Ранее было отмечено, что "
Изменения в Золотой Тысяче отразились ... на списках лучших фильмов по странам." В частности, эти изменения коснулись списка фильмов, произведённых кинематографистами Греции. Как отмечалось ранее, согласно Золотой Тысяче в версии 2019-2021 годов, лучшим фильмом греческого кинематографа признавался фильм Михалиса Какоянниса "
Грек Зорба". Лучшим фильмом греческого кинематографа по
версии FilmGourmand'а 2022 года признана картина "Пейзаж в тумане" режиссёра Тео Ангелопулоса.
Толчком к созданию фильма "Пейзаж в тумане" послужила газетная статья о двух детях, отправившихся в путешествие из Греции в Германию, чтобы найти своего отца. Ангелопулос был настолько поражён описанным в статье непреодолимом желанием детей найти отца, которого они никогда в глаза не видели, что ему пришла в голову идея снять об этом фильм. За помощью в создании сценария будущего фильма Ангелопулос обратился к великому Тонино Гуэрра, автору сценариев многих киношедевров
Микеланджело Антониони,
Витторио Де Сика и
Федерико Феллини.
Премьера фильма Тео Ангелопулоса "Пейзаж в тумане" состоялась 31 августа 1988 года в рамках Венецианского международного кинофестиваля. На этом фестивале фильм был номинирован на главную премию - Золотого Льва. Но жюри фестиваля под председательством знаменитого создателя спагетти-вестернов Серджио Леоне отдало предпочтение итальянскому фильму "Легенда о святом пропойце" Эрманно Ольми. Но тем не менее картину Ангелопулоса можно назвать подлинным триумфатором этого фестиваля, поскольку ей было присуждено 7 других призов фестиваля, в том числе такие престижные как Серебряный Лев за Лучшую режиссуру и Премия Пасинетти, обычно присуждаемая лучшим иностранным фильмам.
В 1989 году решением Европейской киноакадемии фильм Тео Ангелопулоса "Пейзаж в тумане" был признан Лучшим европейским фильмом года. Кстати, в числе прочих на эту награду претендовал советский фильм Василия Пичула "Маленькая Вера".
Оценку фильма кинокритиками однозначной назвать нельзя. Картина Ангелопулоса получила в свой адрес некоторое количество негативных отзывов. Наиболее ярким примером такого отзыва может служить
рецензия кинообозревателя The Washington Post Хола Хинсона: "с точки зрения жанра, "Пейзаж" - это мифопоэтический роуд-муви. В той мере, в какой его двусмысленности можно разобрать, речь идет об экзистенциальном поиске, путешествии к недостижимому. В начале, до того, как повествование переходит к сюрреализму дешевого магазина, трогает настырность детских поисков. Как история непорочных младенцев за границей, она обладает подлинной эмоциональной силой. Но чем дальше от реальности отклоняется история, чем глубже уходит в аллегории и метафоры, тем менее убедительной она становится." Лично мне такая характеристика показалась проявлением типично американского рационализма.
Более созвучной моим впечатлениям от фильма показалась
оценка одного из авторитетнейших российских кинокритиков Сергея Кудрявцева: "Несмотря на жёсткость и даже жестокость ряда сцен, которые лишь подтверждают впечатление о вырождающемся человечестве, греческий постановщик даёт нам редкую возможность не просто растрогаться до глубины души, а испытать самое настоящее, классическое ощущение катарсиса, когда действительно очищаешься полностью и преисполняешься надежд, непонятно откуда взявшихся. И в то же время он рассказывает всё-таки лукавую сказку о путешествии за мечтой, которая всегда остаётся призрачной, будто пейзаж в тумане, но по-прежнему невыносимо притягательной, зовущей к себе, как свет, что должен, в конце концов, прорезать тьму. Неожиданно библейский финал необычен для Ангелопулоса, хотя сила визуального образа покоряет эмоционально, задевает душу своей детской простотой и наивностью, в которой, может быть, содержится столько же глубокого смысла, сколько и в мудрых строчках Святого Писания."
Судя по оценкам, выставленным фильму рядовыми кинозрителями, большинству из них аллегории и метафоры, содержащиеся в фильме, оказались более понятными, чем колумнисту ведущего американского издания. 69% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. А 22% пользователей поставили фильму Тео Ангелопулоса "Пейзаж в тумане" высший балл - "десятку".
С учетом сказанного, рейтинг фильма Тео Ангелопулоса "Пейзаж в тумане" по
версии FilmGourmand'а составил 8,862, благодаря чему он занял 199-е место в
Золотой Тысяче.