Как выиграть проигранную войну!
В 1905 году на Дальнем Востоке разразилась война между Россией и Японией. Две империи столкнулись на этом театре, силой оружия отстаивая интересы своих капиталов. После ряда поражений Российская империя подписала мирный договор, по которому отказалась не только от арендованных территорий. но и от части российской территории - Курильских островов и южной части острова Сахалин. Это привело к первой русской революции. падению престижа царизма и т. д. Об этом можно прочитать, как в учебнике истории России, та к и в Интернете. Но вряд ли вам там укажут. что войну японские самураи выиграли находясь накануне поражения!
Не вдаваясь в причины войны, скажу. что началась она неудачно для РИ потому. что ВС ЯИ (Японской империи). не ставили ни во что. «Да это же макаки!» - восклицал князь Куропаткин и ему вторило всё русское общество. Русская разведка провела большую работу и вскрыла планы Японии начать войну, однако ни один из планов подготовки кампании против дальневосточного соседа не был осуществлён до конца. В январе Куропаткин обвиняя
В. К. Плеве в содействии развязыванию войны, услышал: «Чтобы удержать
революцию, нам нужна
маленькая победоносная война». В первую же ночь войны «макаки» сильно повредили два броненосца и крейсер. а днём. в корейском порту Чемульпо, после героического боя был затоплен крейсер «Варяг» и взорвана канонерская лодка «Кореец». Нерешительность русских генералов и адмиралов позволила японцам быстро высадить необходимые силы. оккупировать Корею и осадить Порт-Артур.
Соотношение сил и возможностей казалось просто невероятным, а потому русское общество не сомневалось, что русская армия быстро одержит победу. Однако не учитывался очень важный факт - Японию поддерживали США и Англия. Поддержка была столь откровенной, что один из видных русских националистов Михаил Меньшиков сделал в газете «Новое время» простой и ясный вывод:«Нет сомнения, что без обеспечения Америки и Англии Япония не сунулась бы с нами в войну.» И это обеспечение станет важным моментом в истории этой войны.
Японская армия одерживала одну победу за другой. но давались они дорогой ценой. Русские солдаты и моряки наносили японским войскам и флоту сильные потери. однако из-за неподготовленности высшего командного состава они были вынуждены отходить всё далее и далее. Одни генералы имели за плечами две военные академии, а другие «учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Около трети генералов вообще не имели представления, что такое реальная война, пройдя всю свою службу в столичных штабах, канцеляриях и тыловых гарнизонах. Люди с сильным характером, самостоятельные, в России не выдвигались вперёд, а преследовались; в мирное время они для многих начальников казались беспокойными. В результате такие люди часто оставляли службу.Только 8 % генералов русской армии знали дальневосточный театр военных действий. Для остальных Маньчжурия была terra incognita. Все это было важным фактором поражений русской армии и флота. В своих мемуарах Витте признавался:
Не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки, или правильнее, наше мальчишеское управление 140-миллионным населением в последние годы.
Ка это перекликается со словами Владимира Ильича Ленина, о том, что «не Россия, а царское самодержавие потерпело поражение в этой войне»!
Однако к концу войны русская армия нарастила свои силы в Манчжурии до 500 тыс. человек, армия значительно усилилась технически, увеличилась пропускная способность железной дороги. Дух маньчжурских армий не был сломлен, они были готовы вновь идти в бой, чего нельзя было сказать о противнике. 300 тыс. японских солдат пали духом, ожидая ещё больших потерь, а положение Японии становилось уже катастрофическим. Война до крайности истощила японскую казну и практически вычерпала все резервы. Отвлечение в армию и на военные работы до 10 млн человек создавало серьезные проблемы для экономики страны. Из-за нехватки «пушечного мяса» в армию мобилизовалась допризывная молодежь и уже отслужившие свой срок пожилые люди, отмечались случаи, когда солдаты отказывались идти в атаку. Япония потратила на войну около двух миллиардов иен, ее государственный долг возрос с 600 млн иен до 2,4 млрд иен. Только по процентам японскому правительству предстояло ежегодно выплачивать кредиторам по 110 млн иен. Понимая, что продолжение войны по причине отсутствия должного финансирования становится невозможным, японское правительство под видом «личного мнения» своего военного министра Тэраути через американского посланника еще в марте 1905 г. довело до сведения президента США желание войну закончить. Так как японцы не хотели, чтобы официальное предложение о мире исходило от них, расчет делался на посредничество США.
Казалось. что теперь наступил решающий момент, когда русской армии следует перейти в наступление и одержать победу. Но проблема была в том, что эту войну (как и войну в Украине) режиссировали н6е участники противостояния, но американские и европейские политики. В начале войны, в марте 1904 г., президент Рузвельт откровенно говорил германскому послу, что интересы США требуют затяжки войны между Россией и Японией. Им необходимо было взаимное ослабление воюющих сторон, что должно было облегчить экономическое и политическое влияние американцев в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для Германии, всячески подталкивавшей Николая II на войну с Японией, главным было ослабление России в Европе. С другой стороны, Берлин был заинтересован в расколе Антанты и образовании русско-германско-французского союза против Великобритании. А Лондону было необходимо ослабление позиций России в Азии, для защиты своих колоний.
К лету 1905 г. для западных держав было выгодным способствовать заключению между Петербургом и Токио такого мира, при котором стороны продолжали бы рассматривать друг друга в качестве «естественных врагов». При этом важно было предпринять все меры для того, чтобы исключить возможность заключения российско-японского объединения на антизападной основе. Для достижения этих целей надлежало контролировать процесс завершения войны и выработки условий мирного соглашения. Отсюда в Вашингтоне родилась идея сыграть роль посредника в организации российско-японских переговоров о мире.
31 мая японский министр иностранных дел Комура через японского посла в Вашингтоне обратился к Рузвельту с просьбой, выступив «всецело по своей инициативе», пригласить воюющие стороны для переговоров друг с другом. Так как американцы были готовы к такому развитию событий, спустя несколько дней, 5 июня, президент поручает своему послу в Петербурге испросить аудиенцию у царя и от имени США предложить ему организовать встречу представителей России и Японии для начала переговоров о прекращении боевых действий и выработки мирного договора. Узнав о намерениях американцев, царь незамедлительно созвал военное совещание под своим председательством. Присутствовавшие на совещании влиятельные члены августейшей фамилии с самого начала выступили поборниками завершения войны. Они боялись революции и считали. что мир на любых условиях выглядит лучше. чем вооруженное восстание в стране. Генералы же предлагали до начала обсуждения условий соглашения о мире активными действиями продемонстрировать японцам способность России продолжать вести войну до победного конца, что должно было умерить требования, с которыми Токио мог на пике своих успехов приступить к переговорам. При этом в качестве важного довода использовалась забота как о международном престиже России, так и морально-психологическом климате внутри страны. Однако царь уже смирился с поражением и желал завершить войну, пока она не перекинулась на территорию российской метрополии.
Местом мирной конференции был определен курортный городок на восточном побережье США - Портсмут. Заседания начались 9 августа 1905 года. Японское правительство представляли министр иностранных дел Дзютаро Комура и посол в США Когоро Такахира. Николай II назначил своими уполномоченными статс-секретаря С. Ю. Витте и русского посла в США барона Р. Р. Розена.
Мирный договор был подписан 23 августа (5 сентября) 1905 года, который вызвал массовые протесты
японского населения. Японской общественностью условия договора были восприняты как унижение. Представители победившей Японии не смогли реализовать большинство из своих требований по отношению к русской делегации.
И сегодня. когда идёт война на Украине - её ход определяют не политики в Москве и Киеве. а наследники тех, кто руководил войной между Россией и Японией. Германия, Британия. Франция и США будут решать, когда следует остановить войну, где уже погибли десятки тысяч человек. И прекратиться она не с победами российского оружия, а когда империалисты решат, что её продолжение уже невыгодно и мешает бизнесу.