Теряем ли мы время?

Jan 07, 2016 17:31


…Где ты время находишь,
где ты время находишь,
чтобы его терять?
Детская песенкаОчень распространён дискурс о потере времени. Даже придумали термин «хронофаги», чтобы найти способы бороться с ними. Есть у меня подозрение, что в нагнетании обстановки работают несколько факторов.


1.       В хозяйстве очень ценились руки, способные много и качественно что-то делать. И сидящий без дела, а то и просто играющий, поющий и занимающийся чем-то «неважным» человек, вызывал сначала недоумение, а потом и вовсе раздражение, как нахлебник, обуза, праздношатающийся и развращающий других.
2.       Последние годы все стремительнее разворачиваются изменения во всех плоскостях жизни. И, якобы, чтобы успеть их осваивать, нужно не терять времени, нужно быстро ориентироваться и двигаться-двигаться-двигаться: учиться, пробовать, действовать.
3.       Почему-то считается что хорошо образованный и успешный человек обязательно должен не стоять на месте. Замедление, остановка всегда читались как болезнь, как время, приближенное к смерти, по крайней мере, нездоровье.
4.       Человек часто рассматривается как хорошо отлаженная и совершенная машина, которая может выдавать спрогнозированный и точный результат.
5.       А ещё была и до сих пор во многих живёт установка, что человек по природе плох, и если ему дать волю, то он ничего хорошего не найдёт, а использует это себе во вред, подкармливая и проявляя свою стихийную часть и «дурные» наклонности.
Попробую очень ёмко и принципиально ответить на все эти претензии к бесполезной трате времени. Буду говорить из позиции практикующего травмотерапевта. На мой взгляд, как такового безделия вообще не существует. Если мы смотрим через фокус быстрого решения проблем, быстрого получения результата, то бездельники все вокруг нас, поскольку я практически не знаю ни одного человека, который делал бы всё «без сучка и без задоринки». Иногда результат и правда совершенен, но это очевидно тем, кто смотрит на готовый результат из будущего в прошлое, те же кто, это делал, знают всю сложность пути создания этого чудесного на посторонний взгляд результата. Однако вернусь к факторам.
По сути дела, человеку выставляются требования всё время что-то делать, при этом желательно эффективно, без лишних движений, как будто мы машины. Во многих маркетинговых компаниях, где эффективность зависит от прямых продаж, время работы вычисляется по минутам, считаются походы в туалет, на перекур и т.п. Начинают управлять физиологическими  процессами человека, всё это тянется из прошлого, когда много людей работало на фабриках, эффективность отдельно взятого человека была крайне низка, а вот много людей в совокупности составляли большие человеко-машины, сейчас, слава Богу, это совокупности людей заменены робототехникой или же заменяются. Те, кто занимается развитием, говорят о том, что человек высвобождается на те работы, те деятельности, в которых человека не может заменить машина, области, которые невозможно автоматизировать и механизировать, в которых необходимы специфические человеческие качества: воля, интерес, эмпатия, включённость, внимание, расслабленность, чередующаяся с собранностью, энергичность и текучесть.
Все эти специфические человеческие качества невозможно развить, чётко управляя временем. У человека есть тело, это не механизм, Человек един в нескольких «телах»: физическом, физиологическом, психическом, ментальном и социальном. И каждый раз он действует всеми телами сразу, всей своей целостностью. Если же у него нет возможности действовать всей своей целостностью, то она утрачивается, более быстрая скорость одной части целостности по сравнению с другими вызывает натяжение, напряжение и, вследствие, разрыв целостности, как минимум нарушение гармонии, как максимум - травму. Поэтому каждое действие необходимо завершать. Чем более сильное впечатление получил человек, чем более сильное переживание или действие он совершает, тем больше ему нужно времени на «переваривание» впечатления, на встраивание этого в свой мир, на каждом уровне: физически он может реагировать теплом или холодом, дрожью, расширением, сжатием, тремором, физиологически могут ускориться или замедлиться процессы внутренних органов, ментально - ему нужно осмыслить полученное и куда-то поместить, психически - достичь согласия с самим собой, социально - освоить новое место. И, если торопиться, то всего этого усвоения не происходит. А значит дальше не происходит правильного выбора следующего шага. Человек научается реагировать, но не проектировать, не делать бросок вперёд, в развитие, в неизвестность, как в собственное развитие, так и в общественное. Поэтому не стоит торопиться, нужно дать время для усвоения. Но не стоит искусственно и замедляться. Для того, чтобы было гармоничное следование себе своим побуждениям, интересам, нужно учиться чувствовать себя, осваивать медленное движение, чтобы всё, на что не успел отреагировать, что застряло застывшим движением внутри, нашло своё место. Тогда человек находит свой ритм и темп. И уже, никуда не торопясь, слышит себя и делает то, что по-настоящему из глубины души важно для него и для его развития. И если он это делает с полной самоотдачей, то и результат будет эффективный.
Как может выглядеть это «переваривание» у ребёнка? После важного и очень интересного урока он может вдруг замедлиться, захотеть долго и вроде бы бессмысленно играть, а то и вовсе «тупить», обсуждая с одноклассниками всякую ерунду, торчать в интернете, читая всё подряд или лежать на постели. Это вообще может выглядеть как регресс в развитии. Не стоит этого бояться. Ребёнку нужно дать время, не комментируя его «регресс» или «неадекватное» поведение, но помогать ему освоиться с новыми ощущениями и с новым внутренним состоянием. Для этого стоит учиться просто быть рядом, давая возможность проявлять себя так, как это может делать ребёнок, и быть внимательным к его потребностям и его трудностям.
Если время усвоения нового затягивается, то нужно искать вместе с ребёнком, что его заинтересует, что ему хочется сделать, а вообще у него есть время на «простой». На днях в New York Times вышла статья с заголовком: "Защитите право своего ребёнка на три времени: время игр, время простоя (dawntime) и семейное время". Любое действие человека рождается из внутренней интенции. Сначала она появляется как предчувствие, чутьё, постепенно преобразуясь в волевое движение. Все остальные действия, навязанные извне, предложенные, но не осознанные, не принятые, так и не становятся своими, тело человека всё время сопротивляется их выполнению, и изрядная доля внутренней энергии тратится на внутреннюю же борьбу. Если дать возможность человеку совершить внутреннюю работу по выбору и самоопределению, то он или отторгнет чуждое совсем, или же примет решение и освоит так долго отвергаемое. Поэтому давая ребёнку ли, человеку ли самому определиться по отношению к чему-либо, давая ему на это время, мы даём человеку больше проявиться, укрепиться, даём ему почувствовать свою волю и развернуться в полную силу

родители, образ жизни, воля, дети, воспитание, время, жизнь, образование, психология

Previous post Next post
Up