Наш Семейный Класс. Зимний отчет, часть 1.

Jan 04, 2018 22:58


Основная праздничная волна схлынула, самое время поговорить-таки о первом нашем Первом Семейном Классе.
Начну без лирики.
Занятия два раза в неделю. Это не мешает другим занятиям (а кто сказал, что в 7-10 лет школа (и школьная учеба в целом) - это самое главное?), создает базу для общения и академическую среду, дисциплинирует и учит работать в коллективе.
Раз в неделю дети получают листочек с домашним заданием. Оно объемно. Но я очень стараюсь не делать его бессмысленным. Любое задание обязательно проверяется и выполнение его фиксируется.

Есть "дневник" - длинные двойные полоски по каждому предмету - сверху задание, снизу закрашенный (ну или пока незакрашенный) прямоугольник, и "журнал" - то же самое, только на весь класс. Мы не воспитываем конкурентов, им внушается, что они команда. Но они с любопытством отслеживают свои и чужие белые прямоугольники - А что это у меня тут не сделано??? Ой! надо сделать!/ой, у А. целых 16 белых шоколадок! Ты когда их исправлять собираешься?

В начале каждого учебного дня они достают свои сделанные работы и я сажусь за свою раскраску-антистресс. Ни это уходит минут по 10, а то и 15. Во втором полугодии дети в эти 15 минут будут выполнять мини-проверочные работы разного рода. В первом полугодии они в это время тихо болтали - не виделись же целых два дня - и следили за мной и своими успехами. Одно дело сделать всю домашку, и совсем другое - увидеть, что у тебя и правда ВСЕ сделано.

Работа на уроке никак не оценивается. Если идет фронтальная работа - совместное решение задач, изучение новой темы, опрос, конкурс - то работают все, и все работают хорошо, это не обсуждается. Если контрольная/самостоятельная работа любого рода - то моя любимая зеленая ручка исправляет ошибки, если это диктант, например. Или рисует плюсики за правильное выполненное задание, если это математика или тест. Дальше уже они сами считают свои результаты. Мы их вслух не обсуждаем. Я их не обсуждаю, им-то важно проговорить вслух свои итоги. Грубые ошибки (слова, написанные без пробелов "машапишетписьма", например) я проговариваю вслух. Спокойно и дружелюбно. Мол, написано хорошо, но читать проблематично. Или "ногой писал в этот раз? Ты же умеешь нормально писать". Замечания они воспринимают вполне адекватно. Мы который год повторяем мантру "мы пришли сюда учиться, если бы мы все умели, мы бы не учились, а работали". Ошибаться - это нормально.
В любом случае, в классе все работают и все стараются, каждый в меру своих способностей. Поэтому оценивать тут нечего.

Задача начальной школы - научить Учиться. Стремиться, достигать, понимать, осознавать, анализировать, запоминать, пересказывать, мыслить, и т.д. Ничему из этого оценки не помогут. Ни двойки, ни пятерки.
Низкие оценки чаще всего создают отрицательную мотивацию - ну всеее, у меня ничего не получится, три тройки (двойки), теперь четверки в четверти не будет, снова мама расстроится... Высокие оценки (особенно если они плод усердного труда, а не легкие победы) рождают тревожность - нужно, чтобы пятерок было больше, чем четверок, чтобы в четверти было пять, а вдруг я эту контрольную плохо напишу? Есть, конечно, дети с здоровым пофигизмом, но в начальной школе их не очень много.
Домашняя же работа - как раз показатель старательности, прилежности и самодисциплины. Усадить себя за работу (особенно если за отсутствие домашки не ругают, в общем-то), сделать все верно и аккуратно, выполнить даже трудные задания - это рождает ощущение собственной успешности. Я сделал, я победил сам себя, я молодец. Потом, правда, это ощущение победы притупляется. Остается привычка - задали - сделал. Хорошая, полезная привычка, не о ней ли мечтают родители младших школьников? Я радуюсь, если в домашней работе есть ошибки. Значит, ребенок делал сам, родители не проверяли. Сам себя усадил и сам выполнил все задание от начала и до конца. Если ошибок много, мы их исправляем по ходу. Если мало и они незначительные, я исправляю их сама, той же зеленой ручкой.

Сначала я проверяю и раскрашиваю только свой журнал. Дневник они дают мне потом, я туда просто переношу все сделанное. НО! Все чаще дети стали просить "перенесите туда мои "двойки" тоже, мне надо знать, что я еще не сделал. То есть цель-то - не просто иметь все раскрашенное в дневнике, для мамы. А действительно сделать все. Система работает!
Последняя неделя у нас без домашних заданий. Для тех, у кого все сделано - это небольшая награда, приятный бонус - заданий нет, можно просто читать/решать кроссворды/рисовать, то есть отдыхать. Для тех, у кого сделано не все - это возможность почистить свои "хвосты".
Не все учатся без долгов. Одному ребенку, который никогда до этого у нас не учился, это очень непросто (тем больше я радуюсь за "своих", которые у нас с ранних лет, они уже научились справляться с этим всем самостоятельно). Если выразить его неуспехи двойками - это был бы полный провал, который навсегда бы отвратил дите от учебы. А тут нет никаких неисправимых результатов. Есть пробелы, их надо закрасить. Много, сложно - но реально. И через какое-то время ты ничем не будешь отличаться от всех остальных в своей успешности. Более того, куча "пробелов" в домашнем задании, как дети наглядно убедились, рождают и сложности в работе на уроке. Теперь все знают, что домашку надо делать для собственной успешности на уроках.

Продолжение следует.

наш Центр, школа, работа, образование, семейное образование, просто жизнь, дети

Previous post Next post
Up