Я уже не раз писала про фильм «Гангубаи Катиавади». И здесь, и в телеграме, и в фейсбуке, где только могла. Не поленюсь написать ещё раз, потому что вот уже пришел новый год, а фильм всё ещё не выходит у меня из головы. Неясно, почему его не номинировали на всё, что возможно, этому просто нет логического объяснения, кроме того, что люди вообще мало что понимают (но другим объяснением может быть вмешательство в продвижение фильма правящей индийской партии БДП, они это любят, а так же общее равнодушие западного мира к картинам, произведённым в так называемом «третьем мире»).
Тем не менее, это лучший фильм, который я видела за последние пять лет. Если бы я могла снимать кино, я бы снимала его примерно так, но я не умею, я могу только смотреть, не отрываясь, чувствуя, как замедляется дыхание.
В этой сцене главная героиня, проститутка Гангубаи Катиавади, молодая глава Камантипуры, бомбейского квартала красных фонарей, убедила своих подопечных впервые отметить Наваратри (напомню, что фильм основан на реальных событиях). В ходе этого праздника, продолжающегося десять дней и девять ночей, индуисты поклоняются девяти женским формам Бога в индуизме. До Гангубаи проститутки квартала Камантипура отказывались праздновать Наварарти, потому что считали себя недостойными того, чтобы восхвалять женскую сущность, недостойными того, чтобы восхвалять Богиню и её проявления в себе. Но самое поразительное в этом видео даже не песни и пляски красивых людей, а то, что происходит ближе к концу, когда героиня - а вместе с ней и актриса - впадает в транс.
Режиссер Санджай Лила Бханасали - мой любимый человек в Болливуде. Он снимает масштабное, эпическое, ослепительное кино. Но Гангубаи - вершина его творчества, песнь любви и уважения к женщине. В одном из своих интервью он рассказал, как снимал эту сцену с празднованием Наварарти: Бханасали долго пытался как-то заставить актриса Алию Бхатт впасть в нужное состояние, но не знал как, поэтому снимали они несколько раз. Ничего не выходило. Пока на последнем круге Алия вдруг не зашевелилась как змея, не полетела, как птица. Всё сняли в single shot, один махом, удивление стоящих вокруг женщин - настоящее, смущение барабанщика - настоящее. Потом Алия Бхатт будет утверждать, что ничего не помнит, а Санджай Лила Бханасали - рассказывать, как подбежал к ней после того, как отсняли сцену, и закричал: «Кто приходил к тебе?! Кто, кто приходил к тебе?»
«Гангубаи Катиавади» - фильм, благословлённый появлением богини.
Он со мной навсегда.
Click to view