Июль 1966

Jan 05, 2022 11:46

07.07.1966

В районе Фукйен пара подавления ЗРК в составе ведущего F-105F и ведомого F-105D вскоре после пуска ведущим AGM-45 по источнику излучения обнаружила МиГ-21 в 5000 фт позади F-105F, а затем - второй МиГ-21 в 2000 фт за хвостом F-105D. Летчик последнего м-р Phillips на форсаже спикировал к земле и на скорости М = 1,1 и высоте 500 фт ушел долиной в «Хребте Тадов». Первый МиГ выпустил 2 «Атолла» с дистанции 2000 фт по находящемуся в вираже F-105F. К-н Angel включил форсаж и ушел на малую высоту, обе ракеты прошли позади него, так как были выпущены перпендикулярно направлению его полета. Соединившись, пара «охотников за радарами» продолжила миссию, и вскоре Энжел выпустил свой оставшийся «Шрайк» по позиции ЗРК.

Взлетевшая с Нойбай пара МиГ-21ПФЛ Nguyễn Nhật Chiêu - Tran Ngoc Siu в районе горного хребта Тамдао атаковала пару F-105. Нгуен Ньят Тьеу из-за энергичного маневрирования противника не смог захватить его ГСН своих Р-3С. На счет Чан Нгок Шиу занесен сбитый F-105, который загорелся и упал на землю. Вьетнамские авторы утверждают, что в одних документах средством поражения указана управляемая ракета, в других - НАРы, и считают правильной версию с неуправляемыми ракетами, подтвержденную воспоминаниями ветеранов. Шиу выпустил первый залп с 500 м, затем второй со 150 м, а Тьеу видел попадания ракет в крыло.

Потери США за день составили F-105D, сбитый 85-мм в 10 милях юго-западнее Йенбай (к-н Tomes попал в плен), и А-4С, фатально поврежденный ЗА около Хайфона.

11.07.1966



Четверка F-105 с авиабазы Тахли атаковала ЗРК в 25 милях северо-западнее Ханоя. Ведущий выпустил «Шрайк», затем звено распалось, маневрируя в облаках. Оставшись вдвоем, № 1 и № 2 визуально обнаружили позицию ЗРК и атаковали ее НАРами и пушечным огнем. После атаки, уклоняясь от огня ЗА, летчик F-105 № 2 м-р McClelland потерял ведущего. Возвращаясь вдоль «Хребта Тадов», Макклелланд увидел впереди два самолета и присоединился к ним. Сблизившись на 2 мили, он понял, что это не «Тандерчифы» и пожалел, что у него нет «Сайдуиндеров». В этот момент один из самолетов начал разворот с непривычно малым радиусом виража - Макклелланд опознал МиГ-21, включил форсаж и сбросил подвески. Проскочив над МиГом, Макклелланд ушел на ПМВ и на сверхзвуке пересек «Хребет Тадов» по долине, продолжил сверхзвуковой полет у земли и выключил форсаж только перелетев через Красную реку, когда остаток топлива показывал 2000 фунтов. Над Лаосом топливо закончилось, когда Макллелланд уже видел танкер, и ему пришлось катапультироваться из своего F-105D 61-0121.

Летчик F-105 № 4 распавшегося звена обнаружил, что топливо из дополнительного бака в бомбоотсеке не вырабатывается, и направился домой. Достигнув «Хребта Тадов», он заметил приближающуюся справа пару МиГ-21. Маневрируя, летчику удалось сорвать атаку одного из МиГов, но другой смог занять позицию в 2000 фт позади и выпустил 2 ракеты. Американец включил форсаж и отвернул влево вниз, ракеты приближались слева и прошли позади, вероятно потеряв цель из-за близости земли. Оба МиГа ушли в облака. Летчик F-105 № 4 обнаружил, что топливо из ПТБ в бомбоотсеке можно периодически вырабатывать, перещелкивая переключатель, и сел на Удорн с остатком топлива 200 фунтов.

Воздушный бой провела пара МиГ-21ПФЛ Vũ Ngọc Đỉnh  - Đồng Văn Song. Пара смогла зайти в хвост "Тандерчифам", и Динь, вооруженный Р-3С, приказал атаковать ведомому, чей МиГ нес два блока НАР. С дистанции 500 м Донг Ван Шонг выпустил два залпа, прошедшие впереди цели, и еще один - с 300 м. F-105 задымил и врезался в землю.

В этот день США лишились 3-х F-105D с Тахли, потерянных при ударе по мосту в 5 милях от Кеп: № 61-0121 разбился из-за выработки топлива; № 62-4282 подбит 85-мм ЗА над целью, пролетев 25 миль, к-н Shattuck катапультировался и попал в плен; № 61-0112 поврежден ЗА над целью, к-н Laney катапультировался над Лаосом. Кроме указанных, F-4B был потерян в тренировочном вылете.

13.07.1966

4 F-4В из VF-161 (АВ «Констеллейшен») прикрывали налет группы из 6 А-6 и 6 А-4 на мост Co Trai. В 11:02 первая пара «Фантомов» была атакована МиГами, подошедшими сзади с превышением высоты. Пара МиГ-17 обстреляла F-4В № 1, проскочила мимо и стала разворачиваться для повторной атаки. «Фантомы» включили форсаж и были обстреляны второй парой МиГ-17, также проскочившей мимо. Ведущий F-4В ушел к земле, где пара МиГ-17 обстреляла его на встречном курсе и пронеслась на 200 фт выше. Затем летчик F-4В № 1 обнаружил еще один МиГ-17, идущий навстречу, и с дистанции 4000 - 5000 фт выпустил по нему одну АIМ-7Е. Вьетнамца не отпугнула летевшая навстречу ракета, и нос МиГа осветился дульным пламенем. «Спэрроу» прошла близко к МиГу, но не взорвалась, снаряды МиГ-17 также не достигли цели, и противники разошлись. Услышав сообщение о МиГах, находившаяся в 5 милях вторая пара F-4 повернула к месту боя. В районе было 16 своих самолетов, но оператор экипажа F-4 № 3 л-нт William McGuigan / л-нт (мл) Robert Fowler выделил 2 МиГа на дистанции 5 миль и выполнил захват ведущего МиГа. Сблизившись, экипаж увидел 2 МиГ-17, преследующих пару А-4Е. С 1,5 мили Макгиган выпустил АIМ-7Е, ведущий МиГ-17 ушел в облака и сорвал захват, а ведомый МиГ повернул навстречу F-4 № 4. Ведущий МиГ быстро развернулся, Макгиган ушел с набором высоты, затем спикировал под углом 70 гр позади МиГа. Макгиган сблизился и после сигнала захвата тепловой ГСН с 1,5 - 2 миль выпустил АIМ-9D. МиГ находился в крутом вираже, но после пуска ракета повернула за ним и взорвалась около сопла. МиГ с креном 120 гр ушел вниз и взорвался на земле. F-4 № 4 сначала был обстрелян на встречном курсе ведомым сбитого МиГ-17, а затем дважды был атакован парой МиГов, пускавших НАРы. «Фантомы» вышли из боя из-за малого остатка топлива.

Утром с Нойбай взлетело звено МиГ-17 923 иап Phan Văn Na - Nguyễn Thế Hôn, Trần Văn Triêm -Lưu Huy Chao и южнеее Ханоя вступило в бой с 12 A-4D и 6 F-8, сбив 2 самолеты: Фан Ван На - A-4D и Нгуен Тхе Хон - F-8. Вражеские самолеты непрерывно пускали ракеты, от одной из которых не смог увернуться Чан Ван Чьем. Летчик катапультировался на малой высоте и погиб.

Авиация США в этот день потерь не понесла.

14.07.1966

Проанализировав бой предыдущего дня, было принято решение перейти к действиям парами, выходящими в атаку с малой высоты. В 11:06 с Кеп взлетела пара МиГ-17 923 иап Phạm Thành Chung - Ngô Đức Mai и к югу от Ханоя обнаружила А-4 под прикрытием F-8. Фам Тхань Тюнг атаковал штурмовики и сбил 1 А-4D, а Нго Дык Май вступил в бой с тройкой Крусейдеров и сбил 1 F-8. Обе победы одержаны на высоте 80-100 м, одна из которых стала 1200-м американским самолетом, сбитым над ДРВ.

Американцы дают время боя 12:51, видимо это ошибка. Тройка F-8Е из VF-162 (АВ «Орискани»), ведущий командир эскадрильи коммандер Richard Bellinger, прикрывала ударные самолеты и в 25 милях ЮВ Ханоя вступила в бой с обнаруженной парой МиГ-17. Догфайт проходил на высотах от нижнего края облаков до 50 фт над землей. Ведомый МиГ обстрелял зависший в верхней точке вертикального маневра F-8 № 3 и ушел вниз в облака. F-8 № 2 увидел МиГ-17 в 500 фт позади F-8 № 3 и с 1000 фт выпустил очередь, прошедшую далеко позади МиГа. Вторая очередь была точной, но из-за перегрузки 6 g во время стрельбы сразу 3 пушки отказали. Летчик видел попадания двух снарядов и МиГ-17 был засчитан поврежденным. Затем № 2 выпустил AIM-9B по МиГу, чтобы отпугнуть его от № 3, ракета прошла позади МиГа и врезалась в рисовое поле. Три F-8 и один МиГ-17 встали в круг, к которому присоединился второй МиГ-17 и обстрелял Беллинжера, F-8E № 150908 которого получил попадания в крыло, низ фюзеляжа и горизонтальный стабилизатор. № 2 с дистанции 1000 фт выпустил AIM-9D, от которой МиГ ушел маневром. Тройка Крусейдеров направилась на посадку в Дананг. Из пробоины в фюзеляже F-8E вытекало топливо, но Беллинжер не смог дозаправиться, так как из-за повреждения гидросистемы заправочная штанга не выдвигалась, и катапультировался в 16 милях от Дананга.

Вьетнамцы отдают победу над Беллинжером Нго Дык Маю. 42-летний «комэск-162» был опытным летчиком с налетом 3500 ч (1000 ч на F-8), имея 210 бв в небе трех войн: ВМВ (В-17 и В-25), Кореи (F2H Вanshee) и Вьетнама. Правда, вскоре Беллинжер «отыграется», сбив МиГ-21.

В 12:00 четверка F-4C 480-й TFS, прикрывавшая удар Тандерчифов по целям в районе Ханоя, обнаружила МиГ-21 позади себя, и второй МиГ-21 - в 3 милях позади F-105 № 3 звена подавления ЗРК.

Первый МиГ-21 атаковал звено F-4C и выпустил ракету по № 4, которая прошла сзади слева маневрирующего «Фантома». Экипаж F-4 № 2 1-й л-нт Ronald Martin / 1-й л-нт Richard Krieps смог занять позицию позади этого МиГа и выпустил одну AIM-9B. МиГ-21 шел на форсаже с набором высоты, и ракета взорвалась справа от хвоста МиГа, затем был замечен парашют катапультировавшегося летчика.

После ухода пары МиГ-17 Тюнг - Май взлетела пара МиГ-21 Hoàng Biểu - Ta Văn Thành. Они набрали высоту 150 м и получили с КП курс на 4 F-105, пролетавших рядом с аэродромом Нойбай. Бьеу последовал за F-105 №4, с дистанции 2500 м услышал сигнал захвата Р-3С и нажал на пуск. Но F-105 сманеврировал, и ракета прошла впереди цели. Продолжая преследовать F-105, Бьеу услышал взрыв, и самолет затрясло. На время потеряв сознание, Бьеу пришел в себя и успешно катапультировался из кабины МиГ-21ПФЛ б/н 4021.

Экипаж F-4 № 1 к-н William Swenden / 1-й л-нт Duane Buttell пошел за МиГом, выходящим в атаку на F-105. Быстро сблизившись, Свенден выключил форсаж и выпустил воздушные тормоза. МиГ-21 был уже в полумиле позади F-105, летчик которого пока не маневрировал, так как выполнял подготовку к пуску «Шрайка», когда Свенден с расстояния 0,5 мили выпустил АIМ-9B. Ракета прошла над фонарем МиГа без детонации, вьетнамский летчик включил форсаж и начал набор высоты в вираже. Свенден выпустил второй «Сайдуиндер» с ¾ мили, ракета взорвалась в 200 фт позади МиГа, который продолжил набор высоты, не маневрируя. Третья выпущенная AIM-9B взорвалась прямо у сопла, вьетнамский летчик катапультировался, и МиГ взорвался.

Был сбит МиГ-21ПФМ б/н 4127, Та Ван Тхань катапультировался, но погиб.

19.07.1966

Четыре звена, всего 16 F-105 354-й TFS в колонне звеньев с интервалом 1 - 3 минуты, направлялись для атаки нефтехранилища в окрестностях Ханоя. На пути к цели в районе аэродрома Нойбай (в 15 милях от Ханоя) в 16:11 первое звено (позывной Steel) было атаковано сзади тройкой МиГ-17. Истребительное прикрытие насчитывало 7 F-4C (2 звена, ближайшее из которых находилось в 18 милях от места боя), а также 2 F-104C и 2 F-4C эскорта ЕВ-66, но вызов ведущего группы «Тандерчифов» м-ра Каслера не был ими услышан в забитом радиообменом эфире. 3 МиГ-17 обстреляли первую пару звена Steel: м-р James Kasler - 1-й л-нт Stephen Diamond. К-н David Allinson (Steel 3) открыл огонь по МиГу № 2, стреляя под углом 90 гр, и наблюдал обломки, отлетающие от левого крыла, и струйку дыма. МиГ вышел из боя и направился в сторону Нойбай. С 4000 фт Аллинсон выпустил по нему AIM-9B (по одному из F-105 каждого звена имели «Сайдуиндеры»), но ракета не пошла за МиГом, обнаружив на земле более сильный источник тепла. МиГ заложил вираж, и Аллинсон выпустил второй «Сайд», но из-за перегрузки во время пуска больше разрешенной ракета промахнулась. Steel 3 снова отрыл огонь из «Вулкана», и снова неточно. МиГ № 2 ушел, засчитанный поврежденным, Steel 3 и 4 продолжили полет к цели, в то время как Steel 1 и 2 остались против пары МиГ-17.

По вьетнамским данным, на перехват группы из 12 F-105, летящих на малой высоте вдоль гор Тамдао, в 14:50 с Нойбай поднята пара МиГ-17 923-го иап Nguyễn Văn Biên - Võ Văn Mẫn. Обнаружив 2 пары F-105, вьетнамцы атаковали. Нгуен Ван Бьен с 600 м обстрелял ведущий самолет, но пара F-105 ушла от очередей со снижением. Затем другой «Тандерчиф» зашел в хвост Бьену и выпустил несколько очередей, также неточно.

Второе звено F-105, идущее следом за Steel, видело вставшие в круг на малой скорости 2 F-105 и 2 МиГ-17, но Каслер отказался от помощи и приказал им идти к цели. Второе звено F-105 атаковало цель (где огнем с земли был поврежден F-105 № 2) и на обратном снова прошло мимо места боя. Оба летчика второй пары на встречном курсе обстреляли пару МиГ-17, зашедшую в хвост Steel 1 и 2, и потеряли бой из вида. Воздушный бой длился 13 - 15 минут, смещаясь в сторону аэродрома Нойбай, всего МиГи выполнили 7 заходов на пару «Тандерчифов». Не объясняется, почему американцы не вышли из боя, но в итоге сказалось преимущество МиГ-17 в догфайте у земли. Первым получил попадания F-105D № 59-1755 Даймонда. Вьетнамский летчик развернулся для второго захода на Steel 2, но был обстрелян Каслером, заявившим попадание по горизонтальному стабилизатору МиГа (засчитан поврежденным). Даймонд сообщил, что направился курсом 240, а затем - что «выходит» и катапультировался. Его бипер был слышан, пока Даймонд опускался на парашюте, но летчик на связь не вышел. Когда Каслер попал в плен, сбитый ЗА 08.08.1966, на допросе ему рассказали, что Даймонд погиб, получив разрыв селезенки. Затем уже над самим Нойбаем зашедший в хвост МиГ повредил F-105D Каслера. F-105D № 1 второго звена обстрелял МиГ-17, преследующий Каслера, начав стрельбу на дистанции 3000 фт, а закончив в 50 фт, едва успев отвернуть. Хотя прицел был неточно откалиброван, удалось попасть в правое крыло МиГа. Steel 3 и 4 после сброса бомб на цель также пришли на помощь своему лидеру. Пролетая на высоте 500 - 1000 фт над летным полем, они обстреляли МиГ-17, а затем попали под огонь батареи 37-мм ЗА, повредившей F-105D Аллинсона.

По вьетнамскому описанию, 2 МиГа и 2 F-105 «вертелись, как листья в вихре, прямо над аэродромом», затем к бою присоединились еще 8 подошедших F-105. МиГам помогали зенитные батарею, защищавшие Нойбай, а с КП своевременно поступала информация об обстановке и команды. Во Ван Ман смог занять положение позади F-105 № 2, пытавшегося выйти из-под обстрела зениток, и открыл огонь. После двух очередей F-105 загорелся и упал, его летчик катапультировался, но погиб (первая из пяти побед Во Ван Мана). Другие «Тандерчифы» собирались атаковать Мана, но зенитным огнем был подбит один из них. Две минуты спустя Бьен с 400 м попал в правое крыло F-105, который смог уйти, но тем не менее был засчитан сбитым. Оба МиГа выполнили посадку на Зялам, где взору окружающих предстало множество дыр от 20-мм снарядов в крыльях МиГ-17 Во Ван Мана.

Потерявший ведомого и получивший повреждения от огня МиГа м-р Каслер был ветераном трех войн и самым настоящим асом: в 1945 он успел выполнить 7 бв стрелком В-29, а в 101 бв в Корее на F-86 получил на счет 6 сбитых МиГ-15 и 2 поврежденных.



Кадр ФКП Нгуен Ван Бьена (Иштван Топерчер). Вызывают вопрос несброшенные ПТБ.

По данным ДРВ всего за день сбито 12 самолетов: ИА - 2, ЗРК - 7, ЗА - 3. Потери США сбитыми составили 1 F-105D от ИА, 1 F-8E от ЗРК и 1 F-105D от ЗА над ДРВ, еще 1 F-100F был сбит над Южным Вьетнамом.

Конец июля 1966

20.07.1966 пара МиГ-21 выпустила 2 ракеты по звену из 4 F-105. «Тандерчифы» повернули в сторону атакующих, ракеты не смогли повторить маневр звена и прошли сзади, а МиГи отвернули и ушли.

В то время как МиГи-17 продолжали добиваться успехов, а МиГи-21 продолжали нести потери, был снова взят тайм-аут в участии последних в воздушных боях.

21.07.1966 летчик МиГ-21ПФЛ Nguyễn Đăng Kính пуском двух Р-3С сбил БПЛА, летящий на высоте 17000 м, одержав первую из своих 6 побед.

22.07.1966 четверка F-105 была обстреляна парой МиГ-17, каждый из которых выпустил по 2 ракеты, прошедшие далеко позади звена. Тип ракет: либо неуправляемые, либо АА-2 (т.е. Р-3С), которые не наводились. F-105 № 3 обнаружил еще один МиГ-17 и неточно обстрелял его из пушки.

29.07.1966 RС-47D № 43-48388 из 606-й ACS (эскадрильи специальных операций) отправился в вылет в окрестности г. Самныа в Лаосе. Целью вылета было наблюдение за силами Патет Лао, а также ретрансляция разведывательной информации от действующих в районе групп спецназа. Граница с Северным Вьетнамом была рядом, возможно даже «Дакота» во время миссии ее пресекала. В 16:10 летчик RС-47D сообщил, что атакован вражескими истребителями, и связь пропала. Весь экипаж из 8 человек погиб.

На перехват крутившегося на границе самолета была поднята пара МиГ-17 923-го иап Trần Huyền - Võ Văn Mẫn. Обнаружив транспортник, МиГи уменьшили скорость, и Чан Хуен выпустил 2 очереди. Левое крыло «Дакоты» загорелось, и МиГи проскочил цель. Развернувшись, они снова открыли огонь, и RС-47 взорвался в воздухе. Победа была занесен на счет ведущего.



Кадр ФКП вероятно Чан Хуена (у Топерчера ошибочно записан летчику Luu Huy Chao)

Статистика

Всего за июль 1966 летчикам США засчитано сбитыми 1 МиГ-17 и 2 МиГ-21. Все 3 подтверждаются ДРВ (погибли 2 летчика), кроме того, еще 1 МиГ-17 был поврежден.

Заявки ДРВ за это период - 9 сбитых самолетов: 4 F-105, 2 F-8, 2 A-4 и 1 RC-47. Реально сбито 3: F-105D, F-8E и RC-47D, и поврежден 1 F-105D (все - от МиГ-17), 9 летчиков и членов экипажа погибли, один летчик попал в плен. Еще один F-105D разбился из-за нехватки топлива, уходя от МиГов. Обе заявки МиГ-21 не подтверждаются, но на их счет нужно отнести выработавший топливо F-105D.

2 победы МиГ-17 были одержана над топ-летчиками: сбит опытный командир эскадрильи и поврежден самолет реактивного аса, причем обе победы одержаны не неожиданной атакой, а в настоящих догфайтах, в которых вьетнамцы были либо в меньшинстве, либо в численно равных составах. Браво!
Previous post Next post
Up