Инициация как разрезающая и связывающая травма 2

Dec 04, 2016 21:32

Часть 2.
О современной уже уходящей в историю практике, похожей на инициацию

Предыдущая статья была бы неполной, если не указать на одну неизбежную и важную часть инициации. Инициация - это всегда связь с трансцендентным, с Богом, Началом, Небесами, священным и со смертью. Само слово можно перевести как «вНачаливание», что можно прочитать как погружение в Начало. Об этом можно прочитать в книгах Мирча Элиаде. Без этой связи инициация невозможна.
Если сегодня с нашим секуляризированным сознанием исследовать практики инициации, сохранившиеся среди разных племен, ведущих первобытный образ жизни, то мы обязательно будем воспринимать их как насилие, пытки и мучения, пока не поймем того, что же происходит с человеком внутри инициации. Поэтому возьмем естественную иллюстрацию инициации.
Это естественные роды, проходящие без какого-либо навязанного роженице вмешательства. Роды в роддоме, благодаря антуражу и определенным усилиям медицинского персонала и проектировщиков сего действа лишены сакрального, особенно если там используется современная анестезия и стимуляция. Для иллюстрации подходят только естественные роды без всякого современного родовспоможения, поскольку каждое вмешательство в роды прерывают сакральный поток.
Для естественных родов важно три Т: Тепло, Темно, Тихо и при минимуме вмешательств. Инициация на некоторых этапах так и происходит - в темноте и при минимуме вмешательств.
В родах есть несколько этапов, они разворачиваются постепенно.  Даже на самом первом этапе роженица чувствует каким-то внутренним чутьем: пришло то, чем она не в состоянии управлять, она может только быть в Этом и позволять Этому быть. Это непонятное, его невозможно назвать, то, что можно только чувствовать и проживать. Какая-то сила, которая касается роженицы, направляет ее тело для движений, занятия определенных поз, практики определенного дыхания. По мере приближения к самой интенсивной фазе родов женщина все больше и больше чувствует эту силу как течение в бурной реке, в которой есть более спокойные места и более экспрессивные пороги. Эти переходы женщина чувствует всем телом. В спокойствии она обмякает и расслабляется, а уже через 5 минут снова начинает по-особенному дышать, а потом еще раз меняет дыхание и позу. И все это не столько осознанно, сколько, мммм, архетипически, в родах сама осознанность меняется, становится иной. Иногда после родов этот тип осознанности совершенно утрачивается, если опыт не интегрирован психологически.
И перед самым критическим моментом женщина начинает кричать: «Все, это конец, я умираю, спасите меня, я больше не могу, я никогда этого не смогу». И это правда, в обычном своем состоянии она бы этого не смогла, но она входит в поток Жизни-Смерти, этот поток подхватывает ее своей мощью, родовые пути расходятся, и тогда Жизнь побеждает и рождается в мир новый человек, а если женщина не даст свершиться этому потоку, то либо она или ребенок погибнут, и тогда придет Смерть или же и ее и ребенка нужно будет спасать. Доверие этому потоку, решимость встретиться с этим слиянием Жизни-Смерти - и есть инициация.
Часто рожает глубоко травмированная женщина, которой очень трудна такая встреча, тогда ей может понадобиться помощь других. Вспоминается две истории. В одной муж держал женщину в своих руках, обнимая и нежно шепча: «Я с тобой, ты все сможешь», а женщина воспринимала этот голос как путеводную нить, которой можно держаться, чтобы не соскользнуть в бессилие и отказ от всякой помощи себе, а значит в смерть. И вторая история, где акушерка вместе с мужем пели уставшей и вымотавшейся роженице песню вместе, а она увидела это как свет, ведущий на поверхность моря, на дно которого она уже опустилась и была не готова подниматься, слишком холодно ей было там (и это не физический, и психологический холод, сковывающий все движения).
Здесь можно было бы сказать, что роды - это травма, если бы не экзистенциальный смысл родов - рождена новая жизнь, которой до сих пор не было, произошло величайшее таинство жизни и ее венец. Это на всех планах воспринимается как обретение: на психологическом, экзистенциальном, общественном и гормональном. Иногда психологический и экзистенциальный страдают, н общественный и гормональный могут сильно помочь в выравнивании экзистенциального и психологического статуса.
Ну и конечно же, женщина, пережившая роды, никогда уже не будет чувствовать себя как прежде. Ворота пройдены, ворота закрыты.
Неизбежная встреча с трансцедентным, с Жизнью и Смертью в полный рост задает похожесть инициации и родов. Можно сказать, что по сути инициация и является копией родового процесса. Причем сдвоенного: Один и тот же человек и рождается, и рождает себя сам. Отсюда неизбежность встречи с Началом.
В этой статье мы намеренно не разворачиваем тему верований, дабы не превращать эту статью в полигон для обсуждения религиозного сознания.
В силу утраченного доверия природе, жизни, удалению из бытового мира всяких признаков смерти, старения и болезни, а также глубокого отсоединения тела от ума все труднее и труднее воспринимать процесс родов как естественный, и все чаще и чаще они воспринимаются как болезненная медицинская процедура. Эти обстоятельства все больше разъединяют нас с переживанием нашей жизни и себя самих как целостности. И даже естественные роды часто ничего не меняют в сознании женщины. Телесно она меняется, а сознанием - нет. Поскольку нет культуры восприятия родов как инициации. В недавней истории у женщин в деревнях после родов менялось называние, вместо девушек или молодух их называли молодками или бабами в зависимости от пола первенца. И общаться они переходили в другой круг- к бабам. А сейчас всех называют девушками, вне зависимости от возраста женщины - неважно, 15 лет ей или 70. Таким образом отрицается важность как возрастных, так и социальных переходов, женщина как будто вынуждена заморозиться в возрасте 15-25 лет. И это и есть социальная норма, по сути отрезающая женщину от интеграции своего телесного, экзистенциального и трансцендентного опыта. Через несколько лет после родов женщины, не помня своих состояний, потому что им нечем это помнить, то, чем они могли бы помнить остается в зачаточном состоянии и не служит инициации, хотя могло бы. И снова появляется вопрос. Но уже иной: почему общество бежит инициации, чем она страшна современному обществу
P.S.Я ни в коем случае не призываю никого задавать практики инициации. Полагаю, что в этом кроется много опасностей. Именно потому что современному человеку нечем и некуда воспринимать результаты инициации.
Продолжение следует...

взросление, смерть, деревня, тело говорит, женское, роды, чудо, жизнь

Previous post Next post
Up