Родители и образование

Apr 11, 2016 21:06



Родитель всё время воздействует на своего ребёнка, прямо или косвенно. Родитель - очень значимая фигура для ребёнка в отличие от любого другого взрослого. Родитель обеспечивает жизнь. И ребёнок это знает и чувствует. Он целиком и полностью зависим от родителя, от его действий, от его проявлений, от ценностей, которые тот транслирует, от ограничений, от понимания «плохо-хорошо» в устах родителя, от его понимания «можно-нельзя». Чем более чёткие, понятные и твёрдые эти различения, тем жёстче это воспринимает ребёнок, тем сложнее ему самому начать определять для себя мир и формировать для себя эти плохо-хорошо, можно-нельзя и в менее резких формулировках. Когда родитель рядом, то он для ребёнка как бы щуп, ребёнок через родителя щупает мир, ориентируясь на реакции взрослого, и впитывает не столько прямой, свой собственный опыт, сколько опыт родителя.


Часто бывает так, что тревожная мама порождает у ребёнка поведение, которое можно трактовать как симптомы неблагополучия ребёнка, особенностей развития или даже ограничений развития. В моей работе травмотерапевта я часто сталкиваюсь с симптомами этого маминого беспокойства, от которого «вышибает пробки» у ребёнка, мама тревожится, это очень хорошо чувствует ребёнок, ведь чувствует маму через жизненно-важную связь, у мамы чуть-чуть меняется голос, мимика, жесты, для посторонних это еле заметные изменения, а для ребёнка уже сигнал - что-то не так. И неважно, на что среагировала мама, ребёнок уже в готовности, у него уже нет свободы воспринимать мир прямо, непосредственно из своего опыта. И только если мама расслабиться, он может быть сможет свободно воспринимать мир, но только с того момента, как его тело расслабиться и станет подвижным, эластичным, упругим и мягким одновременно. И это только если ребёнок находится с одной мамой.
     Что происходит с ребёнком, если рядом с ним вся семья? Вообще в чём назначение семьи, кроме обеспечения безопасности, питания, тепла и комфорта? Семья передаёт нормы, принятые, выработанные за много веков существования рода с обеих сторон - материнской и отцовской. Хорошо, если рода не входят в противоречие дуг с другом, тогда и ребёнок не будет противоречив. Кроме того, семья вводит в социум, транслируя принятое поведение, модели, вариации, которые до сих пор успешно работали. Почему с 7 лет детей отдавали в другие семьи или институты? Чтобы расширить вариативность поведения, реакций, моделей, доступных для ребёнка. Если же ребёнок получает образование в кругу семьи, то сначала всё проходит через призму восприятия рода, всё, что не годится, отсекается, причём по большей части бессознательно, часто это даже не видится, недоступно для сознательного восприятия. Иногда я сталкиваюсь с тем, что некоторые люди про какую-то ситуацию говорят: там было так, а я эту ситуацию видела совершенно иначе. И тогда мы напоминаем слепых, держащих слона за разные части и описывающие этого слона согласно своим ощущениям. Так вот, в присутствии семьи опыт ребёнка становится сильно усечённым, даже если родители не ограничивают своего ребёнка. А уж если родители бдят и ограничивают, то опыт ещё больше усекается, уже сознательно. И тогда событие изначально образовательное превращается из образовательного в место и время семейного отдыха. Это прекрасное время, но нужно понимать, что его цели, задачи и эффекты другие.
     Здесь важно рассказать наше отношение к семейному образованию. Мы не только не против семейного образования, но и сами практикуем его. Что означает семейное образование для нас. В первую очередь, родитель является помощником в ориентации в большом мире. Он не может охватить все задачи образования ни своим опытом, ни своей профессией, ни своим временем. Его задача - найти благоприятные образовательные среды, пространства, людей, которые помогут ребёнку получить опыт, провести исследования, узнать что-то, выработать навык, реализовать проект и т.д. Если родитель попробует осваивать это всё сам, ему может просто не хватить времени и сил. Хорошо, если один родитель очень умён, опытен, а другой хорошо зарабатывает, полностью обеспечивая образовательные опыты ребёнка и супруга. А если детей - 5, а заработка одного родителя на всех не хватает, и финансовые тяготы лежат на обоих? Гораздо практичнее применить принцип разделения труда, неслучайно именно после разделения труда благосостояние людей значительно выросло. Каждому стоит заниматься тем делом, которое выходит у него наилучшим образом. И в этом случае родители становятся центром принятия решений, помощи ребёнку в его образовательных инициативах и трудах. А специалисты - организаторами образовательной среды для реализации образовательных инициатив и опытов.
Есть ещё и другое обоснование: почему в образовательный процесс ребёнка стоит включать как можно большее количество людей. В каждой семье есть свои нормы коммуникации и, вообще, поведения. А в жизни вариантов нормального поведения значительно больше.
     Встречается, например, что некоторые дети не умеют просить и обращаться по имени, другие - обращаются к товарищам только тычками и мычанием, третьи - при любом несогласии кидаются в драку, четвёртые - чуть что обижаются. Эти формы коммуникации допустимы в семье, но неэффективны в обществе. И маленькое детское сообщество позволяет это увидеть и выработать другие, более приятные и эффективные способы коммуникации.
При включении разных взрослых людей в образовательное пространство вариативность поведения и коммуникации ребёнка развивается ещё больше. Если образовательную среду организовывает опытный и интересный человек, то у него, как правило, очень много способов работы, это и работа в микрогруппах, и индивидуальные эксперименты, творческие задания и повторение, проектирование и мозговой штурм, защита своих проектов и групповое обсуждение, последовательная работа и совместно-творческая, каких только способов не придумает опытный ведущий. И всё это складывается в копилку ребёнка.

При включении разных взрослых людей в образовательное пространство вариативность поведения и коммуникации ребёнка развивается ещё больше. Если образовательную среду организовывает опытный и интересный человек, то у него, как правило, очень много способов работы, это и работа в микрогруппах, и индивидуальные эксперименты, творческие задания и повторение, проектирование и мозговой штурм, защита своих проектов и групповое обсуждение, последовательная работа и совместно-творческая, каких только способов не придумает опытный ведущий. И всё это складывается в копилку ребёнка.

Думаю, основная причина присутствия родителей на разных занятиях детей в недоверии родителей, в стремлении обеспечить безопасность своим детям. Да, и я с этим согласна. Возможно, нужно выработать некоторую системы тестов образовательных проектов, помогающих оценить, подходит это вам или нет, создаёт ту среду, что вам нужно, обеспечивает безопасность с одной стороны, развитие, с другой, и уровень интеллигентности и культуры - с третьей. Иногда никак, кроме как на опыте это не узнаешь, иногда достаточно несколько вопросов или беседы, небольшого общего действия, в любом случае, пробовать доверять ребёнку, его способности ориентироваться, выбирать по своему вкусу то, что нужно, необходимо, иначе, у него никогда не выработается никакой самостоятельности.

Обычно возраст проявления самостоятельности колеблется от 8 до 11. как это будете делать вы в своей семье, решать вам.

родители, приоритеты, образование, дети

Previous post Next post
Up