Сепарация ребёнка от родителя и последующее воссоединение

Mar 30, 2016 15:42

     У каждого человека по мере взросления всё больше и больше проявляется стремление почувствовать себя отдельным. Самостоятельным, почувствовать себя в своей силе, в своём могуществе, почувствовать свою способность отделяться и не разрушаться при этом, сохраняя свою способность к выживанию, к жизни, сохраняя свою способность действовать и испытывать радость в этом действии. Если родители обладают силой и зрелостью, если родители взрослые и гармоничные люди, то ребёнок по мере взросления всё чаще и чаще пробует свою автономность, упрочивая её, расширяя на каждом шаге.
     Что делает зрелый родитель для своего ребёнка в процессе его взросления? Он даёт возможность почувствовать границы ребёнка, сначала телесные, а потом и психологические, социальные, границы своей личности, он делает это уважительно, поддерживая своего ребёнка, сопровождая его на этапах взросления столько, сколько это необходимо и достаточно, он даёт ему возможность опираться на себя и помогает осознавать способность опираться не только на родителя, но и на окружающие ресурсы, в том числе просто на землю.
    И при таком развитии каждый следующий шаг, даже если он трудный будет сопровождаться радостью и интересом. В какой-то момент к ребёнку приходит двойственное, противоречивое отношение к родителю «Подойди сюда - пошёл отсюда», и это нормально. Он уже чувствует силы немного больше отделиться, но ещё не умеет как, и у него ещё нет чувственного, телесного благополучного опыта отделения, и ему страшно, и в этот момент и приходит это противоречивое желание «Отойди, ты мне мешаешь - нет, не уходи, мне страшно остаться одному, и мне страшно, что если ты уйдёшь, то уже не вернёшься, и я тебя утрачу». Это похоже на состояние тяни-толкай.
     И в общем, в этот момент родитель может действительно предложить такую игру: тяни-толкай, ориентируясь на ощущения, на сигналы благополучия ребёнка. Потолкаться, потянуть друг друга, поползать друг по другу, отдалиться и приблизиться, убежать и прибежать, подходят игры в прятки. Кстати, очень многие дети любят игры в прятки, когда они благополучно и тщательно прячутся от родителя, а родитель их долго (относительно) ищет, но потом обязательно находит. Можно толкаться, каждый раз всё больше и больше чувствуя свою силу в соразмерности с возможностями ребёнка, не испытывая его на прочность, но и не занижая его силы. В таких толканиях-прятках ребёнок лучше чувствует свои телесные границы, свою упругость, внутренний жар, тепло, всё это сообщает ему о его силах и возможностях, передаёт ему радость от сопротивления и проб. И с этими ощущениями ему легче и радостнее действовать на следующем этапе.
      При это он чувствует послание родителя:
«И я отдельно, и ты отдельно, и одновременно мы вместе, я доверяю твоему внутреннему движению к отдельности, приветствую его и одобряю твой следующий шаг, я остаюсь рядом с тобой на этом шаге, пока ты не почувствуешь, что я тебе больше не нужен для опоры и поддержки.
      Постепенно послание становится более выпуклым и содержательным:
«Ты можешь опираться на меня, пока тебе это нужно, спрашивать совета, спрашивать, как принято или как правильно для меня, делиться своим опытом и своими пробами, я буду откликаться, как мне важен твой опыт, как я его вижу, поддерживать там, где я чувствую твою шаткую позицию, спрашивая тебя о необходимости такой поддержки. И постепенно проступают твои всё более гибкие, упругие границы, в которых ты можешь быть и без моей поддержки, абсолютно самостоятельно. И ты выходишь в мир крепким и сильным, самостоятельным и дерзким, ты можешь оттолкнуться, покинуть меня и даже оттолкнуть, чтобы почувствовать большую самостоятельность, как в притче о блудном сыне, а потом, получив опыт, вернуться к воссоединению, к выстраиванию новых отношений, взрослого со взрослым, равного с равным».

Если же родитель не обладает зрелостью, если родитель сам не взрослый, у ребёнка не происходит спокойного и ровного взросления, постепенного перехода из младенчества в малышовость, детство, подростничество, юношество и взрослость. Переходы рваные, резкие, ребёнок не может почувствовать и освоить свою силу. Или ему этого не дают вовсе, или же сразу нагружают по полной. В первом случае он чувствует удушье, во втором, тяжесть груза не по мере, непомерный труд жизни, одиночество и брошенность. Кстати, в первом случае тоже есть брошенность, но прикрытая иллюзией близости. Ребёнок (взрослый или же ещё малыш) чувствует родительский страх одиночества, он как будто меняется местами с родителем, становится взрослым вместо родителя, преждевременно.
      Вообще, в отношениях незрелого родителя и ребёнка вся недостроенная зрелость родителя ложится на плечи ребёнка, который достаивает эту незрелость до зрелости сам, своим телом, своими чувствами, настолько, насколько это у него получается. Все его чувства направлены на то, что происходит с родителем, где уж тут чувствовать себя и свои границы. Отделение, сепарация таких детей по мере взросления происходит тяжело. Они либо отрываются совсем, жёстко, резко, безвозвратно, не желая вернуться совсем. Любая мысль о выстраивании благополучных отношений с родителями претит им.
      Либо вовсе не могут оторваться, чувствуя всю тяжесть ответственности за родителя и не имея возможности почувствовать себя, и одновременно желая оказаться как можно дальше от родителя, поскольку очень тяжело всё время находится не в собственных границах, а в границах чувствования родителя, по сути в границах чужих чувств, чужого тела. Таким образом, выстраивание благополучных отношений уже взрослых детей со своими родителями крайне затруднено. Оно и не слиянное, потому что слияние доставляет страдание, и не отдельное, поскольку отдельность слишком трудна, тяжела, непосильна.
Выход один - проходить этапы отделения от родителей самостоятельно, проживая каждый этап заново, шаг за шагом через все возрасты. Одно из стремлений таких клиентов - полная отделённость от фигуры родителя, независимость, самостоятельность. Это стремление сопровождается самыми разнообразными эмоциями и чувствами:
·         Страх одиночества, ужас, боль утраты, покинутость вплоть до ощущения утраты жизни, гнев, растерянность, раздражение, брезгливость, отторжение, радость, интерес, злорадство, месть, упрямство, ненависть
Постепенно приходит лучшее чувствование себя, своих границ, интенсивность своих чувств и эмоций снижается, амплитуда переживаний уменьшается, ощущения, чувства, переживания становятся глубже, а ощущение жизни более насыщенным, наполненным и переносимым. Ресурс встречи со своими чувствами увеличивается, и сам человек начинает себя чувствовать взрослее, крепче, устойчивее.
     В какой-то момент (и не один раз), он начинает чувствовать, что пройден очередной рубеж взросления, назад пути нет, приходит грусть, но нет чувства утраты, а приходит ощущение большего ресурса, больших возможностей, раскрывания своих способностей и граней. И шаг за шагом он становится всё взрослее и взрослее. И на каждом этапе он всё больше обретает способность быть равным и разным рядом с собственным родителем, не навязывая тому свою автономность, но и не погружаясь в беспомощное, зависимое детство. Появляется возможность быть с родителем сильным, взрослым. А следом за этим приходит радость совместного пребывания с родителем. Может быть не полная, это, в том числе зависит и от родителя, конечно. При идеальном развитии событий выросшему, повзрослевшему ребёнку становится радостно пребывать с родителем, и он способен сам регулировать частоту встреч в зависимости от необходимости, степени близости и расположенности двух сторон к контакту.
      Вообще же очень радостно наблюдать этот путь: от резкой и очень болезненной сепарации к воссоединению, если последнее возможно.

родители, взросление, отношения, дети

Previous post Next post
Up