40-летний юбилей Вассы

Jul 18, 2023 10:57


На XIII-м Московском Международном кинофестивале (ММКФ), проходившем с 7 по 21 июля 1983 года, состоялась премьера фильма Глеба Панфилова "Васса". Я не знаю, в какой именно день работы фестиваля состоялся показ этого фильма. Но почему бы не 18 июля?





Фильм поставлен по мотивам пьесы А.М.Горького "Васса Железнова". Те, кто учились в советской школе, знают, что эта пьеса входила в число так называемых "хрестоматийных" произведений. Однако, наверное, не все знают, что существовало несколько редакций этой пьесы, причём, довольно сильно отличающихся друг от друга. Первая версия пьесы была опубликована в Санкт-Петербурге, а затем ещё и в Берлине в 1910 году. Сам Алексей Максимович отрекомендовал эту пьесу своим друзьям как "пьесу о матери". И даже подзаголовок у пьесы был "Мать".



Значительно позже, в 1933 году, Горький опубликовал вторую версию пьесы. Напомню, что незадолго до этого, классик советской литературы был вынужден вернуться из своей "полуэмиграции", чтобы воссоединиться с больным сыном, находившимся под постоянным контролем и влиянием ОГПУ. И, наконец, в 1935 году, незадолго до своей смерти, великий пролетарский писатель опубликовал третью редакцию пьесы. С каждой новой редакцией в ней усиливался так называемый "классовый подход". В частности, во второй и третьей редакциях появился образ "социалистки-революционэрки" Рашель Топаз, которого не было в самой первой редакции. Вследствие введения этого образа в сюжет пьесы центр тяжести в ней был перенесён с внутрисемейных отношений на отношения межклассовые.



Образ главной героини - Вассы Железновой - во всех редакциях основан на реальном прототипе, коим явилась нижегородская предпринимательница, пароходовладелица Мария Капитоновна Кашина (1855-1916). Её муж, Михаил Кашин, который до реформы 1861 года был простым крепостным крестьянином, к 1891 году поднялся до купца 1-й гильдии. Однако, богатство и преуспеяние сыграли с ним дурную шутку: ночи напролёт он проводил в притонах, пьянствовал, развратничал, пристрастился к картам, из-за чего, порой, за ночь проигрывал целые пароходы. В конце концов, Михаил Кашин был привлечён к уголовной ответственности за растление малолетних. Мария Капитоновна, крестьянского происхождения, не имевшая никакого образования, после смерти мужа, наступившей в 1897 году, сумела не только удержать капитал, который её муж не успел разбазарить, но и преумножить его. После её смерти наследникам достался капитал, превышавший миллиард рублей (в ценах 2023 года).



Пьеса А.М.Горького "Васса Железнова" была одной из самых популярных в советских театрах. Главную роль в пьесе, как правило, играли самые именитые и заслуженные актрисы. Самой первой исполнительницей роли Вассы Железновой была великая советская актриса Фаина Георгиевна Раневская (" Подкидыш", " Золушка", " Свадьба"), сыгравшая эту роль в 1936 году. Но и кинематографисты  не оставляли эту пьесу без внимания, причём, не только в Советском Союзе. В 1953 году советский кинорежиссёр Леонид Луков ("Два бойца") перенёс на киноплёнку спектакль московского Малого театра по этой пьесе. В 1963 году западногерманские кинематографисты сняли телевизионный фильм "Wassa Schelesnowa". В 1972 году французские телевизионщики выпустили на экраны фильм "Vassa Geleznova". Наконец, в 1982 году вторую в истории советского кино экранизацию пьесы А.М.Горького осуществил Глеб Панфилов (" В огне броде нет"). Как и в большинстве других своих фильмов, Панфилов доверил главную роль в фильме своей супруге, великой русской актрисе Инне Михайловне Чуриковой.



Жюри вышеупомянутого ММКФ под председательством Станислава Ростоцкого присудило фильму Глеба Панфилова главную премию кинофестиваля - Золотой Приз. Некоторое время спустя советское кинематографическое руководство выдвинуло эту картину на премию Оскар в номинации Лучший фильм на иностранном языке. Но Американские киноакадемики не сочли фильм достойным для включения в число номинантов. Если бы всё-таки картина Панфилова получила эту номинацию, ей пришлось бы конкурировать, в частности, с такими фильмами, как " Фанни и Александр" Ингмара Бергмана, " Бал" Этторе Скола, "Кармен" Карлоса Сауры.



В сентябре 1983 года фильм Глеба Панфилова "Васса" был выпущен на экраны советских кинотеатров. Фильм собрал в прокате 6,2 миллиона зрителей. Для какой-нибудь Франции или Италии фильм с таким количеством зрителей стал бы лидером проката. Но в СССР фильм "Васса" не вошёл даже в десятку лидеров. И это можно объяснить следующим: фильм был выпущен довольно скромным тиражом в 658 копий. Для сравнения: вышедший примерно в то же время фильм Самсона Самсонова "Одиноким предоставляется общежитие" был выпущен тиражом 1195 копий, фильм Владимира Рогового "Женатый холостяк" - тиражом 1098 копий. И таких примеров можно привести довольно много.



А чем можно объяснить то, что фильм, которому пальму первенства отдало международное жюри ММКФ и который был признан самым достойным представлять страну в споре за главную кинематографическую премию США, получает почти в два раза меньше копий, чем достаточно проходные картины? В некоторой степени ответ на этот вопрос можно найти в рецензии на фильм одного из самых известных российских кинокритиков Александра Федорова, который отметил, что фильм был снят

"в эпоху строжайшей цензуры. Однако вместо трафаретного обличения "буржуазного строя", свойственного большинству театральных трактовок этой пьесы, у Панфилова на первый план вышла драма главной героини, миллионерши из "новых русских" конца ХIХ - начала ХХ века. ...Основательность и добротность видна в каждом кадре "Вассы" - неторопливом размышлении о судьбе русского предпринимательства, уничтоженного через несколько лет пожаром государственного переворота и гражданской войны."

Вот для того, чтобы снизить потенциальное число зрителей, которые могут задуматься, какой мир был уничтожен этим самым переворотом, и был ограничен тираж картины Глеба Панфилова.



Косвенной оценкой достоинств картины Глеба Панфилова кинозрителями 40-летней давности можно считать количество зрителей на сеансах. Сегодня, в эпоху интернета и домашнего кинопросмотра для такой оценки служат зрительские рейтинги. По этому показателю фильм "Васса" опередил многих лидеров кинопроката середины 80-х годов прошлого века. 65% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этой картине оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Глеба Панфилова "Васса" по версии FilmGourmand'а составил 7,95, что позволило ему занять 777-е место в Золотой Тысяче.



экранизация, дореволюционная россия, основано на реальных событиях, классика советского кино, классика советской литературы

Previous post Next post
Up