Четверть века Спасая рядового Райана

Jul 21, 2023 11:11


21 июля 1998 года в местечке Вествуд, Калифорния, США, состоялась премьера фильма Стивена Спилберга "Saving Private Ryan". В русскоязычном обиходе название фильма получило перевод "Спасти рядового Райана". Хотя, более правильно в данном случае вместо глагола "спасти" использовать деепричастие "спасая". Тем более, что из уст одного из основных персонажей фильма - сержанта Хорвата - прозвучала фраза именно "Спасая рядового Райана".





История создания фильма, можно сказать, началась в 1994 году, когда 41-летний Роберт Роудэт, на тот момент известный, главным образом, как телесценарист, будучи в городе Порт-Карбон, штат Пенсильвания, увидел памятник, посвященный Агнес Эллисон и её сыновьям. У этой женщины было 6 сыновей и четверо из них погибли во время Гражданской войны в США. Роудэту пришла в голову идея написать сценарий, основанный на истории сыновей Эллисон, но перенести действие во времена Второй Мировой войны. Естественно, для реализации этой идеи Роудэт обратился к литературным и документальным источникам об участии армии США в боевых действиях против германской армии на фронтах Второй Мировой войны. Одной из книг, которую проштудировал Роудэт, было исследование под названием "Банда братьев, рота "Е", 506-й полк, 101-я воздушно-десантная дивизия: от Нормандии до орлиного гнезда Гитлера", написанное известным американским историком Стивеном Эмброузом. В этой книге, помимо прочего, Роудэт наткнулся на описание судьбы братьев Ниланд.



Четверо братьев Ниланд служили в разных частях Вооружённых Сил США. Их родители за короткий промежуток времени, менее месяца, получили известия о гибели троих из них: 16 мая 1944 года старший сын, 32-летний Эдвард, лётчик, был подбит в небе над Бирмой, 6 июня 1944 года 25-летний Роберт, сержант, был убит во время высадки в Нормандии, 7 июня 1944 года 29-летний Престон, младший лейтенант, погиб там же в Нормандии. Оставался только самый младший брат, 24-летний Фредерик. Роудэт придумал историю о поисках этого младшего Ниланда и положил  её в основу своего сценария.



На самом деле, искать Фредерика никакой нужды не было. Но сначала одна небольшая историческая справка. За два года до высадки союзников в Нормандии в ВМФ США произошёл трагический случай: во время битвы за Гуадалканал был потоплен крейсер "Джуно", на котором служили пятеро родных братьев Салливан. Все они погибли. Тогда военным руководством США было принято решение распределять родных братьев по разным воинским частям. Вот и братья Ниланд, в соответствии с этим решением, были распределены по разным воинским подразделениям. 15 июня 1944 года у подразделения, в котором служил Фредерик Ниланд, выдалось относительное затишье, и он решил навестить своего брата Роберта. Прибыв в его часть, он узнал о гибели Роберта и Престона. С извещением о смерти Эдварда он был ознакомлен ранее. В соответствии с действовавшими в американской армии порядками Фредерик, как оставшийся единственный сын в семье, был направлен назад, в США, где до конца войны прослужил в военной полиции в Нью-Йорке. И только после победы в 1945 году выяснилось, что и старший брат, Эдвард, тоже сумел избежать гибели. Спустившись на парашюте из подбитого самолёта, он попал в плен к японцам. И Эдвард, и Фредерик дожили до 80-х годов. Но ведь если бы в сценарии была передана подлинная история братьев Ниланд, фильма бы не получилось, разве не так?



Кстати, в фильме присутствует ещё одна деталь, вызывающая сомнение, как минимум, с исторической точки зрения. Это касается так называемого "письма Биксби", которое в фильме с большим пафосом зачитывает, причём, дважды, генерал Джордж Маршалл. Это письмо, якобы, в ноябре 1864 года президент Авраам Линкольн написал вдове Лидии Паркер Биксби, которая, как считалось, потеряла пятерых сыновей во время гражданской войны в США. На самом деле, двое сыновей Лидии Биксби пережили войну и умерли гораздо позже и по другим причинам. Судьба ещё одного сына осталась невыясненной. Известно только, что он попал в плен к Конфедератам, после чего его следы были потеряны. И авторство письма, по мнению многих, принадлежит не Линкольну, а его секретарю Джону Хэю.



Набросок сценария Роудэт представил своему знакомому продюсеру Марку Гордону. Тому синопсис понравился, и он представил его кинокомпании Paramount. Кинокомпании синопсис Роудэта тоже понравился, и она заказала ему подготовку полномасштабного сценария. Но прежде, чем кинокомпания оплатила услуги сценариста, Роудэту пришлось 11 раз переписать сценарий, следуя указаниям Марка Гордона. Через год работа над сценарием была закончена. Режиссура фильма была поручена Майклу Бэю, который только что закончил работу над фильмом "Скала" с Николасом Кейджем и Шоном Коннери в главных ролях. А на главную роль капитана Миллера был назначен Томас Хэнкс. Но Бэй очень быстро понял, что порученная работа ему не под силу. Тогда Хэнкс, которому давно хотелось поработать со Стивеном Спилбергом, познакомил его со сценарием Роудэта. Спилберг не раздумывая согласился снимать фильм по этому сценарию.



Съемки фильма начались 27 июня 1997 г. и закончились 27 августа 1997 г. Первоначально планировалось осуществлять съемки на побережье Англии с привлечением солдат британской армии в качестве статистов. Но британское министерство обороны отказалось предоставить запрошенные 2500 солдат. В результате съемки переместились из Англии в Ирландию, поскольку силы обороны Ирландии предоставили необходимое количество участников массовки, набрав их из армейского резерва и военно-морского флота. Министерство обороны Великобритании все-таки предоставило несколько сотен своих солдат. Эта, в общей сложности, почти трехтысячная армия статистов провела почти четыре недели на пляжах Ирландии, участвуя в съемках высадки союзников в Нормандии.



В начале 1999 года фильм Стивена Спилберга "Спасая рядового Райана" получил пять номинаций на премию Золотой Глобус и победил в двух из них, причём, в самых главных: Лучший драматический фильм и Лучший режиссёр. В обеих этих номинациях основным конкурентом фильма была картина Питера Уира " Шоу Трумана". Чуть позже фильм Спилберга получил 11 номинаций на премию Оскар и победил в 5 из них, в том числе в номинации Лучший режиссёр. В номинации Лучший фильм Американские киноакадемики отдали предпочтение картине Джона Мэддена "Влюблённый Шекспир".



За пределами США достижения картины Спилберга были несколько скромнее. Британские киноакадемики номинировали картину на свою премию БАФТА в 10 категориях, но победу присудили лишь в двух из них, причём, технических. В номинации Лучший фильм "Рядовой Райан" уступил "Влюблённому Шекспиру", а в номинации Лучший режиссёр Спилбергу Британские киноакадемики предпочли Питера Уира за его "Шоу Трумана". Французские киноакадемики номинировали картину Спилберга на премию Сезар в категории Лучший иностранный фильм, но победителем в этой категории признали итальянскую картину Роберто Бениньи " Жизнь прекрасна". Компанию "относительных неудачников" фильму Спилберга составили "Титаник" Джеймса Кэмерона и " Центральный вокзал" Уолтера Саллеса. Европейская киноакадемия тоже номинировала фильм Спилберга на свою премию в категории "Screen International Award", в которой участвуют неевропейские картины. Но победа была присуждена "Шоу Трумана". Здесь компанию "Рядовому Райану" составил "Большой Лебовски" Джоэла Коэна. Наконец, перечисляя престижные фестивальные площадки, в которых участвовал "Рядовой Райан", следует упомянуть номинацию Японской киноакадемии в категории Лучший иностранный фильм. Но и Японские киноакадемики отдали предпочтение другому фильму - "Секретам Лос-Анджелеса" Кёртиса Хэнсона. В данном случае фильм Спилберга оказался в компании с фильмами "Лучше не бывает" Джеймса Л.Брукса и "Умница Уилл Хантинг" Гаса Ван Сента.



Ведущие американские кинокритики посвятили фильму самые восторженные отзывы. Так, кинообозреватель The New York Times Джанет Маслин в своей рецензии отметила:

"Спилберг использует свой сверхъестественный дар рассказчика, чтобы персонализировать невообразимое, мгновенно создавать сопереживающих персонажей и очаровывать аудиторию с момента начала действия. Хотя фильм, по сути, начинается и заканчивается ошеломляющими, феноменально подвижными боевыми эпизодами и содержит отдельные жестокие трагедии в промежутках, его видению боя никогда не позволяется становиться ошеломляющим. Подобно солдатам, зрители яростно реагируют на каждый новый крутой поворот сюжета и ни на мгновение не могут расслабиться."



Гуру американской кинокритики Роджер Эберт поставил фильму максимальные в его системе 4 звезды, включил его в свой список "Великих фильмов" и в своей рецензии отметил:

"«Saving Private Ryan» - это мощное испытание. Я уверен, что многие люди будут плакать во время этого фильма. Спилберг знает, как заставить зрителей плакать, лучше любого режиссера, со времен Чаплина в «Огнях большого города». Но плачем результат воздействие  фильма на зрителя не исчерпывается. Этот фильм содержит не только эмоциональную, но и идеологическую нагрузку. После того, как непосредственные эмоциональные переживания начинают остывать, остаются и растут последствия в виде размышлений."



Однако, наряду с хвалебными отзывами имели место и прямо противоположные. Так, один из авторитетнейших кинокритиков, лауреат Пулитцеровской премии, профессор Колумбийского университета Эндрю Саррис написал:

"Великолепно спродюсированный и снятый, амбициозно сыгранный и высокопарно озвученный ... "Saving Private Ryan" Стивена Спилберга - это лучшая картина 90-х с удивительно небольшим моральным, историческим или эмоциональным резонансом, то есть я нахожу ее утомительно манипулятивной, несмотря на ее титаническую энергию. Тем не менее, почти трехчасовая история о лохматом псе "бум-бум", действие которой разворачивается во время и в месте "Дня Д" в 1944 году, - это своего рода мыльный пузырь, который получает "Оскар" только за свои производственные качества. И я признаю, что они значительны."



Российские кинокритики в большинстве своем высоко оценили фильм Спилберга. Например, Дмитрий Пучков, более известный как переводчик Гоблин, снабдил свою рецензию массой хвалебных эпитетов, отметив, что батальные сцены в фильме - вообще лучшие из того, что есть в мировом кинематографе.  При этом Пучков не отрицает того, что фильм Спилберга - пропагандистский. Но, по его словам,

"есть разная пропаганда. Например, есть тупая и есть хорошая. Тупая - это как сейчас в России. Когда без умолку верещат о том, как все стало чудесно и замечательно."

Фильм же Спилберга - пример хорошей пропаганды. Поскольку показывает, что

"американские солдаты в трудную для своей страны минуту не прятались как мрази по щелям, а брали в руки оружие, и, как подобает мужчинам - шли на войну."



Об оценке фильма Стивена Спилберга «Saving Private Ryan» рядовыми кинозрителями говорят следующие цифры. При бюджете в 70 миллионов долларов фильм собрал в мировом прокате более 480 миллионов долларов. 78% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10, а 26% пользователей оценили фильм высшим баллом - "десяткой". С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Стивена Спилберга «Saving Private Ryan» по версии FilmGourmand'а составил 9,481, что позволило ему занять 88-е место в Золотой Тысяче.



американское кино, открытие второго фронта, вторая мировая война, основано на реальных событиях, шедевры мирового кино

Previous post Next post
Up