Инициация как разрезающая и связывающая травма

Nov 26, 2016 17:25


Это начало текста про инициацию, мне важно его обсудить, поэтому печатаю пока так
Гармония - это скоба, соединяющая два бревна
Из философииПредисловие: Все это на сегодняшний день экскурс в прошлое, поскольку инициаций не практикуется, разве что редко и в очень особенных средах. Однако, полезно развить эти фантазии. Современный человек мало способен целиком и полностью занимать какую-либо общественную, профессиональную, или семейную позицию, постоянно соскальзывая в автономию и защиту своих границ. Эти границы, впрочем, часто никто и не пытается нарушать, выставляя лишь требования соответствия какому-либо важному жизненному моменту. И тем не менее, вот это требование соответствия моменту для многих людей кажется чрезмерным. Почему же? Чем отличается современный человек от своего первобытного собрата?  Почему член первобытного общества способен занимать позицию и быть в соответствии с социальной и семейной ролью, а современному человеку это дается необычайно трудно?
Инициация - это тройной переход: переход из одного возраста в другой (чаще всего), переход из одного состояния в другое, он буквально выходит из одного состояния и переходит в другое состояние, связанное с осознаванием себя, то есть мнением о себе, телесными и эмоциональными переживаниями и принятием в обществе, и третий переход - занятие новой социальной позиции и нового социального статуса. Это тройственный и одновременно целостный переход сразу на всех уровнях - телесном, экзистенциальном и социальном. Иногда это вход в профессию, среду, например, тюремную или братство. Пожалуй, самое важное в инициации - те средства, с помощью которых она совершается. Инициация строится на чрезвычайных переживаниях, часто приближающих к смерти. Это обязательно травмирующее событие. Часто это ряд травматизаций, переходящих друг в друга. Это может боль, стыд, страх, сильный испуг, разрезание, прокалывание, закапывание, погружение в воду, имитация похорон. В древности не все проходили инициацию, кто-то погибал. В таких испытаниях кристализуется новый человек, а старый человек погибает.
Чем же отличается обычная травма в жизни от испытания в инициации? Смыслом, экзистенциальным переживанием.
Психологическая травма - это всегда кризис, разрезающий жизнь на две части - «до» и «после». То, что случилось, делает невозможным то, что было «до». Травма настолько интенсивно и сильно воздействует на человека, что он переживает это событие, как непереносимое, малосовместимое с жизнью, по крайней мере с той жизнью, которую он вел до сих пор. Но травма - это не только интенсивное событие, оно еще и неприятно окрашенное. Это всегда горе, утрата. Утрата своего прежнего самоосознания, мнения о себе. Это мнение просто рушится. Важно, что в социуме произошедшее трактуется как «плохое», негативное событие для жизни человека. Эта сцепка горя, утраты и переживание его как негативного, потери себя и делает травму болью и страданием. То есть травма - всегда утрата предыдущего состояния, утрата без приобретения.
В инициации тоже есть утрата предыдущего состояния и статуса, предыдущего возраста, но есть и приобретение, значимое для самого человека и значимое для общества. Зачем же нужен еще и selfharm или травма, что делает с человеком это временное, разрешенное и приветствуемое нарушение целостности и утрата благополучия? Оно буквально взрезает, разрывает прокалывает прежнюю ткань бытия, человек его утрачивает раз и навсегда, утрачивает, чтобы приобрести что-то новое, прежде недоступное.
Утрачивает в буквальном смысле. Во время травмы прежние, благополучные переживания становятся недоступны. Замечали ли вы, что многие люди не помнят раннее детство? В какой-то момент что-то происходит в их жизни нарушающее целостность бытия, его благополучие, и вся память о событиях до этого момента становится стёртой.
Не то, чтобы стертой совсем, на терапии или при других необычных обстоятельствах она может вернуться, но в этот момент утрачивается, потому что человек буквально начинает себя ощущать иначе, и предыдущая история его жизни становится незначимой, нересурсной для него.
Есть и другие люди, помнящие себя довольно рано, буквально в пеленках и черпающие из этой памяти много позитивных переживаний, а также строящие свое представление о себе на базе этих переживаний и воспоминаний. Рискну предположить, что у тех, кто проходит инициацию по-настоящему с множественными испытаниями, память о себе прежнем утрачивается, не потому что произошла травма, травма здесь лишь самостоятельно признаваемый инструмент, не цель, а потому что эта память уже не нужна, человек, переходящий в новую для себя позицию из нового состояния осваивает и новые для себя и признаваемые обществом важными ресурсы. И в этом и есть экзистенциальный смысл инициации - закрыть предыдущие, отжившие свой век ресурсы и состояния и вступить новую в общественно значимую позицию, одновременно осваивая новые, соответствующие этой позиции состояния и ресурсы.
Таким образом, инициация - это социально приветствуемая травматизация, то есть травматизация с положительным смыслом и огромным ресурсом для жизни
Если пользоваться языком Карлоса Кастанеды, то этот переход можно назвать сдвигом точки сборки личности, последнее добавим от себя.
Трудно оценить, является такая травматизация чем-то позитивным или же негативным. Можно представить, что если «прошедшее забыто, грядущее закрыто, настоящее даровано», то такое целостное переживание позиции и самоощущения человека в этой позиции может быть очень эффективным и завершенным в ежедневной деятельности.
И все же один вопрос остается неразрешенным. Ведь совершенно недавно, каких-то 100-150 лет инициация была вполне практикуема. Более того, усекновенная инициация или по-другому, таинство практикуется все еще в религиозных практиках. В христианской церкви есть несколько таинств, в которых нет травматизации, но есть атрибуты перехода из одного в другое.
В общем, появляется вопрос: почему инициация утратила свою актуальность? Она стала неэффективной? На какие запросы она перестала со временем отвечать и почему? Или же сами вопросы изменились и появились другие.

Здесь у меня есть несколько углублений в 1) опыт переживания травмы в первобытных культурах - бездрожное бытие, начиная с греческой философии;
2) важное значение религии в прошлом и секуляризации мира в настоящем;
3) диссоциацию, как способ пережить чрезмерное давление прогресса, а в последнее время и высокую технологичность, диссоциация - путь к интеллектуализации, что вновь увеличивает состояние диссоциации - как необходимое приспособление для выдерживания давления; 4) клиповое сознание как постмодернизм, постиндустриализм и способ преодолеть чрезмерную интеллектуализацию, клиповое сознание - как диссоциация в степени экстремума, в итоге клиповое сознание разрушает диссоциацию и погружает в хаос, в котором существует и превалирует дрожание. Поэтому, можно вместо того, чтобы разрушаться - вернуться к использованию ресурса первобытного прошлого - признать важность дрожания, слабости, вибрации, коллективным техникам единения (исцеление и праздник в первобытном обществе), дав ему место и в обществе, и в распорядке жизни каждого конкретного человека.

развитие, взросление, травма, общество

Previous post Next post
Up