Грех Владимира Мономаха
Конец XI в. отмечен особой активностью кочевых соседей Руси - половцев. За полстолетия пребывания их в южно-русских степях они выросли в мощную силу, представлявшую реальную опасность для оседлых народов. Больше всего от половецких вторжений терпела Южная Русь. Их набеги на приграничные районы Черниговской, Переяславльской и Киевской земель были сколь часты, столь и опустошительны. Попытки Киева установить с половцами мирные отношения, которые бы держались на договорной основе, не приносили желаемых результатов. Половцы не были настолько сильны, чтобы угрожать государственной безопасности Руси. Но их агрессивное соседство вынуждало отвлекать значительные силы и средства на защиту ее южных рубежей.
История русско-половецких отношений не отмечена особой рыцарственностью сторон. В ней было больше коварства и обмана. Особенно этим грешили половцы. Дать клятву и не сдержать ее было для них обычным делом. Летописи зафиксировали множество таких случаев. Небезгрешной была и русская сторона, платившая половцам той же монетой. Об одной такой «отплате» и пойдет речь в этом посте и главным её действующим лицом будет князь Владимир Мономах.
Шел 1095 г. Русь переживала не лучшие времена. В князьях не было согласия. В Киеве сидел малоинициативный Святополк Изяславич, который не справлялся с трудной ролью великого киевского князя. Черниговом только что овладел Олег Святославич, разрешивший своим союзникам-половцам грабить его окрестности в благодарность за военную помощь. В Переяславль перешел княжить Владимир Мономах, занимавший до того черниговский престол. На повестке дня остро стоял вопрос «устроения мира», причем не только внутреннего, но и внешнего, с половцами.
Летопись сообщает, что в 1094 г. мир с приднепровскими половцами заключил Святополк Изяславич, закрепив его к тому же женитьбой на дочери хана Тугоркана. Какое-то мирное соглашение, по-видимому, имелось между другим половецким ханством и Олегом Святославичем, коль они помогали ему овладеть Черниговом.
«В то же л?то, - пишет летописец, - придоша половци, Итларь и Кытанъ к Володимеру на миръ». Что значит мир в то время? Владимир был слаб в то время - ему пришлось пережить поражение на реке Стугне, а затем он был вынужден отступить из Чернигова, сдав его князю Олегу Святославичу. Большие потери - в людях и финансах - не позволяли ему вести активную борьбу. чем и воспользовались половецкие ханы. Они, по сути дела выдвинули ультиматум - плати или мы разорим твою землю. Мономах согласился на переговоры, но половцы потребовали от него гарантий безопасности - поклясться на кресте, что не тронет их и дать в заложники сына. Князь выполнил требования и переговоры начались.
Об этих переговорах узнал киевский князь Святополк, от которого прибыл гонец Славята - и вот тут всё переменилось. С чем приехал гонец - неизвестно, но он пришёл не к князю. но е его воеводе - Ратибору. Свтополк. скорее всего. обещал свою поддержку, если будут убиты наны и их дружины. Киевскому князю очень хотелось отомстить за поражение на Стугне, но открытого сражения он боялся. И решил. что переговоры будут удобным поводом для исполнения его замыслов.
Мономах был воспитан в православии и для него было неприемлемо такое предложение. На совете с Ратибором и другими боярами Владимир заявляет, что не может дать согласия на погубление Итларя и его окружения. «Как я могу совершить такое зло, - воскликнул князь, - когда клялся половецким князьям в верности!» На этот крик души бояре находят обезоруживающий аргумент. Они заявляют Владимиру, что не видят в этом греха по той простой причине, что сами половцы неоднократно изменяли договоренности о мире с Русью: «Да они всегда к тоб? ходяче рот?, губять землю Русьскую и кровь хрестьянску проливаютъ бесперестани». Князь продолжал стоять на своем, однако в конце концов был сломлен Славятой, Ратибором и другими вельможами. Как свидетельствует летопись В. Татищева, князь дал согласие на убийство Итларя, но оговорил его своим неучастием. «Вы учините, как хотите, но я не хочу ни для чего, дав единою роту, преступить и век того сожалеть».
Исполнение неправедного приговора, однако, было делом непростым. Убийство Итларя в Переяславле могло откликнуться убийством Святослава в половецком лагере Кытана. Поэтому, под покровом ночи, переяславльцы с помощью торков проникли в половецкий лагерь и выкрали княжеского сына. Затем, воспользовавшись беспечностью половецкой стражи, уничтожили всех, кто находился в лагере. Кровавая резня под Переяславлем произошла в ночь с субботы на воскресенье. Итларь, находясь в городе, ничего об этом не знал. Он спокойно гостил в это время со своими вельможами на дворе Ратибора. Утром воскресного дня Владимир посылает своего отрока с приглашением Итларю и его дружине прийти на княжий двор. Однако прежде они должны позавтракать у Ратибора. Итларь пошел со своей свитой в приготовленную для завтрака избу на Ратиборовом дворе. Как только половцы вошли в дом, стражники заперли за ними дверь на замок. Затем сын Ратибора Ольбег поднялся на верхний этаж, отодвинул несколько потолочин и через образовавшееся отверстие пронзил стрелой Итларя. Его сотоварищи таким же образом расстреляли и все окружение хана.
Летописец так подытожил это невероятно коварное убийство: «И тако зл? нспроверже животъ свой Итларь, в нед?лю сыропустную, въ часъ 1 дне, м?сяца февраля въ 24 день». В словах этих нет ни сожаления, ни малейшего оправдания содеянного. Наверное, этого и нельзя было ожидать от летописцев, справедливо видевших в половцах смертельных врагов Руси. Однако сегодня, с расстояния более чем в девятьсот лет, мы не можем причислить этот эпизод отечественной истории к числу доблестей наших предков. Найти ему оправдание невозможно. Неприкосновенность послов во все времена и у всех народов считалась священной. Конечно же, она нарушалась. История знает немало таких примеров, и не наши предки положили им начало. И все же это не может служить для них оправданием.
Что же произошло далее? Немедленно был организован поход и разгромлены половецкие становища. извещённые о мирных переговорах. а потому не ожидавших никакого нападения. В ответ хан Боняк совершил поход на Киев, а ханы Куря и хан Тугоркан вторглись в Переяславльскую землю. Однако они не учли того. что Мономах предвидел такой ответ. Половцы попались в засаду и были разгромлены и хан Боняк решил также отступить.