Как мир ожидал Спасителя. Часть 1.

Dec 17, 2020 15:37

"Скорбя от неустроений своих, человечество отовсюду, со всех концов мира взывало к Творцу своему - и пребывавшие во тьме язычества и лишенные Боговедения - слыша, что порядок и стройность могут быть водворены в мире только Тем, Который в стройном чине повелел двигаться мирам, от Него созданным. Отовсюду тоскующая тварь звала своего Творца. Воплями взывало все к Виновнику своего бытия, и вопли эти слышней слышались в устах избранных и пророков. Предчувствовали и знали, что Создатель, скрывающийся в созданьях, предстанет Сам лицем к человекам, - предстанет не иначе, как в образе того созданья Своего, созданного по Его образу и подобию".
Н.В. Гоголь. "Размышления о Божественной Литургии".



Пьетро Перуджино. "Аллегория Всемогущества с пророками и сивиллами". 1500 г.

"...Сивилла: вещая! Сивилла: свод!
Так Благовещенье свершилось в тот
Час не стареющий, так в седость трав
Бренная девственность, пещерой став
Дивному голосу...
- так в звездный вихрь
Сивилла: выбывшая из живых..."
Марина Цветаева. "Сивилла"



Микеланджело. Кумская сивилла. Сикстинская капелла. Ватикан

"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему". Матф.2:1-2.



Рембрандт Харменс ван Рейн, школа. 1606-1669. "Поклонение волхвов". Эрмитаж

Волхвы - славянское слово, используемое в переводах на русский язык. В евангельском греческом подлиннике стоит греческое слово μάγοι, т.е. по-нашему «маги». Магами называли либо персидских (зороастрийских) жрецов, либо вавилонских жрецов-астрологов как особую профессиональную группа (маги). И пришли эти маги поклониться Христу с территории Парфянского царства, на территории которого в то время располагались город Вавилон и историческая область Персия (совр. Иран).

Рассказ венецианского путешественника Марко Поло (1254-1324 гг.) о гробнице Трёх Волхвов в Персии:
"ГЛABA XXXI
Здесь начинается о большой области Персии. Большая страна Персия, а в старину она была еще больше и сильнее, а ныне татары разорили и разграбили ее. Есть тут город Сава, откуда три волхва вышли на поклонение Иисусу Христу. Здесь они и похоронены в трех больших, прекрасных гробницах. Над каждой могилой квадратное здание, и все три одинаковы и содержатся хорошо. Тела волхвов совсем целы, с волосами и бородами. Одного волхва звали Белтазаром [Балтаза-ром], другого Гаспаром, третьего Мельхиором. Марко спрашивал у многих жителей города, кто были эти волхвы. Никто ничего не знал, и только рассказывали ему, что были они царями и похоронили их тут в старые годы.
Но вот еще что узнал он все-таки: впереди, в трех днях пути, есть крепость Кала Атаперистан, а по-французски "крепость огнепоклонников", и это правда, тамошние жители молятся огню, и вот почему почитают они огонь: в
старину, говорят, три тамошних царя пошли поклониться новорожденному пророку и понесли ему три приношения: злато, ливан и смирну; хотелось им узнать, кто этот пророк: Бог ли, царь земной, или врач. Если он возьмет злато, говорили
они, то это царь земной, если ливан, - то Бог, а если смирну, - то врач.
Пришли они в то место, где родился Младенец; пошел посмотреть на него самый младший волхв и видит, что младенец на него самого похож и годами, и лицом; вышел он оттуда и дивуется. После него пошел второй и увидел то же: ребенок и летами, и лицом такой же, как и он сам; вышел и он изумленный. Пошел потом третий, самый старший, и ему показалось то же самое, что и первым двум; вышел он и сильно задумался.
Сошлись все трое вместе и порассказали друг другу, что видели; подивились, да и решили итти всем трем вместе. Пошли вместе и увидели Младенца, каким он был на самом деле, а было ему не более тринадцати дней. Поклонились и поднесли ему злато, ливан и смирну. Младенец взял все три приношения, а им дал закрытый ящичек. Пошли три царя в свою страну.
ГЛАВА XXXII
Здесь рассказывается о трех волхвах, что ходили поклоняться Господу.
Проехали они немного дней, и захотелось им посмотреть, что дал им Младенец; открыли они ящичек и видят, что там камень. Дивились они, что бы это значило. А младенец дал им камень в знамение того, чтобы вера их, которую они восприяли, была тверда, как камень. Как увидели три царя, что Младенец принял все приношения, тут все и сказали, что он Бог, царь земной и врач. А Младенец знал, что все трое одной веры, и дал он им камень в знамение того, чтобы были тверды и постоянны в своей вере.
Взяли три царя тот камень да бросили его в колодезь, не понимали они, зачем он им был дан, и как только бросили они его в колодезь, с неба нисшел великий огонь прямо в кладезь, к тому месту, куда был камень брошен. Увидели цари то чудо и диву дались; жалко им стало, что бросили они тот камень; был в нем великий и хороший смысл.
Взяли они тогда от этого огня и понесли в свою землю, поставили его в богатом, прекрасном храме. Поддерживают его постоянно и как Богу молятся ему; этим огнем совершают они все жертвы и возжения. Если случится, что огонь тут потухнет, идут они к тем, кто держит тот же огонь и также молится ему; у них, из их церкви просят они огня и возжигают свой; возжигают только от того огня, о котором я вам рассказывал; иной раз, чтобы найти такой
огонь, ходят по десяти дней. Так-то здешние люди молятся огню. Много людей рассказывало Марку Поло и об этом, и о замке, и все то правда. Один из трех волхвов, скажу еще, был из Савы, другой из Авы, а третий из того замка, где
огню поклоняются".
Марко Поло. Книга о разнообразии мира.




Каспар, Мельхиор и Бальтазар - принятые в западноевропейской традиции имена волхвов. В Евангелии их имена и царский сан не упоминаются, традиция возникла в средневековье. Православная церковь не считает их царями, не подсчитывала их число, не давала им имена и не вписывала их в доктрину.

По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, в IV веке перенесены оттуда святым Евсторгием в Медиолан (Милан), а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы, в Кёльн, где для их размещения была сооружена рака трёх волхвов, а для размещения раки - Кёльнский собор, самый крупный в Западной Европе.



Кёльнский собор (фото: https://funart.pro/2523-kelnskij-sobor-germanija-19-foto.html)

Рака волхвов - самый большой реликварий Западной Европы, общепризнанный шедевр средневекового лотарингского искусства. Изготовлен в 1181-1225 гг.



Рака волхвов

Дары волхвов - золото, ладан и смирна сохранились до наших дней. Золото - двадцать восемь небольших пластин разной формы с тончайшим филигранным орнаментом. Ни на одной из пластин орнамент не повторяется. Ладан и смирна - небольшие, величиной с маслину, шарики, их около семидесяти. Дары волхвов хранятся в ковчегах на Святой горе Афон (Греция) в монастыре св. Павла.



Дары волхвов на Рождество Христово

Принесённые волхвами дары имеют символическое значение:
Золото - царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём;
Ладан - дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником (см. иконографию «Великий Архиерей»);
Смирна - дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей искупительной жертве Христа - одним из эпизодов Страстей Господних, увенчавшихся Распятием, будет умащение ног Спасителя миррой, а перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.

Волхвами и их дарами была заложена широко известная традиция дарить подарки на Рождество.

По преданию, честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они хранились 400 лет. Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. Потом они попали в город Никею и около шестидесяти лет находились там. Когда из Константинополя был изгнаны латиняне, дары волхвов были возвращены в столицу. После падения Византии в 1453 году их отправили на св. гору Афон в монастырь св. Павла - передала их туда сербская царевна Мария.

В то время монастырь был славянским (сейчас он греческий). Сербский правитель Георгий Бранкович оказывал ему большую материальную помощь. Дочь правителя - принцесса Мария - стала супругой османского султана Мурада II. В 1389 году на Косовом поле сербы потерпели поражение от несметных полчищ турок и принцесса была вынуждена стать женой султана. Будучи глубоко верующей христианкой, она не упускала ни одной возможности сделать что-то полезное православным храмам или монастырям.

Когда в константинопольской сокровищнице греческих императоров были обнаружены дары волхвов, в сердце благочестивой принцессы созрело решение передать их монастырю св. Павла. Султану она сказала, что для его пышного, утопающего в роскоши двора найденные предметы - не более чем забавные игрушки. В считанные дни был снаряжен великолепный корабль, и принцесса отправилась в плавание.

Зная, что женщинам вход на Афон запрещен, Мария думала, что ей простят ее поступок, потому что она везет великие святыни. Высадившись на берег, она пошла к монастырю. Перед гостьей в ослепительном сиянии возникла величественная Дева.

- Кто ты? - строго спросила Она.
- Я - сербская принцесса Мария.
- Для чего ты пожаловала в Мой удел?
- Я привезла великую святыню, чтобы подарить ее отцу игумену.
- Вход женщинам на Афон воспрещен. Ступай обратно, - сказала прекрасная Дева и исчезла.

Принцесса поняла, что это была Божия Матерь. Она упала на колени и горячо, от всего сердца попросила у нее прощения за свою невольную дерзость. (На том месте, где произошло это чудо, была построена часовня, сохранившаяся до наших дней). Вручив сокровище братии монастыря, Мария вернулась на корабль.

Дары хранятся в 10 особых ковчегах в ризнице монастыря святого Павла. Для поклонения паломников отделяется только 3 части в одном ковчеге.

В 2014 году дары волхвов впервые были привезены в Россию и Украину.

Ученые волхвы, восточные маги, «мудрые звездоблюстители», как и их учители, их предки - знали и говорили о том, что Звезда появится в то время, когда придет на землю некий великий Царь, который будет властвовать над всеми странами в справедливости и радости, и люди повсюду станут счастливыми.

Наследники древних вавилонян, персы хранили эти священные предсказания со времен, когда израильтяне жили пленниками пять с лишним веков назад в этой стране, при великом царе Навуходоносоре (605-562 до Р.Х.), пророческий сон которого смог рассказать и истолковать лишь иерусалимский иудей Даниил.



Брайтон Ривьер. "Даниил во львином рву". 1872 г.

Это был необычный, тревожащий сон, но сам Навуходоносор не мог вспомнить его, и надо было сначала раскрыть его содержание, а затем растолковать. Мудрецы, тайноведцы, гадатели, чародеи, халдеи, которые были созваны, сказали: Царь, мы можем разъяснить любой сон, но сказать, что тебе снилось, этого не сможет никто! (добавив, впрочем, - «кроме богов, которых обитание не с плотью»). Рассвирепевший Навуходоносор приказал истребить всех мудрецов вавилонских, в их числе и «пленных сынов Иудеи», и тогда, по молитвам Даниила, Анании, Мисаила и Азарии к Богу, эта тайна была открыта Даниилу.

Он поведал, что царю, который ночью на ложе размышлял, что станется после него со страной, был дан сон об огромном истукане. "У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю". (Дан.2:32-35).

Божественное толкование этого сна, данное через Даниила, показывает, что головой Истукана было Царство Вавилона, грудью и руками - следующая после него Медо-Персидская империя, животом и бедрами из меди - Греческая империя (Александра Македонского), а ногами - Римская империя. Стопы представляли “Священную Римскую Империю” и ее преемников; железо в стопах - гражданскую власть, а глина, смешанная с железом и покрывающая его, иллюстрировала церковную власть наших дней.




В откровении о «70 седьминах», данном пророку Даниилу указано время первого пришествия Мессии и основания его Царства (Церкви):
"Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя". Дан.9:24-27.

Именно пророк Даниил за 490 лет до Рождества Христова предсказал явление Спасителя, Его крестную смерть и следующее за нею разрушение Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертв.

Началом счисления этих 490 лет по пророку (ст. 25) полагается издание указа о восстановлении построения Иерусалима, именно 2 указа Артаксеркса Лонгимана, данного им в 20-й год своего царствования, в 453 г. до Р. X. (Неем. II, 1-17). Со времени издания этого указа до Христа-Старейшины, т. е. до явления Христа народу, или крещения Его Иоанном, должно было пройти шестьдесят девять седмин, или 483 года. Последняя седмина определена пророком на утверждение Нового Завета, т. е. на служение Мессии и утверждение Его Церкви на земле.

В половине этой седмины Мессия будет предан смерти, и с Его смертью прекратится жертвоприношение в храме и затем по прошествии семидесяти седмин придет чуждый, могущественный народ (т. е. римляне), и город и Святилище будут разрушены, на крыле Святилища будет мерзость запустения и до конца войны будут происходить опустошения. Грозные события, как это всем известно, буквально и давно уже оправдали эти предсказания. Более чем 1800 лет тому назад император Тит с римскими войсками разрушил Иерусалим и храм до основания и положил конец Иудейскому царству.

«БЕДНЫЙ Я ЧЕЛОВЕК! КТО ИЗБАВИТ МЕНЯ ОТ СЕГО ТЕЛА СМЕРТИ?»

Мы знаем, что прародители своим грехопадением отдалили от себя милость Божию, после чего история рода человеческого стала трагедией, отдаляющей несчастное человечество все дальше от Творца… Идолопоклонство, в самых невероятных, извращенных формах и видах, все более и более погружало мир в тьму заблуждений и нравственного разложения. По словам апостола язычников Павла «славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим.1,23).

Апостол Павел с горечью признает: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим.7,19-20); и с отчаянием (от лица всех людей!) восклицает: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7,24).



Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). "Апостолы Петр и Павел". Испания, между 1587 и 1592 гг. Эрмитаж

Этот крик отчаяния, этот призыв о помощи к кому-то неизвестному свидетельствовал о том, что плотский человек, пусть и неосознанно, но все равно стремился к продолжению того диалога, который он прервал в Раю, отвергнув исходивший от Бога призыв к покаянию. Внутренняя потребность найти «другого» как искупителя и избавителя от ставших более невыносимыми ужасов внутреннего демонического насилия, неизбежно подводила плотского человека к идее необходимости пришествия в этот мир Спасителя.

Таким образом, в сознании человечества постепенно сформировалось ожидание сошествия Бога на землю в образе Человека, способного вернуть золотые времена жизни в Раю. Это ожидание уже за несколько веков до Р.Х. стало отчетливым и повсеместным. Ни один народ, даже если он развратился, даже если он совершенно забыл истинного Бога, не утратил обетование о спасении, сохраняя его как подлинное духовное сокровище, как якорь надежды на все века и как протест против силы диавола, против царства тьмы и зла. Промыслом Божиим, вспомним, у всех людей «Дело закона… написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2,14-15).

Иудеи, эллины, римляне, египтяне, китайцы, персы, индийцы, арабы и жители Нового Света ожидали пришествия Бога Спасителя, который бы пришел в человеческом образе, чтобы научить правде, искоренить зло, установить мир, сделать народы братьями и принести Небесное Царство на землю.

В священных текстах дохристианских народов, а также в творениях древних философов, поэтов, мыслителей и государственных деятелей золотой нитью проходит мысль о грядущем приходе в мир вочеловечившегося Бога. Частички золота, которые были вложены Богом в песок дохристианских религий и философских учений, ярко свидетельствуют о приуготовлении всех народов земли ко встрече с ожидаемым Спасителем, напоминая и современному читателю о том, что поиск Бога есть основная черта каждой человеческой души, не способной утолить своей жажды никаким иным способом, кроме личного общения со Христом.

Ибо, как сформулировал позже Тертуллиан (160 - 240 г.г. по Р.Х.), каждая душа по природе христианка. Т.е. знает Бога и чувствует свое бессмертие.

НАРОДАМ ЗАБЛУДШИМ И «НАРОДУ НЕПОКОРНОМУ»

Множество пророчеств дал Господь избранному народу о грядущем Спасителе, который, не нарушая дарованной человеку свободы, явится в свое время определенным образом и в определенном месте.

Мы уже упоминали пророка Даниила, который назвал время, когда придёт Спаситель.

Сын Исаака, внук Авраама ветхозаветный патриарх Иаков, сыновья которого стали родоначальниками двенадцати колен израилевых, предсказал, что Христос родится от потомков Иуды: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49.10.Пс. 64,6).

Пророк Михей (IX в. до Р.Х.) предсказал, что новая эпоха всеобщего мира и согласия начнется в Вифлееме: «И ты, Вифлеем - Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 1-3).

Среди ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии самое поразительное - это пророчество 52 и 53 глав Книги пророка Исайи (VIII в. до Р.Х.). В них кратко описан крестный путь Спасителя. «Но Он… понес… грехи наши и мучим за беззакония наши… ранами Его мы исцелились…» (Ис.53,1-9).




В гл. 7, ст.14, Исайя предрекает Рождество Спасителя от Девы: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (что значит «с нами Бог»).

Египетский царь Птоломей II Филадельф (285-247 до Р. Х.) пожелал пополнить знаменитую Александрийскую библиотеку текстами священных книг. Он пригласил из Иерусалима книжников, и Синедрион послал своих мудрецов. Среди 72 ученых (по шесть от каждого колена), прибывших в Александрию для перевода Священного Писания на греческий язык, был и праведный Симеон, который, по свидетельству евангелиста Луки, был одним из избранников Божиих, ожидавших утешения Израилева, и Дух Святой пребывал на нем (Лк.2:25).

Симеон переводил книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14), он решил, что слово «Дева» здесь употреблено ошибочно, вместо слова «Жена», и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку, говоря: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы».

***

Ученые волхвы, с великой верой следовавшие на верблюдах за пылающей Звездой, знали, надо полагать, эти основные пророчества из еврейских книг, так же как и неиудейские свидетельства об ожидании пришествия Богочеловека.

Арийские народы, в результате завоевательных войн наводнили Персию, Афганистан и Белуджистан, а позднее распространились на долину Ганга и Северную Индию. И если в семитских религиях главенствовал страх перед грозным и недосягаемым Богом, то в арийских верованиях, напротив, ясно демонстрировалась незатруднительная возможность близкого общения человека с Богом. Из этой особенности в арийских религиях появились множественные культы «богочеловеков» (так они именуют в современной религиозной терминологии). Все эти ложные культы тем не менее восходят к неугасимой мечте и ожиданию исторического явления Богочеловека.

ИНДИЯ: «КОГДА ЖЕ РОДИТСЯ СПАСИТЕЛЬ?»

Своеобразным было ожидание Богочеловека у индийцев, в религиозном мировоззрении которых всегда присутствовало чувство осознания духовности и вины перед Богом, и в особенности праотеческой, и отсутствие уверенности в избавлении от вины при умилостивительных жертвенных ритуалах… Т.е., как показывают литературные тексты, индийцы на протяжении всей истории мечтают об избавлении от греха и вины, но не находят возможности сделать это. Из такой глубинной потребности и возникла необратимая мечта о некоем Спасителе. Ожидание его пришествия было таким явственным, что даже при принесении кровавых жертвоприношений (каковым являлся, как правило, скот) индийцы восклицали: «Когда же родится Спаситель?».

В многообразнейшем индийском эпосе, который содержит всю историю человеческого рода от райской жизни и грехопадения, повествуется, что Конец мира будет отмечен Божественным знамением, после которого произойдет пришествие некоего Спасителя мира, который совершит искупление и вернет на землю первоначальный золотой век. Это находит отражение, например, в мифе о мудром царе Виштаспе, который ценой собственных страданий вырвал из мук ада тысячи пребывающих там грешников.

В ведизме, древнейшей индийской религии ожидали, что Бог света и солнца Агни, как «свет мира» вочеловечится от девы, будучи послан небесным отцом как посредник между Богом и миром…

В появившемся позже учении махайана Будда (560-480 до Р.Х.), обожествляемый своими последователями, говорит, что люди, осознав свое ужасное положение, оправятся от этого падшего состояния, и произойдет это, когда в мире появится совершенно особенная личность Майтрея (от корня mtr, от которого получил свое имя и иранский богочеловек и посредник между Всевышним и людьми Митра). Он, Майтрея, не является воплощением исторического Будды, но особенной, неповторимой личностью, излучающей свет и великую мудрость… Те, кто примут слово его, спасутся от смерти, поэтому Будда убеждает: «Берегите целомудрие…»

Среди очень древних тибетских текстов, которые были много позже смешаны с тибетским буддизмом, говорят исследователи, есть и те, которые принадлежат народному эпосу Тибета - Кезару, в котором отражено ожидание Спасения человечества Верховным Богом, Царем богов, через некоего Богочеловека, Спасителя, который родится от девы, будет сыном Верховного Бога, будет излучать Божественный свет, как солнце, и как Бог Спаситель, уничтожив зло, восстановит род человеческий в его первородном золотом веке.

В индуизме мечта о спасении выражается в учении Бхагаватгиты о необходимости вочеловечения Верховного Бога (Вишну) для помощи и спасения людей… Люди не могут сами помочь себе и поэтому надо, чтобы время от времени Бог сходил к ним, в разных лицах (аватарах), и последнее воплощение Вишну произойдет в конце века этого падшего мира (калиюга) и будет под именем Калки («белый конь»). И хотя, в мотиве последнего вочеловечения индийская религиозная мысль находится под влиянием христианства, но в сердцевине она сохранила древние индийские предания.

Идея спасения мира Богочеловеком - Спасителем была у индийцев неугасимой мечтой, какой объясняются и вымышленные, бесконечно повторяющиеся в их религиях вочеловечения богов.

ПЕРСЫ: «ЗАВЕРШИТСЯ ВЕК ВОЛКА И ВОЦАРИТСЯ ВЕК АГНЦА»

Ожидали Спасителя под именем Митра («договор», «согласие») и иранские народы - древние персы. Авулфаради в своей «Пятой династии» говорит, что «Зардасх, который написал Магусиахи, объявил, что Спаситель (Бог, который возьмет на себя дело спасения) должен родиться от девы. О его рождении должно возвестить появление некоей звезды, которая будет отличаться от остальных, и будет «его звездой». Митра должен был стать посредником между Богом и людьми, воевать за Бога (Ахурамазда) против главы сил зла Ангро-Майнью (Ариман), который позавидовал счастью людей и обольстил их, приняв вид змея. Он породил всякие беззакония, колдовство, чародейство и даже стал господином людей.

В пехлевийских сочинениях, в которых властитель всего Саошьянт (причастие будущего времени от глагола «спасать») носит имя Vahram-Varjavand, придет, когда человечество дойдет до крайнего обнищания. Тогда завершится век волка и воцарится век агнца. Спаситель закует в оковы Аримана, всякая тварь исполнится радости, однако властитель зла в ярости вырвется из оков, совершит ужасные разрушения, но Высший Бог снова свяжет зло и совершит воскресение мертвых, а поставленный им Саошьянт совершит последний суд, награждая или наказывая людей в соответствии с их делами… Саошьянт, по верованию иранцев, не примет человеческой природы, но будет посредником между Божественной и человеческой.

Таким посредником считался пророк и основатель религии зороастризма Заратустра (VII - VI в. до Р.Х.). В текстах иракских преданий есть отрывок, где предсказывается время, когда «явится царь, который снова восстановит благой Закон. Он будет воином во имя Зороастра, борец за истину, который заново обновит порядок вещей… Рай наградит тех, кто последует за ним, в то время как враги его будут свергнуты в ад». Зороастризм - первая из известных монотеистических религий среди языческих народов, исповедовавшая веру в одного Бога.

Отец персидского царя Дария I Гистасп (VI в. до Р.Х.) перенял и передал от индийцев столько ясных пророчеств об Ожидаемом Спасителе, что чтение его книги было запрещено при римском императоре Антонине (138-161 по Р.Х.). Святитель Климент Александрийский (+ ок. 215) писал: «Возьмите эллинские книги и узнайте о Сивилле, что она являет единого Бога и все, чему следует сбыться. И если возьмете Гистаспа, прочитаете и увидите, что он намного яснее и точнее описывает Сына Божия и что многие цари будут противостоять Христу, ненавидя его и тех, кто носит имя Его и верят в Него, в стойкость Его и в бытие Его».



Богдан Салтанов. Кумейская сивилла, «Книга о сивиллах, колика быша к киим имяны и о предречениих их». 1673 г.

Особое место занимает месопотамский прорицатель Валаам (1450 г. до Р.Х.), о котором повествует ветхозаветная книга «Числа» (гл. 22-24). Он, судя по всему, был не только прорицатель-прозорливец, но и чародей-заклинатель, потому и призвал его царь из племени моавитян Валак проклять вторгшихся врагов, опасаясь за свой народ. Однако Валаам, как мы знаем, помимо своей воли, изъявил волю Божию, не прокляв, но благословив трижды избранный народ. «… Вижу Его (Мессию), но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Числ., 24, 17).



Питер Ластман. "Валаам и ослица". 1611 г.

Связь этого пророчества, как и других, с некоей звездой, многими богословами (свт. Василием Великим, Иоанном Златоустым и др.) соотносится с широко распространенными у этих народов занятиями астрологией, исследованием звездного неба.

Ученые маги-жрецы персов, побуждаемые этими древними и более поздними пророчествами, непрестанно ждали, когда же они увидят на небе ту звезду, которая возвестит пришествие Спасителя.

Поэтому, когда они увидели ее, сияющую сверхъестественным образом и двигающуюся в отличном от всех направлении, то несколько из них, самых чистых и непорочных в нравственном отношении, способных к восприятию Откровения, с доверием и великой надеждой отправились за светилом. Они-то и возвестили Ироду, что «видели звезду Его» (Мф.2,2).

Эти трое персидских праведников справедливо рассматриваются, как первые плоды, как первый дар язычников вочеловечившемуся Богу, и потому в 4-й песне канона Рождества Церковь воспевает: «Волхва древле Валаама словес ученики, мудрые звездоблюстители, радости исполнил еси, звезда от Иакова воссияв, Владыко, языков начаток вводимый, приял же еси яве: слава силе Твоей, Господи».

Удивительно и поразительно (как и многое в Священном Писании), что это начинание народа ассирийцев было предсказано пророком Исайей, который говорит, что израильтяне придут третьими к познанию Богочеловека после ассирийцев и египтян: «В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой - Египтяне, и дело рук моих - Ассирияне, и наследие Мое - Израиль» (Ис. 19; 24-25).

И в самом деле: ассирийский народ персов первым познал Христа через трех волхвов; вторыми - египтяне, которые с миром приняли Его, когда Его семейство бежало в Египет, скрываясь от преследований Ирода; третьими Христа познали евреи через тридцать лет, когда Иисус крестился и позвал следовать за Собой простых рыбаков…

В древнем Египте существовал миф, в котором ясно выражается надежда на пришествие Спасителя от египтян. Некий злой демон, приняв образ змея Тифона, стал причиной воцарения греха во всей вселенной. От некой девы, происходящей от Исиды и Зевса, родится избавитель, которого будут звать Гор, он одолеет змея и вернет на землю счастье и мир. Плутарх, которым были записаны эти проречения, пишет: «Гор же, сам прекрасный и совершенный, не погубил окончательно Тифона, но лишил его силы, возможности действовать… Тифон был схвачен, но не умерщвлен».

И арабы ожидали, как сообщает в «Христологии» св. Нектарий Пантаполитанский, пришествия некоего искупителя и Спасителя народов.

Твердо верили в то, что один Бог, по имени Соммон Кодам должен прийти и спасти род человеческий, умилостив Высшего Бога за грехи людей - жители Сиама, Таиланда и Японии.

Часть 2 >>>

история, религия, Православие, христианство, Рождество Христово

Previous post Next post
Up