Всё началось с моего обхода и осмотра старого хозяйственного скарба, в большинстве своём находящегося на заслуженном отдыхе - пенсионеры, так сказать.
И даже ржавчина не кажется обидным знаком забвения, а придаёт важности и ценности.
Много лет инструмент верно служил своим хозяевам и, если понадобится, хоть сейчас готов служить.
Вот, например, плуг. Он рабочий.
И вся система управления в порядке - впрягайся и паши. Колёса у плуга расположены на разных уровнях: одно колесо идёт по борозде, другое - по целине. Высота верхнего колеса регулируется вон той рукояткой вверху. Нажимаешь на рукоятку, зубец выскакивает из паза, рукоятка поднимается, колесо опускается,
зубец фиксируется новым пазом.
От уровня колеса зависит глубина борозды.
В центре, между колёсами, устройство для регулирования… эээ… положения плуга относительно лошади. Именно им задаётся угол погружения лемеха в землю и ширина борозды.
Или, нужная в сельском доме вещь - мышеловка. А что это ещё может быть? Определённо мышеловка.
Вполне рабочая.
А догадается ли кто для чего нужна эта гребёнка?
И вот я увидела крохотную гирьку на верёвочке. Какая маленькая!
«Есть и большие, - сказал папа - вон там стоят», и выволок из-за горы вёдер и мешков две пыльные рыжие чугунные гири. Пудовую папа вытаскивал с таким усилием (с притворным, оказалось), что самостоятельно поднять её я сперва забоялась. «Во-о-от, их почисть и…». Я кинулась искать щётку и схватилась за первое что попалось - за швабру на длинной палке. «Это что?» - засмеялся папа, и принёс мне щётку с колкой железной щетиной. И я принялась чистить гири. «Ожесточённо надо тереть» - учил папа. Так я и так ужас… ужес… точённо. Скребли мы гири, тёрли ладонями, вчитывались а проступающие буквы, пока не угадали «КРАСНОЕ СОРМОВО».
Светлые пятнышки, объяснил папа, это след довеса. В ямку закапывался расплавленный свинец чтобы довести гирю до точнейшего веса - кап, кап, кап, капали грамм за граммом - а потом запечатывали клеймом. На наших клеймах большая буква Н, цифры, а сверху корона.
Теперь можно и в интернете порыться, поискать гири в истории.
Ронжин В.Г. в книге «Гиря на чаше весов» пишет:
«С созданием в 1900 году Палаты мер и весов (ПМВ) форма клейма была изменена. Оно стало больше по размеру, ставилось на пробку из красной меди, вставленную в гири или весы. На клейме значился год - цифры с двух сторон, номер ПМВ - в центре, сверху - царская корона, снизу - цифра II (Николай II)».
Выходит, что наша маленькая гирька (наверно она зовётся «осьмушкой») в 1913 году поверялась в палате № 6 (в списке Российских Поверочных палат мер и весов палата №6 числилась в Нижнем Новгороде). Аббревиатура на гирьке «БР.Р» - маркировка завода братьев Рекшинских.
Самую большую гирю определили как пудовую. Клейма на ней подсказывают, что отлита она на Песковском литейном заводе Пастуховых (Кировская область), проверена в 191* году (последняя цифра неразборчива, но я почти уверена, что год 1911-й, в 1912 году предприятие было передано в «Акционерное общество Северных заводов») в ПМВ №6 Нижнего Новгорода.
Завод Пастуховых изготавливал чугунные гири стандартного торгового разновеса шарообразной формы с дужками, маркируя каждое изделие аббревиатурой «ППЗ» - есть такие.
Средняя гиря самая молоденькая. На ней отлиты маркировка 10 кг и клеймо «КРАСНОЕ СОРМОВО».
Современный завод «Красное Сормово» является одним из старейших предприятий Нижегородской области. Он был основан в 1849 году компанией Нижегородской машинной фабрики и Волжского пароходства. Сначала на гирях писалось просто «СОРМОВО», а после 1922 года прибавили слово «КРАСНЫЙ». Кем проверялась гиря неизвестно, поверочное клеймо сбито.
Гири мы покрыли раствором от ржавчины. Жалко, что не догадалась я сфоткать их до чистки - так уж внезапно мы ими занялись.