Jan 05, 2018 22:55
Если с русским и математикой все более или менее ясно, то на остальных предметах хочется остановиться подробнее.
Мне повезло. Наши дети умеют бегло читать и не испытывают отвращения к книгам и буквам. Они умеют слушать и запоминать информацию. И даже анализировать прочитанное/услышанное. Собственно говоря, переработка информации - это то, чему мы учимся на литературе и окружающем мире.
На окружающем мире во второй четверти мы знакомились с природными зонами России. Тянули жребий, и дальше каждый работал с собственной зоной - собирал информацию по заданной схеме и рассказывал об этом всем. Климат, природа, растения, животные, города, и т.д. Итогом стала составленная майнд-карта - снова у каждого своя, самостоятельная сделанная. Каждая карта была отксерокопирована - так, чтобы у каждого были все майнд-карты. Составляя итоговую карту, дети знали, что они делают это не только чтобы сделать, а чтобы все могли пользоваться. Потом внезапно случились каникулы, поэтому продолжать эту работу мы будем уже после каникул.
Помимо природных зон, мы читали журналы Геоленок - и снова у каждого свой журнал, и снова рассказ перед аудиторией - что было интересно в журнале, что понравилось, что удивило. Они не просто читали журналы (а до этого статьи и т.д), они готовились рассказывать о прочитанном/изученном своей команде. Это очень ответственно - знать, что тебя будут слушать твои друзья, учиться говорить так, чтобы было интересно слушать, поделиться тем, что интересно тебе, и так далее.
У меня большие планы на окружающий мир в дальнейшем. Где главное - это сбор информации по темам (сначала при помощи родителей, конечно), подготовка к устным выступлениям, "доклады" перед аудиторией, когда все слушают только тебя и в любое время могут еще и вопросы задать. И я тоже слушаю. И тоже задаю вопросы. С возрастом доклады вырастут, а тематика докладов усложнится.
Литература. Читающие дети. Мы начали с народных сказок, потом перешли к авторским. Один месяц - один автор, один рассказ, у каждого свой. Сначала они его читают - самостоятельно, потом месяц с ним работают - составляют план, выписывают слова, берут интервью у главного героя, ставят себя в предлагаемые обстоятельства, рисуют... И на четвертом занятии мы слушаем пересказы. Пересказывать - это сложно. Особенно сложно пересказывать перед публикой, которая чаще всего твой рассказ не читала, поэтому рассказать надо так, чтобы все было понятно и интересно одновременно. Впрочем, и слушать и вникать в то, что тебе рассказывает одноклассник - тоже не слишком легко.
На остальных уроках литературы мы работаем с разными небольшими текстами, то сочиняем продолжение, то раскрашиваем рассказ прилагательными и наречиями, то придумываем рассказ по картинке - причем с каждого по одному предложению, а рассказ должен в итоге выйти связный. Да мало ли. В целом - учимся читать, сочинять, фантазировать, анализировать, и при этом еще и работать в коллективе - страшное слово - -по очереди. Оказывается, говорить-читать по очереди не так и просто. Надо научиться не перебивать друг друга, говорить только тогда, когда приходит твой черед, но при этом слушать других, чтобы не попасть впросак. Надеюсь, ко второму классу мы дойдем до больших произведений, над которыми надо будет работать одной командой.
А еще у них есть читательский дневник. Куда они записывают название прочитанных книг и рисуют к ним обложку. И в начале урока литературы в трех словах рассказывают о прочитанных книгах. Или книге. Или ни о чем. Но это тоже момент триумфа - ты рассказываешь, и тебя слушают, и смотрят твои картинки, и задают вопросы. И еще круто, услышав, сказать "я такую тоже читал!". И подслушать, какие интересные книги читают другие, чтобы потом тоже прочитать.
Английский язык. За этот год нам надо одновременно научиться и читать, и разговаривать, и писать. Для чтения и письма существуют английские учебники, по которым мы уже четвертый год занимаемся с первоклассниками. А для разговора - пальчиковые куклы. Когда ты надеваешь на один палец корову, а на другой - панду, и разговариваешь их голосами, тебе уже нет дела до ошибок, и слова рождаются сами собой. В планах у меня или мини-пьески, написанные по рассказам Б.Поттер, или еще просто разговорные паттерны в "искусственных" (с игрушками же) ситуациях. Играть в английский - это очень прикольно.
Физкультура. Без нее никак. У наших - скалодром. Два раза в неделю. Это хорошие, серьезные занятия, не игровая лазилка. Много ОФП и много побед над собой, как в любом спорте. И тренер-мужчина.
Продолжение следует.
наш Центр,
школа,
иностранный язык,
семейное образование,
дети,
работа,
образование,
планов громадье