17 сентября 1981 года на экраны 220 кинотеатров Западной Германии вышел фильм "Подводная лодка". Режиссёр Вольфганг Петерсен. Уже за первые 2 недели собрал более 5 миллионов долларов, что стало рекордом для Германского кинопроката.
Фильм поставлен по одноимённому роману Лотара-Гюнтера Буххайма. В 1940 году Буххайм поступил на военно-морской флот добровольцем и служил военным корреспондентом в звании зондерфюрера (соответствует званию лейтенанта) в газете Das Reich. Во время службы на флоте Буххайм вёл дневник. Спустя 25 лет он обработал свои дневниковые записи, результатом чего явился роман, опубликованный в 1973 году.
Изначально продюсеры планировали привлечь к постановке фильма американского режиссёра Джона Стёрджеса ("Великолепная семёрка", 1960), но Стёрджеса не устроила настойчивая рекомендация продюсеров снять фильм максимально близко к книге Лотара-Гюнтера Буххайма. Тогда позиция режиссёра была предложена Вольфгангу Петерсену.
Буххайм хотел сам написать сценарий фильма, но Петерсен ему отказал в этом и написал сценарий сам. Буххайм был чрезвычайно обижен этим и впоследствии осудил фильм и обвинил его в искажении действительности. Больше всего его возмутила начальная сцена в борделе. По словам Буххайма морякам Кригсмарине никогда не было присуще поведение, показанное в фильме Петерсена.
Известный российский кинокритик Евгений Нефёдов в своей
рецензии на картину принял сторону писателя, отметив, что
"Лотар Гюнтер-Буххайм имел основания бросить Вольфгангу Петерсену упрёк, что тот на основе строго антимилитаристской по посылу книги сотворил всё-таки неоднозначное кинопроизведение - нечто среднее между фильмом действия в традициях «фабрики грёз» и агиткой в духе геббельсовской пропаганды…"
Последующее творчество Вольфганга Петерсена показало, что он всегда стремился "быть святее Папы Римского". То есть, быть американцем бОльшим, чем сами американцы. И именно поэтому, когда фильм (его телевизионная версия) демонстрировался на фестивале в Лос-Анджелесе, он был встречен продолжительной овацией. И это несмотря на то, что США были противником нацистской Германии во Второй Мировой войне, а в самом Лос-Анджелесе весьма высока доля еврейского населения.
При бюджете в 32 миллиона немецких марок фильм "Подводная лодка" стал самым дорогим фильмом в истории германского кинематографа и оставался таковым до выхода в 2006 году фильма Тома Тыквера "Парфюмер: История одного убийцы".
В начале 1982 года фильм "Подводная лодка" Вольфганга Петерсена был номинирован на американскую премию "Золотой Глобус" в номинации Лучший иностранный фильм. Но Голливудская ассоциация иностранной прессы сочла более достойной этой премии британскую картину "Огненные колесницы" режиссёра Хью Хадсона. В следующем, 1983-м, году фильм "Подводная лодка" получил целых 6 номинаций на премию Оскар, из которых самой значимой была номинация Лучшая режиссура. В этой категории предпочтение американских киноакадемиков было отдано Ричарду Аттенборо за его работу над фильмом "Ганди". В том же 1983-м году фильм "Подводная лодка" был номинирован ещё на две престижных кинопремии в категории Лучший иностранный фильм: британская премия БАФТА и премия Японской киноакадемии. Но снова предпочтение было отдано конкурентам фильма Петерсена. Британские киноакадемики отдали свою премию итальянскому фильму "Христос остановился в Эболи" Франческо Рози, а премия Японской киноакадемии досталась картине "Инопланетянин"
Стивена Спилберга.
У себя на родине, в Германии, фильм Вольфганга Петерсена "Подводная лодка" в компании с ещё пятью картинами получил Серебряную премию от Германской киноакадемии. Однако, если принять во внимание, что в числе шести картин, удостоенных этой премии, был весьма посредственный фильм-ужасов "Ночь судьбы", то к числу серьёзных фестивальных успехов эту премию вряд ли можно отнести.
Подавляющее большинство кинокритиков посвятили фильму "Подводная лодка" хвалебные отзывы. Например, Роджер Эберт оценил фильм максимальными 4-мя звёздами, но, правда, в свой список "Великих фильмов" не включил. Джеймс Берардинелли также оценил фильм максимальными 4-мя звёздами и в своей
рецензии отметил, что
"помимо того, что фильм «Подводная лодка» является отличным триллером, он также делает резкие заявления о человеческой природе и войне, а интуитивное красноречие, с которым они выражаются, подчеркивает мощь фильма."
Однако, были и негативные отзывы, хотя и очень немногочисленные. Так, Дэйв Кер из Chicago Reader
писал:
"фильм не обладает качествами, выходящими за рамки его формального лоска, и его тщательное игнорирование (или, скорее, смещение) связанных с ним моральных и политических вопросов может показаться слишком хитрым, слишком удобным."
Фильм был выпущен в нескольких версиях: театральная версия 1981 года (149 минут), мини-сериал 1984 года (300 минут), режиссёрская версия 1997 года (208 минут), оригинальная полная версия 2004 года (293 минуты). В общей сложности все выпущенные версии принесли их создателям почти 85 миллионов долларов, или почти в 6 раз больше, чем было затрачено на производство фильма.
В Советском Союзе фильм Вольфганга Петерсена "Подводная лодка" не демонстрировался. В российском официальном кинопрокате фильм появился в 1995 году.
Об успехе фильма "Подводная лодка" Вольфганга Петерсена у зрителей во всем мире свидетельствуют следующие цифры: 77% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10, а 22% пользователей оценили фильм высшим баллом - "десяткой". С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма "Подводная лодка" по
версии FilmGourmand'а составил 8,748, благодаря чему занял 223-е место в
Золотой Тысяче.