О том, что на самом деле сказал Джонсон

Oct 28, 2013 18:33

Опять всплыла фраза про "патриотизм - это последнее прибежище негодяя".

Так вот, Самуэль Джонсон, произнося ее, имел в виду совсем другое. Вернее, ровно противоположное.

В 1775 году доктор Джонсон произнес дословно следующее: "Patriotism is the last refuge of a scoundrel". И имел в виду он то, что патриотизм - это последний шанс духовно ( Read more... )

это полезно знать

Leave a comment

Comments 28

anrie_rain October 28 2013, 14:36:55 UTC
в курсе данного факта и того, как его у нас пытаются подавать разные мудаки.

ты из виду ещё один момент упустил, про наше время, другой это всё-таки чмо местного разлива, кто его знает вне жж? а вот фразу эту, как раз в негативном смысле очень любил форсить на всю страну старый козёл Познер.

Reply

flinter_ab October 28 2013, 14:37:43 UTC
Да, точно, Познер же часто поминал.

Reply


Не уверен ieahsan October 28 2013, 14:50:27 UTC
1. If you take refuge somewhere, you try to protect yourself from physical harm by going there.

2. Scoundrel is a dishonest or unscrupulous person

3. Patriotism is love for your country and loyalty towards it.

Дословно фраза означает, что когда вы негодяй, то только патриотизм может вам помочь избежать наказания.
Поэтому нет ни малейшего намёка на то, что патриотизм позволяет духовно очиститься. Лев Толстой был прав. А куда тулит Познер эту изречение Самуэля, так это проблема Познера.

Reply

Re: Не уверен flinter_ab October 28 2013, 14:53:24 UTC
Важен контекст, как всегда.

Reply

Re: Не уверен ieahsan October 28 2013, 14:57:55 UTC
Согласен, но на моё удивление, этот контекст хорошо описывает википедия

именно:

В первом издании своего словаря 1755 г. Джонсон определил слово «патриот» так: «тот, чьей руководящей страстью является любовь к своей стране». В четвёртом издании (1774) он сделал добавление, отражающее особенности политического словоупотребления тех лет: «также иногда используется для фракционных нападок на правительство»[3]]. Здесь имеется в виду использования понятия в патриотической риторике вигов, ведших атаку на торийское правительство и двор под лозунгом защиты прав и свобод нации. Отражению этих атак посвящен предвыборный памфлет Джонсона «Патриот. Обращение к избирателям Великобритании» (1774 г.). В памфлете Джонсон, выдвигая идеал депутата-патриота, всецело преданного интересам отечества, вместе с тем обвиняет оппозицию в несоответствии этому идеалу, «фальшивом патриотизме» и демагогии[4].

Reply

Re: Не уверен flinter_ab October 28 2013, 15:00:51 UTC
Это все же больше личные выверты авторов статьи в википедии. В эссе Джонсон был весьма категоричен в вопросе того, кто является истинным патриотом. Оппонентов он за таковых не считал - они для него лицемерные притворы.

Reply


steam_al October 28 2013, 14:52:47 UTC
хе-хе... знаю эту историю.
тока вот ведь какая штука. Абсолютно неважно, о чём говорил Самуэль Джонсон в 18-ом веке. И кого ОН называл Патриотом. Потому что к нынешним "патриотам" это не имеет никакого отношения. И по отношению к ним эта фраза меняет знак на противоположный. Когда негодяю нечем прикрыть своё негодяйство, он начинает рядиться в "патриота".
Такое уже случалось со многими крылатыми фразами.

Reply

flinter_ab October 28 2013, 14:54:38 UTC
Просто тогда надо указывать авторство правильно: мол, это говорю я - Вася Пупкин, а Самуэль Джонсон имел в виду противоположное.
А то получается ровно то, с чего гречкосрач между Толстой и Боженой начался.

Reply

steam_al October 28 2013, 15:11:07 UTC
Да какая разница, что имел в виду автор фразы, если она в нынешнем употреблении по отношению к нынешним "патриотам" тоже верна? )

Reply

flinter_ab October 28 2013, 15:12:44 UTC
ну, имхо значительная

Reply


taira_koremochi October 28 2013, 15:11:57 UTC
Типичная интеллигентщина, пользоваться высокопарными фразами, не имея понятия об их происхождении.

Reply

flinter_ab October 28 2013, 15:13:12 UTC
два чая за этот столик

Reply

taira_koremochi October 28 2013, 15:21:03 UTC
В Познере это жутко раздражало. Ну, а д..гой это уже просто позёр.

Reply


yannmar October 28 2013, 15:29:54 UTC
Boswell tells us that Samuel Johnson made this famous pronouncement that patriotism is the last refuge of a scoundrel on the evening of April 7, 1775. He doesn't provide any context for how the remark arose, so we don't really know for sure what was on Johnson's mind at the time.

we don't really know for sure what was on Johnson's mind at the time
we don't really know for sure what was on Johnson's mind at the time
we don't really know for sure what was on Johnson's mind at the time

However, Boswell assures us that Johnson was not indicting patriotism in general, only false patriotism.
Johnson was not indicting patriotism in general, only false patriotism.
Johnson was not indicting patriotism in general, only false patriotism.

Reply

flinter_ab October 28 2013, 15:31:19 UTC
И Босвэлл сам не понял, в каком контексте Джонсон это сказал.

Reply

yannmar October 28 2013, 15:39:48 UTC
Ага, а ты понял. Телепатически.

Reply

flinter_ab October 28 2013, 15:41:50 UTC
ага, на блюдце смотрел е-пта
впрочем, я никому не могу запретить иметь в голове своего познера

Reply


Leave a comment

Up