружив место пуска, звено «Schlitz»сбросило бомбы на позицию ЗРК, обстрелявшего звено «Honda».
Пара МиГ-17 923-го иап Phạm Thành Chung - Nguyễn Thế Hôn перехватила группу из 8 F-105. Летчики уклонилась от вражеских ракет (видимо пуск «Шрайков») и атаковала первое звено. Враг сбросил бомбы, не доходя до цели, и ушел. В бою удалось тяжело повредить один F-105, но был сбит и погиб ст. л-нт Фам Тхань Тунг.
Замыкающее звено «Manila» из двух F-105D не обнаружило нефтехранилище и сбросило свои 750-фунтовки на мост. Направляясь к «Хребту Тадов», они заметили одиночный МиГ-17 , который ушел в облака, а через несколько секунд выскочил в 1000 фт перед носом у Manila 2. Времени на манипуляции с прицелом не было, и летчик выпустил по МиГу очередь в 184 снарядов, прицеливаясь по трубке Пито, без попаданий. МиГ сманеврировал и оказался в 2000 фт за хвостом Manila 1, присоединившись еще к двум МиГам, зашедшими сзади. МиГи открыли огонь, и Manila 1 видел трассы, прошедшие над его фонарем. Оба F-105 ушли на форсаже.
Пара МиГ-17 923 иап Lê Quang Trung - Lưu Đức Sĩ атаковала группу F-105 в районе Тамдао. Оба летчика открывали огонь, но попаданий не было.
22.08.1966
Звено из 4 F-105D шло последним в группе, снова атаковавшей нефтехранилище севернее Ханоя, но наводнение помешало им найти местонахождение цели. В 16:26 сразу после того, как звено сбросило бомбы на дорогу, F-105D № 3 звена был обстрелян МиГом-17, оказавшимся в 3000 фт сзади. № 2 спикировал, выпустил короткую неприцельную очередь и проскочил МиГ. Тем временем № 3 находился в вираже, когда один 23-мм снаряд попал в правый закрылок. № 4 тоже выпустил по этому МиГу короткую очередь под большим углом. Не попал, но МиГ оставил в покое № 3 и был потерян из вида. Этот же или другой МиГ-17 был обнаружен в 3000 фт позади № 2 и прежде, чем летчик F-105D включил форсаж, успел сблизиться на дистанцию 500 фт и открыл огонь, но не попал. № 4 обнаружил другой МиГ позади и отвернул вправо вниз, МиГ срезал поворот и с 3000 фт открыл огонь. Один 23-мм снаряд попал в вертикальный стабилизатор, отбив его верхушку размером 6 дюймов. № 1 повернул на этот МиГ и открыл огонь, но его «Вулкан» отказал, выпустив 150 снарядов, и МиГ ушел. Еще один зашел сзади и с 3000 фт неточно обстрелял F-105D № 1, ведущий звена ушел, развив скорость звука на высоте 100 фт. Звено F-104C патрулировало далеко севернее и не услышало «Тандерчифов».
Из вьетнамских данных следует, что они провели два боя, но в остальном описания событий полностью совпадают. В 15:04 взлетела пара МиГ-17 923-го иап Lê Quang Trung - Nguyễn Kim Tu, через несколько минут они обнаружили 4 F-105 и атаковали. Нгуен Ким Ту выпустил очередь с дистанции 800 м, но промахнулся. Звено F-105 развернулось и ушло на запад. В 15:24 летчикам сообщили еще о двух четверках F-105, идущих от Тамдао к Ханою. Пара повернула к врагам, и Ле Куанг Чунг начал преследовать F-105, занимавший позицию № 3. С «подходящей» дальности он открыл огонь, но обе выпущенные очереди не попали в цель. Чунг развернулся и полетел навстречу паре F-105, вынудив их сбросить бомбы и уходить. В это время Нгуен Ким Ту начал преследовать F-105 № 4. «Тандерчиф» энергично маневрировал, но Ту не отставал и выпустил две очереди, не имея возможности наблюдать результаты. Получив приказ на выход из боя, Чунг благополучно вернулся на аэродром. Ту пролетал на высоте 1000 м над горами в округе Хамлон, когда его МиГ начал терять высоту. Нгуен Ким Ту понял, что его самолет был поврежден в бою, и убедившись, что МиГ стал неуправляемым, катапультировался, но из-за малой высоты - 70 м, погиб.
Таким образом, погибший летчик в одном бою дважды попал, стреляя с большой дистанции, а ведущий пары промахнулся из более выгодной позиции («подходящей» дальности / 500 фт).
Статистика
Всего в августе 1966 летчикам США засчитан 1 сбитый МиГ-17, реально было сбито 2 МиГ-17, оба летчика погибли. Заявки ДРВ сбитыми: 1 А-4 и 2 F-105, фактически повреждены 1 F-105F и 3 F-105D.