Юбилей Гарри Поттера

Nov 04, 2021 20:00


4 ноября 2001 года, ровно 20 лет назад (!), в Лондоне состоялась премьера фильма Криса Коламбуса "Гарри Поттер и Философский камень".





Фильм поставлен по одноимённой книге британской писательницы Джоан Роулинг, 1965 года рождения. Собственно говоря, когда Джоан Роулинг писала свой первый роман, писательницей она ещё не была. Она в период работы над романом (1990-1995) работала сначала переводчицей в Amnesty International, а затем учительницей английского языка в Португалии. И именно на этот период выпали самые тяжёлые испытания в жизни будущей писательницы: смерть мамы от рассеянного склероза, выкидыш после первой беременности, развод с мужем-португальцем и бегство от него в Шотландию, клиническая депрессия. От мыслей о самоубийстве Роулинг спасалась работой над романом, который она писала, сидя в кафе. Не имея работы, она жила на пособие, которого не хватало на полноценное отопление квартиры. Дабы не подвергать риску здоровье своей малолетней дочки, она с ребёнком и детской коляской целыми днями просиживала в тёплом кафе и писала, писала, писала...



В 1995 она закончила роман и стала пытаться опубликовать его. 12 издательств отвергли роман, и лишь в 13-м по счёту редактор выразил интерес к книге про Гарри Поттера. Причём, этот интерес проявился в первую очередь у 8-летней дочери редактора, которой папа дал прочесть первую главу и которая тут же затребовала продолжение. Благодаря этому, Джоан Роулинг получила аванс в 1,5 тысяч фунтов стерлингов, а роман был опубликован в 1997 году тиражом 1000 экземпляров. Сегодня эти экземпляры первого тиража стоят у букинистов примерно 25 тысяч фунтов стерлингов.



После успешной реализации первого тиража Джоан Роулинг получила аванс в 8 тысяч фунтов стерлингов на написание продолжения истории о Гарри Поттере, которое увидело свет в Англии в 1998 году. В США книга "Гарри Поттер и Тайная комната" была опубликована в 1999 году и моментально стала бестселлером. Продюсеры Warner Bros. не могли пройти мимо такого события и предложили Джоан Роулинг продать права на экранизацию двух частей романа. По мнению многих, писательница сильно продешевила, продав эти права "всего" за один миллион фунтов стерлингов. Но зато при продаже Джоан Роулинг оговорила весьма существенный процент от кассовых сборов будущих картин, а также права сильно влиять на производственный процесс, включая определение актёрского состава будущей съемочной группы.



Первой кандидатурой на роль режиссёра фильма по книге "Гарри Поттер и Философский камень" у кинокомпании Warner Bros. был Стивен Спилберг. Однако, ему не было суждено экранизировать этот роман. Считается, что его кандидатура была отвергнута автором книги из-за его американского происхождения. Но это не совсем так. Джоан Роулинг действительно отвергла Спилберга, но не из-за происхождения, а из-за его концепции постановки. Спилберг хотел сделать анимационный фильм и перенести действие в американскую среднюю школу. С этим писательница была категорически не согласна. А Спилберг особо и не настаивал и сосредоточился на работе над фильмом "Инопланетянин".



В свою очередь, Спилберг предложил кандидатуру М. Найта Шьямалана (" Шестое чувство"). Но у кинокомпании были и другие кандидаты, в частности, Джонатан Демме (" Молчание ягнят"), Терри Гиллиам, Вольфганг Петерсен (" Подводная лодка"), Роб Райнер (" Когда Гарри встретил Салли"), Айвен Райтман (" Охотники за привидениями"), Питер Уир (" Общество мертвых поэтов", " Шоу Трумана") и ещё с полдюжины не менее известных режиссёров. Но никто из них не подошёл. Вернее, некоторые из перечисленных кандидатов были заняты другими проектами, а некоторых не устроили довольно жёсткие сроки производства фильма, установленные кинокомпанией. Warner Bros. поставила условие, что фильм должен выйти на экраны к 4 июля 2001 года, к национальному празднику Дню независимости. (Прямо как в СССР ставилось условие выполнить задачу либо к 1 мая, либо к 7 ноября.)



И тут предложил себя на роль режиссёра Крис Коламбус (" Один дома"). Опять же в этом решении важную роль сыграл ребёнок - дочка режиссёра. К своим 8 годам она читала с большим трудом, и тут ей попалась книга про Гарри Поттера. "Философский камень" с трудом читающая дочка Коламбуса "проглотила" за 2 дня, потребовала продолжение и попросила папу сделать фильм по полюбившейся книге.



Многим этот факт из истории фильма может показаться сентиментальной придумкой, но то, что книги про Гарри Поттера обладают некоей чудодейственной силой, я убедился на своём жизненном опыте. В 2009 году из-за разразившегося мирового экономического кризиса я потерял работу. Мои знакомые тогда "подрядили" меня в качестве гувернёра к своему 6-летнему сыну Алёше. Передо мной была поставлена задача научить Лёшку читать и привить ему любовь к чтению. Родители его, оба высококлассные специалисты, занимали весьма высокие должности в солидных иностранных компаниях, трудились в поте лица, и на сына у них почти не оставалось времени. А то обстоятельство, что сын у них кроме игры в покемонов больше ничем не интересуется, и к книгам полностью равнодушен, если не сказать, враждебен, сильно их удручало. И вот, перепробовав несколько способов внушения маленькому Лёшке любви в чтению и потерпев фиаско в этом я деле, я просто начал читать ему книгу про Гарри Поттера. Прочитал одну главу - ему понравилось, прочитал вторую - понравилось ещё больше. После третьей сказал ему: "Давай так: одну страницу читаю я, другую - ты, причём вслух. И так по очереди". Он не возражал. И вот так, попеременно читая друг другу по одной странице, мы одолели половину книги. А вторую половину он решил читать самостоятельно. А после он сам прочитал все остальные книги про Гарри. И не остановился на этом цикле. Короче, сегодня этот 18-летний юноша живёт с родителями в Люксембурге, владеет свободно 4-мя языками и ещё кучей знаний, заканчивает школу как лучший ученик и имеет предложения о продолжении образования от нескольких лучших университетов Европы. А всё начиналось с Гарри Поттера.



Но вернёмся к фильму. Крис Коламбус, стремясь выполнить просьбу дочки, обратился к Warner Bros., заявив, что он одержим идеей создать фильм по книге "Гарри Поттер и Философский камень". В подтверждение своей одержимости он представил свою версию сценария картины. Продюсеры кинокомпании постоянно делали ему замечания относительно сценария, но он каждый раз вносил соответствующие коррективы и каждый день на протяжении десяти дней приносил новый, переработанный вариант сценария. Особенно "умилило" продюсеров то обстоятельство, что всю эту работу Коламбус делал бесплатно, что в американской киноиндустрии является редкостью. Короче, через 5 недель такого общения с кинокомпанией Крис Коламбус получил контракт на постановку картины. Следует заметить, что в пользу выбора Криса Коламбуса сыграло ещё и то обстоятельство, что создавая фильм "Один дома", он приобрёл необходимый навык работы с детьми, чего не было у многих других претендентов.



Естественно, что перед Коламбусом сразу же встал вопрос об исполнителе главной роли в фильме. Коламбус изначально предполагал снимать в роли Гарри Поттера 11-летнего к тому времени Дэниэла Рэдклиффа. Уж очень он понравился ему в роли маленького Дэвида Копперфилда в телевизионном фильме BBC, вышедшем на телеэкраны в 1999 году. Но тут возникла проблема. Дело в том, что после фильма о Дэвиде Копперфилде Дэниэл уже успел сняться ещё в одном фильме - "Портной из Панамы" Джона Бурмена. Причём, съёмки этого фильма большей частью проходили в Панаме, за тридевять морей от Англии. И родители Дэниэла, оба не чуждые искусству (папа-литературный агент, мама - агент по кастингу), начали серьёзно опасаться, что если даже их сын и не заболеет "звёздной болезнью", то уж на его успеваемости столь тесное общение с кинематографом, отразится точно негативно. А потому на первых порах ответили отказом на предложение сыну сняться в фильме по роману Роулинг.



Пришлось искать другого кандидата на роль Гарри. В кастинге приняли участие более 5 тысяч мальчиков, собранных со всех частей света. Но ни в одном из них Коламбус не видел настоящего Гарри Поттера. У Коламбуса с Роулинг даже начались трения на этой почве. Но каким-то образом, во время якобы случайной встречи продюсера и сценариста фильма с Дэниэлом и его папой в кинотеатре, удалось папу уговорить разрешить сыну играть роль Гарри. Возможно, не последнюю роль в разрешении проблемы сыграл финансовый аспект: по разным данным Дэниэлу Рэдклиффу за роль в фильме "Гарри Поттер и Философский камень" был предложен гонорар от 150 тысяч до одного миллиона фунтов стерлингов.



Следующей проблемой, которую надлежало решить создателя фильма, был актёрский состав в целом. Дело в том, что как указывалось выше, Джоан Роулинг при продаже прав на экранизацию закрепила за собой право определять этот самый актёрский состав. А точнее, она поставила условие, чтобы все занятые в фильме актеры были только с Британских островов. В итоге, даже такая звезда, как Робин Уильямс ("Общество мертвых поэтов"), горевший желанием сыграть в этом фильме, даже бесплатно, получил отказ. Лишь небольшая часть второстепенных, а то и третьестепенных, ролей в этом фильме досталась американским актёрам. И то в виде исключения, за какие-то особые заслуги.



Ещё одну, можно сказать, проблему попытались создать некоторые служители церкви и религиозные фанаты. Дело в том, что первоначально создатели фильма хотели использовать Кентерберийский собор в качестве места для съемок некоторых сцен Хогвартса, но настоятель собора отказался разрешить это, заявив, что использование христианской церкви для пропаганды языческих образов - это богохульство. Но тут же настоятель другого, не менее христианского собора - Глостерского - достопочтенный Николас Бери, признавшийся в любви к книгам о Гарри Поттере, предложил свой собор в качестве места для съемок. Об этом стало известно СМИ, и в местные газеты посыпались письма от воцерковлённых с обещаниями воспрепятствовать проведению богохульных съемок. Когда съемки начались, воспрепятствовать им явился только один протестующий.



При съемках сцен в Глостерском соборе современные электрические вывески, выключатели света и дверные замки собора были скрыты за панелями, окрашенными в тон остальной каменной стене. Витражи также были изменены, чтобы скрыть тот факт, что здание было церковью. Религиозные символы были покрыты цветной пластиковой фильтровальной бумагой, чтобы гармонировать с окружающим стеклом. В одном окне были изображены обнаженные фигуры Адама и Евы, причём с нанесёнными на лоб фирменными шрамами от молний, как у Гарри Поттера. И даже несмотря на такое "богохульство" ("оскорбление чувств верующих" по нашему), когда началась работа над последующими сиквелами киносаги про Гарри Поттера, руководители Даремского собора, Глостерского собора, Лакокского аббатства, Оксфордского колледжа Крайст-Черч, и даже Собора Святого Павла буквально выстроились в очередь на право проведения съемок. Многие даже предварительно проводили перепланировку, дабы больше походить на Хогвартс. Ох, уж эти двойные стандарты у служителей культа и воцерковлённых товарищей.



Съемки фильма начались в сентябре 2000 года. Как ни старалась кинокомпания Warner Bros. выпустить фильм на экраны к 4 июля 2001 года, не получилось. Съемки завершились 21 марта, но этап завершающих работ продлился до осени. В итоге, как было отмечено выше, лондонская премьера состоялась 4 ноября 2001 года, а 16 ноября прошла мировая премьера картины. Любопытно, что во всех странах фильм шёл с названием, как у книги. Но везде, кроме США, книга и фильм имели название "Гарри Поттер и Философский камень". Даже в Перу или во Вьетнаме. А в США ещё на этапе публикации романа его название было заменено на "Гарри Поттер и Волшебный (или Колдовской) камень". Дело в том, что американский издатель романа счёл понятие "философский камень" незнакомым для большинства американцев. Возможно, он совершенно справедливо оценил интеллектуальный уровень большинства представителей исключительной нации. Но Джоан Роулинг впоследствии сильно переживала, что в силу своей молодости и неопытности согласилась на такую замену.



Отзывы кинокритиков на фильм Криса Коламбуса были весьма неоднозначными. Так, гуру американской кинокритики Роджер Эберт оценил фильм 4-мя звёздами из 4-х возможных и в своей рецензии отозвался о фильме так:

"«Гарри Поттер и философский камень» - это боевой приключенческий фильм, наполненный атмосферой, наполненный ужасным и возвышенным, и удивительно верный роману....Во время просмотра «Гарри Поттера и философского камня» я был почти уверен, что смотрю классику, которая будет существовать еще долгое время и у многих поколений поклонников. Чтобы понять, хорош фильм или нет, нужно время. Хороший фильм не стремится просто пощекотать нервы публики, но старается рассказать историю и тщательно создать своих персонажей. Как это делает «Гарри Поттер и философский камень»".



Однако, были и другие мнения. Были высказаны весьма уничижительные оценки, в основном, касающиеся режиссёрской работы Криса Коламбуса. Так, Рита Кемпли из The Washington Post отметила:

"Хотя режиссер с любовью воссоздал чудесный мир романа, в процессе съемок его причудливость, непосредственность и теплота улетучились....Хотя молодые актеры привлекательны, компетентны и хорошо подобраны, им не хватает силы, чтобы облегчить долгий путь к финальным титрам. Несмотря на внушительный актерский состав второго плана, дети в основном предоставлены сами себе."



Ещё один авторитетный американский кинокритик, Джеймс Берардинелли, оценивший фильм 3-мя звёздами из 4-х возможных, тоже не преминул "проехаться" относительно режиссёрской работы Коламбуса:

"«Гарри Поттер и философский камень» - точная адаптация романа. За исключением случайных деталей, коротких сцен и полтергейста, все, что есть в книге, есть и в фильме. И по крайней мере 75% диалогов Стива Кловза взяты прямо из текста. Для поклонников Гарри Поттера, которые хотят увидеть, как их любимая сцена появляется на экране, это благо. Но в подходе Коламбуса к проекту есть что-то почти ремесленное. Фильмы и книги - это разные медиа, и лучший способ адаптировать последние к первому - это не всегда простой перевод. Коламбус не использует воображение, выходящее за рамки того, что Дж.К. Роулинг ранее уже включила в свою книгу. Нельзя отрицать, что фильм развлекает, но он совершенно не вдохновляет."



Кинематографическое сообщество, можно сказать, без особого энтузиазма приняло картину Криса Коламбуса. Самым значительным фестивальным достижением картины стала номинация Японской киноакадемии в категории Лучший иностранный фильм. Но победу в этой номинации Японские киноакадемики присудили фильму Стивена Долдри "Билли Эллиот".



Но зато кинозрители, ради которых, собственно, и создаётся кино, полностью компенсировали недостаточно тёплый прием картины кинокритиками и кинематографистами. Кассовые сборы картины в 8 с лишним раз превзошли колоссальный бюджет фильма в 125 миллионов долларов и превысили 1 миллиард долларов. В США этот фильм стал рекордсменом по числу кинотеатров, демонстрировавших его - 3762. Ни один другой фильм не достигал такого показателя.



68% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. А 28% пользователей оценили фильм высшим баллом - "десяткой". С учетом этого показателя и сказанного выше, рейтинг фильма Криса Коламбуса "Гарри Поттер и Философский камень" по версии FilmGourmand'а составил 7,968, что позволило ему занять 758-е место в Золотой Тысяче.



...А Джоан Роулинг за несколько лет превратилась из женщины, живущей на пособие, в мультимиллионершу.



британское кино, сказка, экранизация, детское кино, кино

Previous post Next post
Up