О важности рисков для детей

Jan 07, 2016 22:21



12-14 октября 2015 года в Кардиффе (Уэльс, Великобритания) прошла 14-я междисциплинарная научно-практическая конференция «Важность принятия риска», организованная Уэльским отделением Международной ассоциации игры (IPA).



Некоторые цитаты из отчёта по конференции

Конференция открылась лекцией профессора Ф. Брауна (Fraser Brown) «Люди и места для игры». Ф. Браун является одним из первых профессоров в Великобритании и в мире по новой специальности «Плейвокер» (playworker)​1, которую можно перевести как «специалист по организации игры детей». Теория и практика подготовки плейвокеров опирается на понимание игры как «свободно выбранной, внутренне мотивированной и лично регулируемой активности человека». Это предельно общее понимание игры стало рабочим для участников конференции2. В докладе особое место было уделено теории свободных материалов (The theory of Loose Parts). Идея о том, что детям для игры нужны неоформленные, неструктурированные, незафиксированные в пространстве (их можно легко передвинуть, перенести, пересыпать, перелить) свободные материалы получила широкое распространение в середине 20 века.

Среда только тогда будет гибкой, когда она наполнена свободными материалами, не навязывающими ребенку способы взаимодействия с ними. Взрослея, такой ребенок в свою очередь, может более гибко и творчески использовать, преобразовывать окружающую его среду.

Были определены два ключевых понятия - «риск» и «опасность». Риск - возможность получения нового опыта в неизвестных, новых условиях, пробе, эксперименте. Одновременно с этим, риск связан и с вероятностью получения вреда, потери, т.е. опасностью. Когда опасность определена и оценена, риск ущерба сводится к минимуму, не исчезая полностью, но приводя к множеству новых открытий и умений.

Способность оценивать риск и собственные ресурсы необходима для современного человека.

При проектировании детских игровых сред должны быть оценены по специальной шкале степень риска и опасности. Данный инструмент может быть применен к любой игровой среде, включающей общественные парки, городские детские площадки, школьные и дошкольные игровые территории, дворы.

Парадоксально, но нормы и стандарты безопасности игровых сред идут вразрез с потребностями ребенка, ограничивают его игру и, следовательно, должны быть пересмотрены. Современные исследования утверждают, что игровая среда с необходимостью должна содержать элементы, которые отвечают потребностям ребенка в риске. В этом тоже заключается охрана права ребенка на игру [2].

«Игровой контейнер с остатками»
Игровой контейнер с шинами, трубками, ящиками, сетками и т.п. (подобранными на основе теории свободных материалов - см. выше) размещается на школьной территории, и дети во время перемен играют с ним. В этих школах у детей улучшилась не только игровая деятельность, но и общая успеваемость, снизилось количество конфликтов, дети больше сотрудничают и организуют совместную деятельность с детьми с ОВЗ.

Источник

развитие, свобода, родители, образование, школа, дети

Previous post Next post
Up