Немного о РS752...

Jan 27, 2020 23:00



Ещё раз светлая память погибшим экипажу и пассажирам....

Чего-то в сетях пошло очень уж много всякого разного о сбитом в Тегеране самолете, причём часто откровенно говоря бредового, поэтому попробую отсеять всякую чепуху. Это конечно мое личное мнение, но основано на опыте 15+ лет полётов именно в этом регионе и в тот же Иран несчетное количество раз. И немного знаний с военной кафедры, истории и банальных местных новостей...

Первое - по-моему шансы, что самолёт МАУ сбили «специально» предельно малы. В таких случаях всегда надо задавать себе вопросы «Зачем???» и «Кому в целом это выгодно?».
Сразу начну с теории об «коварных американцах» - мол «они все подстроили, сбили, что бы потом обвинить Иран и начать войну...». Ага, сбили, только вот войну потом не начали... Передумали? Так если им нужен был только такой повод, то передумывать они бы точно не стали. Да и «поводов» тут за пару лет было уже с десяток, но не спешит США воевать с Ираном (и да, я считаю, что это хорошо...). Ну и хорошо, если бы «американцы сбили», то как они потом Аятолу заставили на себя вину взять??? Или он у них тоже «засланный»??? Тогда это и как пУтин в РФ - больше чем он навредил России за прошлые десяток лет уже и придумать сложно то... Но вообщем не вяжется это все.

Вариант, что «иранцы кого-то там не хотели из Ирана выпускать и сбили...» - ребят, ну не делается это так! Особенно здесь... «Не хотели выпускать» - того человека сразу в аэропорту взяли бы и никто даже и не пискнул бы, в Иране то... И даже если бы ошиблись, не взяли сразу, то после взлёта из Тегерана там ещё минимум полчаса до границы, вернули бы самолёт командой по связи и опять таки ни кто бы не сопротивлялся. И потом главное - какой смысл было сбивать гражданский иностранный самолёт, полный народу, отчасти своего, отчасти своего но с «чужими паспортами» (что ещё хуже), что-бы «отомстить предателю», но при этом вызвать на себя кучу проблем и во внешней политике и во внутренней???
И ещё и место преступления - сбить самолёт практически над городом, где, даже глубокой ночью, но кто-то все равно что-то увидит и потом «скажет» - зачем??? Просто для информации - северо-запад Ирана, где потом бы проходил полет рейса PS752 - высокие и труднодоступные горы, где и случайных свидетелей меньше и самолёт там в снегах могли искать ещё долго, а от остального Мира отнекиваться «сами не знаем что случилось, сочувствуем, ведём поисковые работы, но такие трудные условия...» было бы гораздо проще.

Всех технических подробностей «как же так получилось, что сбили???» я естественно не могу знать. Но для старта страничка ВиКи вам в помощь: https://en.m.wikipedia.org/wiki/Tor_missile_system В двух словах такие системы ПВО предназначены для «прикрытия объекта» от любого воздушного нападения, включая летящую в них баллистическую ракету. Вы себе представляете какая там скорость и соответственно как быстро надо успевать расчету выполнять задачу «увидел цель - прицелился - выстрелил»? И поэтому там нет как такового сидящего оператора, задумчиво рассматривающего цель в прицеле «стрелять - не стрелять», и тем более куда-то звонящего «по телефону» - его убьют в разы быстрее. Просто установка переводится в «боевой режим» и она сама засекает цель и автоматически по ней ведёт огонь, чем может... (Пару лет назад так иранцы сбили собственный военный самолёт, теперь не повезло Украинскому).
И то, что Иран признал, что это «вина их военных» то это уже очень много. При всех «утечках информации» но «дурака валять» они могли ещё очень долго (да, да, как РФ с МН-17, если кто забыл). Но всех остальных «военно-технических подробностей» они правдиво не расскажут ни когда (или после полной смены власти в Иране...) - это показывает много подробностей о работе их системы ПВО и в не лучшем свете... Меня особенно удивил гневный призыв Украинского МИД-а «хотим увидеть и наказать виновных...» - в самом лучшем случае покажут расстрел иранского лейтенанта - командира расчета установки «за халатность» - вам это надо???

Далее «сильный вопрос» - «а почему Иран не закрыл своё воздушное пространство для полётов гражданских самолетов???». Иранские военные вполне разумно посчитали, что они собираются демонстративно «пострелять» по Ираку, но на «полный ответ» США сразу они не рассчитывали - ни они на «большую войну» сразу не собирались, и по всем раскладам в регионе ни Ирак (и США - НАТО) к ней не готовы. Напомню, что приготовления к войне с Ираком в 1991-ом заняли минимум несколько месяцев, на меньшее и сейчас рассчитывать сложно. Поэтому Иран привёл свои ПВО в «повышенную готовность», но не считал ситуацию настолько напряженной, что бы закрывать своё воздушное пространство. Ну и плюс ещё как это бывает и «не очень хороших ребят» - если бы Иран начал закрывать своё воздушное пространство, то вот это было бы было явным признаком приготовления к чему-то серьёзному, а вот за это им таки могли и «авансом» насыпать, поэтому они решили «пострелять втихую», как все обычные м...ки.

Ещё одна тема, обычно радостно поднимающаяся в «ватных» сми, но, к сожалению, уже и в Украине кое кем озвученная - если бы Америка «не влезла» в Залив, или хотя бы если бы не убили иранского генерала в Багдаде, то и Украинский самолёт был бы цел... Вот не хочу залазить в глубокие подробности местной политики и разборок. Но ... я на Ближнем Востоке уже с 2004 и «тенденции местной обстановки», видно даже просто наблюдая «из кабины». Так вот, в начале 2000-ых Ближний Восток потихоньку успокаивался. После ликвидации Саддама Хуссейна на какое-то время начал затихать Ирак, мы начали летать над ним, а потом и туда. Афганистан, при всей сложности обстановки, тоже потихоньку двигался к мирной жизни, мои авиакомпании начали летать и туда. И даже сам Иран - может поднять архив новостей за те годы, но пока иранское руководство, хоть как-то было настроено разговаривать с Миром о мире на нормальном языке, то там было все лучше и спокойнее. И при всём при этом «американские сапоги» тут конечно присутствовали везде, но по всему было видно, что их активность тоже сворачивается и они явно этому рады, начиная с самых руководителей Штатов и до рядовых американских военных, с которыми тут волей не волей, но приходится встречаться. И все тут шло довольно позитивно до лета 2011, когда серьёзно началась Сирия...
«Арабские весны» - их сейчас кое кто пытается подать, как инициированные Западом «цветные революции». Ну в той же Сирии я как раз с 2004-го то тоже много бывал, с народом общался... Проблем там было очень много! Сейчас часто это пытаются подавать, что «хоть дети в школу могли спокойно ходить»... Я кстати тоже в это как-то верил, пока не понял, что это мы слышим тех, чьи дети могли ходить в школу. А тех, кого «добрые отцы наций» Башар, Саддам, Кадафи и т д потравили химическим оружием (в своей стране в мирное время - нормальное и даже оригинальное решение вопроса), то вам правды о «цене стабильности» уже не скажут. Но она таки так или иначе она прорывалась. А потом и проблем накопились «критические массы», и информация в наше время распространяется быстро и спрятать ее сложно - вот одна за одной эти «арабские весны» то и случились, эти «диктатуры» начали шататься и разваливаться. С частью из них то и Штаты и Европа вполне себе спокойно сосуществовали, но потом, когда уже начинались проблемы, то им волей-не-волей приходилось вмешиваться - речь там идёт о тысячах и миллионах человеческих жизней...
Иран собственно, до нескольких лет назад в Ираке то довольно успешно сотрудничал как раз с Американцами по наведению порядка там и результаты были вполне себе позитивные. И опять таки - при этом как-то в регионе спокойней было! Но потом не то они решили урвать себе кусок побольше на разделе результатов Иракско-Сирийских революций, да ещё и в Йемене отметиться, не то просто решили «привстать с колен», а то может и подсказал кто чего из более «великих соседей», и Иран начал проявлять агрессивную активность. И тут же опять в регионе стало заметно не спокойно и не стабильно...
Конкретно к недавним событиям, то 31 декабря 2019 «возмущённые массы иракского народа», только почему-то подозрительно направляемые людьми в формах иранских вооруженных формирований, решили попугать посольство США в Багдаде. А перед этим там был ещё ряд неприятных событий. И вот поэтому США в конце концов утратили терпение и предупредили, что будут разбираться с иранскими проявлениями в регионе более решительным путем. И их первой же жертвой стал один из иранских генералов гвардии, по какому-то стечению обстоятельств оказавшийся в те дни в Багдаде. Иран в ответ конечно же начал «махать руками», как вечно делают подобные режимы, но вот из махания ни чего хорошего не получилось... Так что куда тут «влазила» Америка, то ещё очень большой вопрос.

Далее тема, которой уже просто честно говоря задолбали во всех возможных обсуждениях этой грустной истории - были ли какие-то ограничения по использованию воздушного пространства Ирана в момент взлёта самолёта МАУ??? Ещё раз и ещё раз - ограничений не было! Да, был NOTAM FAA, но он касался только самолетов с американской регистрацией и в целом носил рекомендательный характер. Не говоря уже о том, что FAA регулярно издавало предупреждения на тему «неспокойности обстановки на Ближнем Востоке», но тем не менее даже сами их «операторы» продолжали тут себе вполне периодически летать. А Европейские и многие другие компании летали в Тегеран и из Тегерана даже в ту ночь, когда сбили наш самолёт, и до катастрофы ни кто о никаких новых рисках не говорил. Потом уже да, «по факту», особенно когда начала подтверждаться информация, что самолёт сбило Иранское ПВО, то все начали реагировать - прекращать полеты в Тегеран.
Очень показательным моментом является рейс авиакомпании «Люфтганза» в Тегеран. У кого-то есть сомнения в том, что это очень серьёзная авиакомпания, серьезно заботащаяся о своей безопасности и репутации, с огромным офисом, получающим информацию из самых разных источников? Так вот, «Люфтганза» выполняет в Тегеран ежедневный вечерний рейс. В ту ночь они так-же выполнили этот рейс (предупреждение FAA уже было в силе...), но просто успели улететь до рейса МАУ. На следующий день на сайте авиакомпании появилось сообщение в стиле «пока рейс под вопросом, но мы следим за ситуацией...». И они следили - на следующий день они таки решили выполнить рейс на Тегеран - то есть зная, что Украинский самолёт упал, но пока они не видели риска выше пределов разумного! И самолёт «Люфтганзы» был уже в полёте, когда по разным каналам начали появляться подтверждающие сообщения, что Украинский самолёт таки был сбит. И вот только тогда «Люфты» развернули свой самолёт обратно на Германию.
Я почему так подробно объясняю эту ситуацию с «Люфтганзой» - многие начали истерить, что вот мол Немцы о своей безопасности думают, а Украинцы своих на убой послали - так вот совсем получается что и нет. При чем на сайте «Люфтганзы» рейсы в Тегеран отменены только на месяц, и если в регионе ни чего особо большого нового не случится (тьфу-тьфу-тьфу), то я почти уверен, что возобновят они туда полеты, как ни в чем не бывало.

Ну и наверное крайнее «по теме» - под эту тему тут же вспомнили и другую печальную историю - сбитие иранского самолета Аirbus-300 рейса IR-655 американским военным кораблём https://en.m.wikipedia.org/wiki/Iran_Air_Flight_655 Ситуацию тоже каждый и сейчас трактует кто во что горазд. Но, когда я 14 лет назад в Залив приехал работать, то нам сразу инструктора без всякой «воды» подчеркнули два важных момента для полётов в этом вечно неспокойном регионе, которые, к сожалению, не выполнил экипаж иранского самолета:
- всегда и внимательно слушать частоту 121,5 - международную аварийную на второй радиостанции - американцы трижды вызывали иранский самолёт именно на этой частоте, но те не ответили;
- всегда выполнять полеты с включённым радиолокатором - суть в том, что локатор сразу хорошо засекается военными, и является признаком, что самолёт «не прячется» - это как вы заходите в темную комнату с светящимся фонариком - вы сразу показываете всем, что вы не прячетесь, и соответсвенно меньше шансов, что у вас злые намерения. По многим данным у иранцев радиолокатор был как раз выключен, они «по старо-режимным привычкам» посчитали, что день, хорошая погода, короткий полет - зачем тот локатор нужен? И ещё и не повезло им взлетать с иранской же военной базы, и лететь направлением прямо на крейсер...
Оба этих правила, к сожалению, ни как не спасли бы экипаж PS752, но вот как раз IR655 они очень даже могли бы спасти.

В целом же эта вся ситуация с рейсом PS752 очень трагична и тяжело переживается тяжело конечно. Не должны в наше время по таким идиотским причинам гибнуть самолёты. Но, к сожалению, shit happens...

И на этом фоне, то что Державиаслужба Украины запретила полеты гражданским самолетам над Ираном и Ираком. Опять таки - это только мое мнение, но запрет не слишком обдуманный и обоснованный, обрубивший Украинским авиакомпаниям путь на Ближний Восток, и тем самым в наше не простое время привёл к потере серьезной части коммерческого рынка авиаперевозок. Даже запрет на полеты в сам Тегеран сейчас - так а что, раньше ни кто не знал, что Ближний Восток не слишком стабильный и безопасный регион??? И Иран особенно не слишком организованная страна с большим количеством всякой военной техники??? Знали конечно... И вообщем-то не сильно что-то поменялось по сравнению с прошлым. Ну и хорошо, не хотим летать в Тегеран и над ним, то и не надо, пока эмоции не успокоятся. Но Ирак, при всей внешней схожести - совсем другая ситуация. По крайней мере над центральным Ираком и на большой высоте воздушным пространством управляют диспетчера с американскими голосами, не знаю уж они там «от военных» или по гражданским контрактам, но порядка у них там явно больше, чем в Иране.
Просто если на карте Мира начать вдумчиво и серьёзно вычеркивать все регионы «потенциально опасные для гражданской авиации», то, блин, ребят, летать ни где безопасно нельзя. На Ближнем Востоке не стабильно, на Дальнем тайфуны и вулканы, над Европой слишком много самолетов, Атлантику перелетать - так это ж вообще тяжелое дело... Но при таком подходе Украина без авиации останется быстро, вот и вся безопасность...
Previous post Next post
Up