Годовщина Двойной страховки

Jul 03, 2022 00:27


3 июля 1944 года в г. Балтимор, Мэриленд, США, состоялась премьера фильма Билли Уайлдера "Двойная страховка".





В основу сюжета фильма была положена одноимённая повесть, написанная журналистом Джеймсом Кейном. Основой повести Кейна послужили обстоятельства преступления, которое совершила в 1927 году домохозяйка из Нью-Йорка Рут Снайдер при поддержке своего любовника - страхового агента Генри Джадда Грэя. Мотивом, толкнувшим Рут на преступление, явилось то обстоятельство, что её муж, Альберт Снайдер, повесил в спальне портрет своей невесты, умершей за 10 лет до брака с Рут, а также назвал именем своей бывшей невесты свою яхту. (Мужчины, не поминайте своих бывших в присутствии своих нынешних! Даже если они уже умерли.) На суде выяснилось, что Рут совершила 8 попыток убить своего мужа, и только последняя, совершённая с участием любовника, оказалась успешной.



Повесть "Двойная страховка" была написана Джеймсом Кейном летом 1935 года. Литературный агент Кейна Эдит Хаггард попыталась продать повесть в женский журнал Redbook, но эта попытка не увенчалась успехом. Книгоиздатели тоже не проявили интереса к повести. Тогда другой агент Кейна, Джеймс Геллер, отвез рукописи в несколько голливудских студий. У кинопродюсеров рукопись вызвала огромный энтузиазм. Образовалось нечто вроде тендера на покупку права экранизации повести. Цена, предлагаемая за право экранизации, достигала 25 тысяч долларов (примерно 550 тысяч долларов нынешних). Но все эти предложения были резко отозваны, как только был обнародован вердикт офиса Хейса. Офис Хейса, осуществлявший цензуру в американских СМИ и культуре с 1927 года, наложил категорический запрет на экранизацию повести. Кейн подумывал переписать повесть, но Эдит Хаггард все-таки сумела продать повесть продать "Двойная страховка" журналу Liberty за 5000 долларов, и она была опубликована в начале 1936 года.



За последующие несколько лет Джеймс Кейн написал ещё несколько произведений и в 1943 году опубликовал их, в том числе и повесть "Двойная страховка", в сборнике под названием "Три в одном". Этот сборник попал на глаза Билли Уайлдеру, и он предложил Кейну продать право на экранизацию "Двойной страховки" за 15 тысяч долларов (примерно 260 тысяч долларов нынешних). Кейну очень хотелось получить всё-таки 25 тысяч, которые маячили перед ним в 1935 году. Но Уайлдер был непреклонен. Правда, он предложил Кейну выступить соавтором сценария будущего фильма. В итоге сделка состоялась.



В роли второго соавтора сценария будущего фильма Билли Уайлдер видел Чарльза Брекетта, с которым незадолго до этого он сделал пару весьма успешных фильмов: "Майор и малютка" (1942) и "Пять гробниц по пути в Каир" (1943). А ещё раньше Брэкетт выступил соавтором сценария - вместе с Билли Уайлдером -  одного из шедевров американского кино - фильма Эрнста Любича " Ниночка" (1939). Но Брэкетт категорически отказался писать сценарий, поскольку повесть Кейна ему совершенно не нравилась. И тогда на роль второго соавтора сценария руководством кинокомпании Paramount Pictures был назначен Рэймонд Чандлер. Чандлер на тот момент не имел опыта написания сценариев. Но в начале 40-х годов из-под его пера вышло несколько романов в детективном жанре, быстро ставших бестселлерами. По мнению продюсеров кинокомании его стиль письма был похож на стиль письма Джеймса М. Кейна.



Рэймонд Чандлер согласился работать над адаптацией романа Джеймса М. Кейна, но очень скоро заявил, что работа Кейна - мусор и требует глубокой переработки. Уайлдер не согласился и, более того, был весьма раздражен этим заявлением Чандлера, которого терпеть не мог из-за страсти последнего к спиртному. Чтобы доказать неправоту Чандлера, Уайлдер нанял пару актеров из студии, чтобы они прочитали вслух отрывки из оригинальных диалогов повести Кейна. К удивлению Уайлдера, Чандлер был абсолютно прав. Всё это закончилось тем, что сценарий пришлось писать самому Уайлдеру вместе с Чандлером.



Несмотря на взаимную антипатию (Чандлер в ответ на обвинения в алкоголизме называл Уайлдера распутником), невольным соавторам удалось создать сценарий, который устроил всех. Не только продюсеров кинокомпании, но, что самое удивительное, самого Джеймса Кейна. Но, самое главное, сценарий получил одобрение офиса Хейса. Дело в том, что творческий тандем бабника и алкоголика сумел изящно перенести центр тяжести с сексуально-романтической составляющей на криминально-детективную, которая не вызвала у цензоров особого беспокойства.



Фильм "Двойная страховка" в начале 1945 года был выдвинут на премию Оскар в 7 номинациях, в том числе, в важнейших: Лучший фильм и Лучший режиссёр. Ни в одной номинации фильм Билли Уайлдера не победил, а в важнейших номинациях Американские киноакадемики отдали предпочтение фильму "Идти своим путем" режиссёра Лео МакКери (" Уступи место завтрашнему дню"). Билли Уайлдер был так сильно раздосадован этим обстоятельством, что во время церемонии вручения Оскаров, когда МакКери шел на сцену за золотой статуэткой, не смог удержаться и высунул ногу в проход, от чего МакКери едва не грохнулся.



Возможно, на мнение членов Американской киноакадемии в какой-то степени повлиял отзыв кинообозревателя влиятельнейшей The New York Times Босли Кроузера от 7 сентября 1944 года. Этот вечный критик Билли Уайлдера назвал фильм

"аттракционом, предназначенным для того, чтобы просто заморозить костный мозг в костях зрителей", отметив при этом, что "жесткость картины отражает слабость её содержания, а академичность ее построения ограничивает её общую привлекательность."



В наши дни кинокритики оценили фильм Билли Уайлдера "Двойная страховка" гораздо выше, чем Босли Кроузер почти 80 лет назад. Гуру американской кинокритики Роджер Эберт в 1998 году поставил фильму максимальные 4 звезды и включил его в свой список "Великих фильмов". Другой американский кинокритик, Роб Никсон, в рецензии от 2004 года написал:

"Хладнокровный, брутальный, очень стилизованный и наполненный черным чувством юмора, фильм «Двойная страховка» - одна из кульминаций кинопроизводства 1940-х годов и яркий пример жанра и стиля, которые по-прежнему оказывают большое влияние на его внешний вид, отношение и сюжетную линию. Критики спорят, можно ли считать этот фильм первым нуарным триллером, но он, несомненно, заложил основу для этого характерного послевоенного жанра: темный, ночной городской мир обмана и предательства, обычно отличающиеся своей «крутизной» диалоги, коррумпированные персонажи и обязательная роковая женщина, которая охотится на первобытные побуждения обычного Джо, жаждущего секса и легкого богатства."



Любопытной мне показалась оценка российского кинокритика Евгения Нефёдова, способного разглядеть политическую подоплёку в самых, казалось бы, аполитичных произведениях. Так, про "Двойную страховку" он пишет:

"сколько ни пересматривал блистательный уайлдеровский нуар, никак не мог отделаться от подспудного ощущения, что авторам удалось иносказательно выразить нечто такое, что незримо присутствовало в самой атмосфере американского общества того периода. Что-то в хитром, безукоризненном плане подозрительно напоминает саму политику США во Второй мировой войне (хотя действие предусмотрительно отнесено к ещё мирному времени), когда элита раз за разом делала ставки на безотказные и сулящие по меньшей мере двойную выгоду варианты. И, скажем деликатно, далеко не всегда одерживала верх."

Может, нечто подобное ощутили и Американские киноакадемики и потому "прокатили" картину Билли Уайлдера мимо наград?



О финансовых успехах этой картины можно судить, в частности, по следующим цифрам: при бюджете менее 1 миллиона долларов кассовые сборы составили 5 миллионов долларов. И - да - в СССР фильм не демонстрировался.



Современный кинозритель также весьма высоко оценил достоинства этого фильма: 73% пользователей IMDB и Кинопоиска поставил этому фильму оценки от 8 до 10. С учётом перечисленных показателей успеха рейтинг фильма "Двойная страховка" по версии FilmGourmand'а составил 8,254, благодаря чему картина занимает 442-е место в Золотой Тысяче. Среди фильмов, вошедших в Золотую Тысячу, произведённых в 1944 году, фильм "Двойная страховка" занимает самое высокое место. И это позволяет считать его лучшим фильмом мирового кинематографа 1944 года.



фильм-нуар, экранизация, американское кино, основано на реальных событиях, триллер, кино

Previous post Next post
Up