Детское восприятие и сензитивность новорожденного

Dec 24, 2016 01:35



Часто детское восприятие характеризуют как биполярное - черное и белое, плохо-хорошо. Это очень бедное сильно искаженное описание чувствительности ребенка. Есть такое понятие - сензитивность. Сензитивность рассматривается в четырех разворотах. Сензитивность новорожденного, то есть чувствительность ко всем внешним воздействиям. Сензитивные периоды развития, так назвала Мария Монтессори периоды, когда ребенок развивается в каком-то определенном направлении. Сензитивность болезненная, гиперчувствтельность, мешающая нормальной жизни. Сензитивность взрослого, развивающегося в тренинге.

Нас интересует сензитивность новорожденного.

Новорожденный чувствует все, что происходит вокруг: изменение температуры, звуков, цветов, освещения, запахов и т.д. Ему еще нечем это распознавать, дифференцировать, все сигналы бомбардируют его бесконечно, поэтому он очень быстро устает и часто и помногу спит.

Из всех сигналов он особенно настроен на человеческие, и более всего, конечно на мать. Он настроен, кстати, и на всех, кто значим для матери. Это для него среда обитания, среда выживания, среда формирования. Он очень сильно сконцентрирован на всех проявлениях людей, особенно взрослых, и все что они привносят в жизнь, впитывает. Постепенно появляется различение, узнавание чего-то, где-то за счет повторений, где-то за счет приятных ощущений, удовлетворения и удовольствия, где-то за счет слишком ярких впечатлений. Так формируется первичная дифференциация, по мере взросления она усиливается, развивается, становится все более и более многозначной и разнообразной. За счет неё он каждый раз все больше и больше сигналов может не столько чувствовать, сколько выделять, осознавать и что-то с ними делать.

Чем благополучнее среда, тем более чувствительным (сензитивным), не в плане болезненности, а в плане развитости становится человек. Чем менее благополучная среда, тем более туповатым, глуповатым становится человек в плане чувствительности. Он чувствует сигналы, но не может их ни назвать, ни откликнуться на них. И если вернуться снова к как бы биполярному восприятию невзрослых людей в силу возраста ли, в силу психики ли, то можно сказать, что такие люди очень хорошо чувствуют, нутром ли, чуйкой ли, а выразить и осознать не могут. Они чувствуют, а осознать и сказать им нечем. Ну как новый агрегат технический мы чувствуем, но ничего сделать с ним не можем, потому что нечем, ни знаний, ни навыка, ни опыта.

Еще хочется поделиться удивительным про сензитивность новорожденного. Чувствительность, настроенность на внешнюю среду, ее распознавание зашкаливает. Сыну недели две от роду, он недавно поел, а я сижу радостная дома, жду мужа, скоро он должен прийти. И вдруг сын начинает безутешно плакать, я ничего не понимаю, утешаю его и так, и этак, беру на руки, кормлю, ношу, укачиваю, пою песенки, ничего не помогает, нота плача никак не меняется. Минут через 10 после начала плача ключ поворачивается в двери, и муж заходит очень расстроенный. Как только муж рассказывает, в чем причина его расстройства, сын затихает. И так случалось еще несколько раз. Удивительная чувствительность и включённость в семейные события.

Он мне на каком-то своём языке пытался рассказать, что его папа расстроен, что ему нужна моя поддержка. И как только я сама узнавала причины расстройства, сын затихал, чувствуя, что его миссия выполнена.

Вот вам и бедность чувств и восприятия. Думаю, что мы еще очень многого не понимаем про детскую чувствительность, детскую психику и особенности восприятия окружающего напрямую, целиком, невзирая на любые преграды, стены ли, расстояния ли.

развитие, размышления, чувствительность, семья, дети

Previous post Next post
Up