27 января 1940 года на экраны советских кинотеатров вышел фильм Татьяны Лукашевич "Подкидыш".
Фильм стал одним из лидеров советского кинопроката, собрав в кинотеатрах более 16 миллионов кинозрителей (седьмой результат среди советских фильмов, вышедших в прокат в 1940 году).
Для зарубежного кинозрителя фильм остался практически неизвестным, что вполне объяснимо: война. Соответственно, никаких фестивалей и кинонаград.
Об этом фильме, что тогда, в 1940-м году, что в последующие десятилетия, опубликовано огромное количество статей и прочих материалов, которые с лёгкостью можно найти в интернете. Естественно, я не собираюсь пересказывать эти публикации. Хочу лишь обратить внимание на изменение оценок фильма, произведённых "тогда" и "сегодня".
Ещё за два дня до премьеры и сразу после неё в самых центральных СМИ СССР - газетах "Правда", "Известия", "Литературная газета" - были опубликованы рецензии на фильм, в целом оценившие фильм весьма благожелательно, но и содержавшие некоторые критические замечания. Что любопытно, больше всего критических стрел был выпущено в адрес Рины Зелёной, якобы, "выпадающей из общей канвы фильма придурковатой домработницы". А, между тем, образ, созданный этой великой актрисой, впоследствии стал одним из любимейших у советских зрителей. А её реплика про пропажу "пианины", вообще, стала одной из наиболее цитируемых в народе.
Больше всего нареканий вызвали как у довоенных критиков, так и российских критиков, образы подростков и работа режиссёра с молодыми актёрами. По мнению некоторых критиков, в фильме, якобы, воспроизведена «модель отношений партполитработников с их атрибутами, рукопожатиями и протоколами".
Впрочем, вполне вероятно, такое впечатление от игры и образов, созданных молодыми актёрами, формируется вследствие ярчайшей и абсолютно непосредственной игры исполнительницы главной роли - пятилетней Вероники Лебедевой. Её образ, что тогда, в 1940-м, что в наши дни, воспринимается абсолютно "на ура".
Точно так же, "на ура", воспринимались и воспринимаются образы, созданные великими Фаиной Георгиевной Раневской и Ростиславом Яновичем Пляттом.
В целом фильм тогда был охарактеризован критиками как "полный исключительного обаяния".
А сегодня, наряду с благожелательными рецензиями, как, например, у уважаемого
Сергея Кудрявцева, можно встретить рецензии критиков, которые видят в фильме в первую очередь и исключительно пропаганду и лакировку действительности. Например, Всеволод Коршунов и Александра Селиванова
пишут: "В этом фильме уже вызревает на практике будущая теория бесконфликтности, которая спустя десятилетие станет главным инструментом лакировки действительности. Убаюкивающая рефлексию колыбельная для инфантильной аудитории тоталитарного общества."
Но для FilmGourmand'а важнейшим критерием качества фильма является оценка кинопроизведения теми, для кого оно создано - зрителями. 71% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки 8 и выше.
С учетом оценки зрителей рейтинг "Подкидыша" по
версии FilmGourmand'а составил 8,063 и это позволило этому фильму занять 633-е место в
Золотой Тысяче.