Годовщина Потерянного уик-энда

Oct 06, 2022 13:37


5 октября 1945 года в Лондоне состоялась премьера фильма Билли Уайлдера "Потерянный уик-энд".





Фильм "Потерянный уик-энд" представляет собой экранизацию одноименного романа Чарльза Джексона, опубликованного в 1944 году и моментально ставшего бестселлером. В 1944 году Билли Уайлдер ехал из Нью-Йорка в Голливуд на поезде и остановился на вокзале Чикаго, чтобы купить что-нибудь для чтения в дорогу. Одной из таких книг была «Потерянный уик-энд». К тому времени, когда он добрался до Голливуда, Уайлдер понял, что эта книга станет идеальной основой для его следующего фильма. Одним из главных побудительных мотивов сделать фильм по книге Джексона было желание создать нечто вроде "зеркала" для Рэймонда Чэндлера.



Дело в том, что годом ранее Билли Уайлдер вместе с Рэймондом Чэндлером работали над фильмом " Двойная страховка". В герое книги Джексона, писателе-алкоголике, Уайлдер увидел точный портрет своего коллеги. По прибытии в Лос-Анджелес Билли Уайлдер начал убеждать продюсера кинокомпании Paramount Pictures Чарльза Брэкетта в необходимости приобретения прав на экранизацию книги "Потерянный уик-энд". И добился своего: кинокомпания заплатила за права экранизации 50 тысяч долларов (эквивалент нынешних 833 тысяч долларов).



В главной роли Билли Уайлдер предполагал снимать никому на тот момент не известного актёра Хосе Феррера. Однако, именно из-за его неизвестности кинокомпания отказалась утверждать этого актёра на главную роль в будущем фильме. Руководство кинокомпания полагало, что только популярный актёр в главной роли принесёт фильму успех, и в числе возможных кандидатов предложило Рэя Милланда. Рэй Милланд, действительно, в тот момент был очень популярен, но, главным образом, как герой романтических комедий. У него даже было прозвище "герой утренников". Уайлдеру этот актёр был хорошо известен, поскольку снимался в его комедийной мелодраме 1942 года "Майор и малютка".



Друзья отговаривали Милланда от согласия на роль писателя-алкоголика в фильме по книге Джексона, утверждая, что эта роль поставит крест на его кинокарьере. Уайлдер, напротив, убеждал Милланда, что эта роль принесёт ему Оскара. И Милланд согласился. При этом, будучи не очень осведомлённым о жизни и быте алкоголиков, он, дабы лучше войти в образ, попросил знакомых врачей поместить его в палату с алкоголиками  в психиатрической лечебнице Бельвью. Случилось так, что в первую же ночь пребывания в этой лечебнице в палату, где находился Милланд, поместили нового пациента, находящегося в крайней стадии "белой горячки". Мало того, что этот пациент буйствовал сам, так он ещё и перевозбудил остальных обитателей палате. Перепуганный насмерть актёр сбежал из больницы в ту же ночь, босиком, в больничной пижаме.



Представьте себе картину, как полиция ночью задерживает босого гражданина в пижаме с лейблом психиатрической клиники, который заявляет, что он известный актёр. Короче, Милланд был водворён в лечебницу, где кое-как сумел объяснить суть происходящего. Дальнейшего погружения в образ не потребовалось.



Не успев выйти на экраны, фильм Билли Уайлдера "Потерянный уик-энд" подвергся давлению с двух противоположных сторон. С одной стороны, алкогольное лобби усмотрело в фильме сильную антиалкогольную пропаганду и предложило кинокомпании 5 миллионов долларов за то, чтобы фильм был положен на полку. (Билли Уайлдер позже шутил, что не тем людям было сделано это предложение, что если бы эта сумма была предложена ему лично, он бы пошёл навстречу.)



С другой стороны, некоторые организации трезвенников, наоборот, обвинили фильм в пропаганде употребления алкоголя и требовали его запрета. Поэтому кинокомпания была вынуждена поначалу выпустить фильм весьма ограниченным тиражом и снабдить первоначальные кадры фильма объявлением следующего содержания: «Дамы и господа, поскольку это очень необычная тема для показа на экране, нас попросили предупредить вас о мрачных и реалистичных эпизодах, содержащихся в этом уникальном дневнике, несущем, на самом деле, мощную мораль.» Некоторые руководители кинокомпании начали даже выражать опасения, что фильм не окупится в прокате, и сожаления, что поддались на уговоры Уайлдера относительно покупки прав на экранизацию романа Джексона.



Однако, очень скоро выяснилось, что фильм пользуется огромным успехом у зрителей. Более того, было отмечено, что фильм играет чрезвычайно положительную роль в терапии посттравматического синдрома, которым страдали очень многие возвращавшиеся в тот момент с полей Второй Мировой войны солдаты союзнических армий. Многие ветераны только что закончившейся войны "залечивали" свои физические и психические травмы алкоголем, а фильм Билли Уайлдера наглядно демонстрировал пагубность таких методов "лечения".



Как следствие, было принято решение о резком увеличении тиража картины, и в результате фильм, бюджет которого составил 1,25 миллиона долларов, принёс его создателям только за первый год более 11 миллионов долларов кассовых сборов. В Советском Союзе фильм не демонстрировался.



Но не только кассовыми успехами отметился фильм Билли Уайлдера "Потерянный уик-энд". В 1946 году фильм был удостоен самых высших и самых престижных кинопремий: Золотой Глобус и премия Оскар как лучший фильм и за лучшую режиссуру, Гран-при Каннского кинофестиваля как Лучший фильм. Причём, "Потерянный уик-энд" стал первым фильмом в истории кино, завоевавшим одновременно эти три наивысшие кинематографические награды.



А Рэй Милланд за роль в этом фильме получил и Оскара (как предсказывал Билли Уайлдер), и Золотой Глобус, и приз Каннского международного кинофестиваля. Причём, эти награды стали единственными в его довольно длительной актёрской биографии. Роли героев-любовников не принесли ему такого успеха, как роль алкоголика. Для самого Билли Уайлдера Оскар, полученный за постановку этого фильма, стал первым из четырёх в общей сложности полученных Оскаров.



Несмотря на то, что с момента выхода фильма Билли Уайлдера "Потерянный уик-энд" на экраны прошло несколько десятилетий, современные кинозрители оценивают этот фильм ничуть не меньше, чем зрители второй половины 40-х годов прошлого века. 66% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом сказанного, рейтинг фильма Билли Уайлдера "Потерянный уик-энд" по версии FilmGourmand'а составил 8,881, благодаря чему он занял 194-е место в Золотой Тысяче.



И, наконец, самое интересное. Удивительная вещь произошла с названием книги Чарльза Джексона и, как следствие, фильма Билли Уайлдера. Название "Потерянный уик-энд (The Lost Weekend)" явилось следствием опечатки. Писателем изначально было задумано другое название - "The Last Weekend (Последний уик-энд)". Но выяснилось это только после выхода фильма на экраны.



классика американского кино, экранизация, шедевры мирового кино, алкоголизм, кино

Previous post Next post
Up