Главное событие 1967-го года в СССР - 50-летие Октябрьской революции. Этой годовщине были посвящены все основные события года. Правда большую часть планов, выдвинутых полвека назад, стране рабочих и крестьян добиться не удалось. И те же крестьяне, составлявшие около 40% населения, до сих пор не имели паспортов, оставаясь по существу крепостными при колхозах. Паспорта им разрешат выдавать лишь спустя 7 лет.
Коммунизм, наступление которого Хрущев запланировал всего 6 лет назад, тоже пока не спешил приближаться. А через год его идея и вовсе будет похоронена. Пока же страна перешла на пятидневную рабочую неделю, срок службы в армии сокращён до двух лет, а народу объявили, что мы вступили в фазу «развитОго социализма». Что это такое - каждый понимал по-своему, но все догадались, что раньше у нас социализм был немножко недоразвитым.
К годовщине Октября приурочено окончание строительства Останкинской телебашни, на тот момент самого высокого сооружения в мире. Правда, достроить её тоже не успели. Поэтому к юбилею решили сделать первую передачу сигнала в цвете и назвали это торжественной сдачей в эксплуатацию первой очереди комплекса. А окончание строительства назвали второй очередью, которую завершили лишь спустя два года.
Так или иначе, телевидение в СССР стало цветным! Правда, цветных передач пока немного, да и цветные телевизоры, чтобы их смотреть, пока тоже большая редкость. В качестве формата цифрового вещания выбран французский SECAM. Франция продолжает оставаться главным другом СССР, а среди населения продолжается мода на всё французское. К нам приезжают
французские артисты. В Большом театре происходит наделавшая много шума премьера балета «Кармен-сюита» по мотивам оперы француза Жоржа Бизе «Кармен» и одноимённой новеллы другого француза Проспера Мериме. А французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери и вовсе превращён чуть ли не в икону стиля, чьи книги обязательно нужно прочитать.
В том же году буквально второе рождение пережила песня «Нежность», в которой также упоминается необычная фамилия Экзюпери. Сейчас принято считать, что эта песня была написана после гибели Юрия Гагарина. На самом деле, Александра Пахмутова написала её за три года до этого события, в 1965-ом году в рамках цикла «Обнимая небо», о котором я
рассказывал раньше. Песня не была посвящена никому конкретно. Сначала композитор предложила её Эдите Пьехе, но та отказалась, испугавшись, что не потянет. В итоге, первой исполнительницей песни стала Майя Кристалинская.
Но - что удивительно - публика песню совершенно не приняла, и после премьеры в Колонном дворце Дома Союза Кристалинская ушла со сцены почти в полной тишине. Это был провал!
И вот спустя два года режиссёр Татьяна Лиознова, тронутая фразой «И куда-то всё спешат такси...», пытается представить, в каком контексте она могла бы прозвучать, делает наброски. Когда ей на глаза попался рассказ Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке», Лиознова поняла, что история найдена!
Начали писать сценарий фильма. Так как Шаболовка тогда уже прочно ассоциировалась с телевидением, решили выбрать более нейтральный район, Плющиху. Но когда Александра Пахмутова прочитала сценарий, она наотрез отказалась от того, чтобы её песня звучала в картине: «Я не буду этого делать, эту песню знают лётчики, космонавты, там - небо, а тут приезжает какая-то тётка, на базаре мясо продает, ну что это такое?» Лиознова стала убеждать, что весь фильм строится на этой композиции. Но окончательно Пахмутову убедил эпизод, где Татьяна Доронина бесхитростно исполняет эту песню, и глаза героя Олега Ефремова - глаза человека, к которому пришла большая любовь.
Даже если вы не поклонник этого фильма, как и я, интересно просто посмотреть виды Московских улиц тех лет. Ну и, конечно, эта музыка, и этот голос, пронзающий насквозь голос Кристалинской...
После выхода картины «Три тополя на Плющихе» старая песня стала буквально хитом! В чём-то здесь заслуга создателей фильма, а, может быть, слушатель просто дорос до неё. Её стали исполнять другие артисты. В том же году Мария Кодряну выиграла с ней международный песенный конкурс в Сочи, и публика не хотела её отпускать со сцены, скандируя «Неж-ность! Неж-ность!» И всё же, главной её исполнительницей навсегда осталась Майя Кристалинская.
В том же году выходит дебютный фильм Станислава Говорухина «Вертикаль». Первая большая роль Владимира Высоцкого в кино и первое его появление на экране, как автора и исполнителя песен. Если раньше он был известен по спектаклям Театра на Таганке, а его песни расходились лишь через магнитофонные бобины, записанные на квартирных посиделках и распространяемые в узком кругу, то сейчас его голос звучит с экранов кинотеатров по всей стране. Высоцкий становится известным на весь Союз певцом. Но не публичным, который поёт с эстрады, а своим, действительно народным. Он поёт песни от лица людей совершенно разных профессий и судеб, словно рассказывая и проживая историю каждого из нас. И зритель идёт в кинотеатр смотреть не фильм про альпинистов, а чтобы послушать песни Высоцкого, и в первую очередь - «Вершину».
Но в целом советская эстрада эпохи раннего брежневского застоя была скорее оптимистическая. Ну, или пыталась выдавать себя за таковую в рамках цензуры, которая перестала быть излишне прямолинейной. Так, героиня вышедшей в тот год комедии Гайдая «Кавказская пленница» публично реабилитирует твист, несколько лет назад осуждённый лично Хрущевым. И конечно, одна из ведущих ролей в создании этого настроения времени отведена такому светлому певцу, как Эдуард Хиль. Я уже упоминал этого исполнителя в одной из
предыдущих историй, а сейчас хочу показать записанную им в 1967-ом году песню «Человек из дома вышел». Только - не в изначальном, а в обновлённом её варианте, записанным Эдуардом Анатольевичем Хилем вместе со своим сыном Дмитрием и фанк-группой «Препинаки» 30 лет спустя в виде проекта «Хиль и сыновья». Эта запись - наглядное подтверждение тому, что такие светлые мелодии в любое время остаются молодыми.
Если главным другом для СССР в то время была Франция, то главным врагом становится Израиль. Эта маленькая страна, которая в ответ на намерения объединившихся арабских стран - Египта, Сирии, Иордании и Ирака - полностью стереть её с мировой карты наносит ответный удар и всего за шесть дней уничтожает армии намного превосходящих её противников, да ещё и захватывает территорию, в три с половиной раза больше своей довоенной. Эта шестидневная война портит все планы СССР в его борьбе за сферы влияния на ближнем Востоке. Израиль объявлен нашим политическим врагом. Вскоре это выльется и в антиеврейскую кампанию на советской эстраде. Но это случится двумя годами позже.
В 1967-ом году главой КГБ становится Юрий Андропов. Именно под его руководством эта организация приобретёт тот демонический образ, которым будут пугать народ во всём мире. Именно он координировал ввод советских танков в Венгрию в 1956-ом, он примет решение о вводе наших войск в Чехословакию в 1968, он же станет инициатором ввода наших войск и уничтожения законного правителя Афганистана в 1979-ом, кампании, которая окончательно подорвёт Советский Союз.
Одновременно под руководством Андропова КГБ усилит и внутреннюю борьбу со своим народом: неугодных будут лишать гражданства и изгонять из страны, как Солженицина, Бродского, Растроповича и Вишневскую, а желающих покинуть страну, наоборот, начнут удерживать. Диссидентство станет массовым, а число невозвращенцев многократно возрастёт. Среди них будут первые советские чемпионы мира в парном фигурном катании Белоусова и Протопопов, чемпион мира по шахматам Борис Спасский, претендент на звание чемпиона мира Виктор Корчной, артисты балета Михаил Барышников и Александр Годунов, а уж список артистов, композиторов и писателей и вовсе обширный.
Как не удивительно, но идеологическая борьба с Западом иногда дарила советским слушателям новых героев. Так на новогоднем «Голубом огоньке» того года помимо француженки Мирей Матье телезрители смогли увидеть ещё одного зарубежного гостя, да не откуда-то там, а из самих США! Этого американца звали Дин Рид. Красавец мужчина с обворожительной улыбкой, всегда весел, играет рок-н-роллы на гитаре, прекрасно поёт, снимается в фильмах, но главное - правильно идеологически подкован: приветствует социализм, обличает капитализм и регулярно высказывается против США, хотя и сохраняя американское гражданство. Это была просто сказочная находка для наших спецслужб, и за этого американца сразу взялись, стараясь сделать из него советского Элвиса. Девушки всего Союза без ума от красавца Дина Рида и совершенно не замечают, что его песня «Элизабет» звучит не на английском, а на испанском языке:
You can watch this video on www.livejournal.com
Дин Рид действительно прекрасный певец и актёр. Но так уж сложилось, что у себя на родине его пластинки с рок-н-роллами расходились не очень. Тогда его продюсер предлагает ему турне по странам Латинской Америки. И там-то его слава превзошла даже славу самого Элвиса Пресли! Певец решает остаться в Аргентине, где записывает диски, снимается в фильмах и даже ведёт телепрограмму. Вот отсюда и записанные им на испанском хиты.
При этом он искренне исповедует левые взгляды, осуждает войну во Вьетнаме и политику США по отношению к странам Латинской Америки, участвует в общественно-политической жизни. Его позиция находит не только сторонников, но и врагов. И после военного переворота в Аргентине в 1966-ом году Дин Рид вынужденно покидает страну и поселяется в Риме, где начинает сниматься в «спагетти-вестернах». Тут-то его и заметили наши идеологи. Его приглашают в СССР, начинают издавать пластинки с его песнями, показывать фильмы с его участием. Дин Рид сразу полюбил Советский Союз, а наша страна сразу полюбила этого улыбчивого парня. Впрочем, несмотря на любовь, поселиться в Москве ему так и не позволят, и только в 1973-ем году разрешат переехать в ГДР. Но продолжение этой истории я расскажу как-нибудь позже...
Чаще в качестве представителей зарубежной эстрады у нас выступали артисты соцстран. Сейчас имена многих из них оказались забытыми, но их песни продолжают жить. Так, например, случилось с венгерским исполнителем Петером Поором (Péter Poór), ставшим известным после фестиваля популярной песни, проведённым Венгерским телевидением в 1967-ом году. Особенно популярной была его песня «Чёрный поезд». А спустя три года на своём концерте в Советском Союзе её представил другой венгерский исполнитель, Янош Коош. Песня буквально взорвала зал!
Одними из зрителей того концерта оказались молодые композитор Юрий Антонов и поэт Олег Жуков. Набравшись наглости, они пошли за кулисы и попросили ноты этой песни. После чего Жуков написал к ней русский текст, Антонов сделал аранжировку, и результат предложили группе «Весёлые ребята». Так родился всем известный хит. Думаю, вы его сразу узнаете. А сейчас послушайте, как звучал в 1967-ом году оригинал «Hajjaj fekete vonat»:
You can watch this video on www.livejournal.com
А что же отечественная молодёжная культура? Как не пытались в Союзе сдерживать западное влияние в музыке, но долго держать оборону перед захватившим всю планету роком было невозможно. И хоть эпоха ВИА у нас придёт лишь в 70-ые, тем не менее, то там, то здесь молодёжь собиралась в ансамбли и пыталась играть новую музыку. Не признавать этого не могло даже телевидение. Примером тому - следующая редкая запись фрагмента фильма-концерта «Летний дождь», снятого на Ленинградском телевидении в тот год. На ней можно услышать песню «Если с нами пойдёшь» одной из первых бит-групп страны «Садко», образованной в 1966-ом году в Ленинграде.
Но одно дело - признавать, а другое - рискнуть и показать с экрана представителей новой молодёжной культуры. Тогда за такое можно было очень легко лишиться весьма престижной работы. И руководство телецентра решило подстраховаться и пригласить вместо ребят из группы «Садко» артистов Театра Юного Зрителя. Именно они и должны были изображать музыкантов с их инструментами. И нельзя не признать, сделали они это очень достойно и артистично!
Да и как могло быть иначе?! Ведь и артисты-то непростые! Здесь и Александр Хочинский, звезда Ленинградского ТЮЗа и кумир Ленинградских театралов. Остальной стране он больше известен, как исполнитель песни «Журавль по небу летит» в фильме «Бумбараш» и песен Дениса Давыдова в фильме «Эскадрон гусар летучих». Вместе с Александром можно увидеть его давнего партнёра по бардовскому дуэту Виктора Фёдорова, артиста Виталия Гальперина, а также Михаила Быкова. Последний затем стал теледиктором. Думаю, многим он хорошо знаком, как бессменный голос Питерского метрополитена, на протяжении многих лет объявляющий названия станций нашей подземки. Такая вот уникальная команда и такая необычная запись.
You can watch this video on www.livejournal.com
Впрочем, настоящих музыкантов ленинградской группы «Садко» я вам ещё покажу в одном из следующих очерков.
Но если вы думаете, что история этой уникальной редкой записи здесь и заканчивается, то сильно ошибаетесь. Совсем недавно я случайно натолкнулся на другое видео уже современной ретро группы «Биртман» с новой аранжировкой песни «Прохожий» группы «Кино». Казалось бы, какое это может иметь отношение к рассказанной истории? - Словами описать это невозможно. Это надо видеть, потому что это просто какой-то «ремейк в квадрате» - и песни, и видео! Такой вот неожиданный парафраз на ту старую запись ленинградского телевидения спустя 50 лет. Он и будет бонусом к сегодняшней истории. Смотрите и не говорите, что вы этого не видели!
You can watch this video on www.livejournal.com
<
Год 1967-oй. Часть 3. Год 1968-ой. Часть 1. >