Мой любимейший Костя Богомолов написал невероятный пост об одиночестве и свободе.
http://ruspioner.ru/cool/m/single/4911Он будто завершил лейтмотив этого (по китайскому календарю, вот буквально сегодня ушедшего) года.
Все, что вы делаете, нужно только вам самим тчк
На днях мне написала прекрасная знакомая, мы давно-предавно не общались, и посыпались вопросы, "чем занимаешься". Боже, а чем я, собственно, занимаюсь? Аналогичную муку вызывает вопрос про профессию. Нет, вы правда хотите, чтобы я написала правду: "Зарабатываю деньги на бухгалтерии, подрабатываю преподом немецкого, учу историю, люблю кино". Ах нет, лучше короко соврать, кому какое дело.
Занимаюсь всем и ничем. У меня нет конкретного дела, всё ещё нет любимой работы, есть, правда, прекрасный свободный график и любимый университет, где я в свои как бэ уже 25 пытаюсь догнать программу первокурсников. У меня нет ощущения хоть сколько-нибудь глубоких знаний хоть в какой-то области, независимо от того, что я впишу в графу "профессия". И они явно не появятся в обозримом будущем.
Мы говорили об аспиратуре. О том, как просыпается любовь к науке. Я предположу, что куча моих бессмысленных действий в этом направлении объясняется малоубедительными понятиями, как любовью к учебе / науке / любимой научнице / великими умам / Москве / Родине (wtf?) / тайнам мироздания / философии.
Я могла бы преспокойно сидеть у Боденского озера с европейским видом на жительство (через икс лет - гражданством). Ходить в чистенький офис, получая 2000 евро за незатейливую работенку. А я перебиваюсь в подыхающей от кризиса отечественной экономике, недополучаю ползарплаты (что еще не худший сценарий), и (sic) собираюсь в аспер. Мне вряд ли удастся сделать серьезную научную карьеру (и не факт, что захочу этого я). Хорошо писать мне, что бы там ни говорили, дико тяжко. Я не буду ганиальным историком. Мне еще с полдесятка лет самостоятельно закрывать дыры в базовом гуманитарном образовании, которое я когда-то променяла на бухучет. По этой причине я явно не дотяну в преподы. Из-за аспера я лишаюсь full-time работы, быстрой карьеры и нормальной зарплаты. В общем, у моих действий нет никакого рационального объяснения.
Однако когда я прихожу в эти стены, слушаю гениальных преподавателей (которых осталось так мало в нашем загнивающем универе / городе / стране), открываю книги или включаю очередной фильм, до меня снисходит уверенность, что надо дальше.
Во мне просыпается благодарность к человеку, который зачем-то решился работать со мной, полной тупицей с нулевыми историческими знаниями; который придумал тему нашей работы за 5 минут, бессознательно 100%-но попав сразу во все мои интересы; затомивировал меня перейти свои границы и написать первый научный текст (и сразу на 200 сраниц). Мое циничное сознание не понимает, как такие гениальные лекторы еще терпят неуклонно тупеющих студентов, от года в год продолжая учить. И я чувствую благодарность, не поддающуюся пониманию. Потому что органически чувствую в людях искренность и верность любимому.
В тот момент, когда я выбегаю курить между парами, происходит что-то необъяснимое: я понимаю, что мне надо продолжать. И это не от ума. Но это-то и надо только мне самой. Это моё большое одиночество. И моя свобода.