16 (29) декабря 2021 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Dec 28, 2021 20:00

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Седмица 28-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост

Прор. Аггея (500 г. до Р. Х.).

Прп. Софии Суздальской (1542); мч. Марина Римского (III); Блж. царицы Феофании Византийской (893-894); свт. Николая Хрисоверга, патр. Константинопольского (995/996); прав. Даниила Ачинского (1843; Сибир.); блж. Иоанна Босого (Расторгуева), Христа ради юродивого (1849; Киев.).

Сщмч. Владимира Алексеева, пресвитера (1918); сщмчч. Аркадия (Остальского), епископа Бежецкого, Илии Чередеева, Павла Фаворитова, Феодосия Болдырева, Владимира Дамаскина, пресвитеров, Александра Колоколова, протоиерея, Петра Зиновьева, пресвитера, прмч. Макария (Смирнова), иеромонаха (1937).

Святые дня, молите Бога о нас!

Пророк Аггей



(Аггей пророк, Сербия, Косово храм во имя Святых апостолов, XVII век)

Аггей (VI в. до н.э.), пророк, десятый из 12 малых, первый послепленный.
Вероятно, прибыл в Иерусалим из Вавилонии. Кроме упоминаний в 1 Ездр 5. 1 и 6. 14, иных достоверных сведений о нем не сохранилось. Именами пророков Аггея и Захарии надписаны ряд псалмов (Пс 145-148 у LXX; Пс 111, 145, 146 в Вульгате; Пс 125, 126, 145-148 в сир. Пешитте).

Он был из колена Левиина и пророчествовал при персидском царе Дарии Гистаспе. По возвращении иудеев из Вавилонского плена он убеждал народ достроить второй Иерусалимский храм и возвещал, что в этом храме надлежит "Слову Безначальному в последних временах явитися".

Преподобная София Суздальская



Память 1 августа в день обретения мощей, 16 декабря и в Соборе Владимирских святых.

В миру Сверчкова-Сабурова Соломония Юрьевна, дочь боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова, из старинного, но "захудалого" московского боярского рода. Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца). Отличалась добротой и набожностью.

В 1505 году на нее пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия III Иоанновича. Ее выбрали из 1500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны по образцу смотрин невест для византийских императоров. Свадьба состоялась 4 сентября того же года, после обручения молодых митрополитом Симоном в Успенском соборе Московского Кремля.

Жили они, согласно летописям, в полном согласии. Но двадцатилетнее супружество не было счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь решил развестись с ней. Против встали митрополит Варлаам, князь-инок Вассиан (Патрикеев), преподобный Максим Грек, которые были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана. Следующий митрополит, Даниил, одобрил развод, и к нему присединились бояре. Но оставались и противящиеся, как князь С. Курбский. Все Восточные патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский Марк по преданию предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью - царя Иоанна Грозного.

Постриг

В ноябре 1525 года развод был объявлен и 25 ноября Василий велел постричь Соломонию в монашество. Она была пострижена под именем Софии в Рождественский женский монастырь. В некоторых летописях рассказывается, что развод и пострижение состоялись по желанию самой Соломонии, но немецкий посол С. Герберштейн, наоборот, пишет что Соломония сорвала с себя монашеский куколь и топтала его ногами, за что боярин Шигоня-Поджогин ударил ее бичом. Многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: "Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!" О насильственном постриге впоследствии писал и князь Андрей Курбский. Еще одна версия гласит, что постриг совершил игумен Никольского монастыря Давид. Поскольку Соломония изо всех сил сопротивлялась, присутствовавший боярин ударил ее, вскричав: «Смеешь ли ты противиться воле государя?»

Менее чем через два месяца Василий Иоаннович женился на Елене Глинской. Инокиню Софью тем временем отвезли в Суздальский Покровский монастырь, которому она покровительствовала еще с 1518 года. Впоследствии монастырь стал местом заточения невольных царственных пострижениц.

Обитая в Суздальской обители, не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением, долго скорбела. Но покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиро-творение в усердной молитве. Своими подвигами она изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. После смерти Василия III в 1533 году власть перешла к его вдове, Елене Глинской, для которой София могла стать опаснейшей соперницей. Поэтому преподобная была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Глинской в 1538 году. Затем вернулась в Суздаль, где преставилась к Богу 18 декабря 1542 года. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и богоугодно к Богу отъиде». Преподобная София была похоронена по своему завещанию, в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря.

Почитание

Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси и преподобную признавали святой уже ее современники. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет блаженную княгиню "преподобною мученицею". Сам же Иоанн Грозный якобы, возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией. Приходили к мощам святой Софии и оба его сына с женами, и Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, и многие другие. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль "на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых".

В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии. Так, в 1598 году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В 1609 году, во время нашествия поляков, преподобная София спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь. Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии.

Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов и в 1650 году разрешил почитать ее как святую. В рукописных святцах она именуется как "Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница". На иконах преподобная стала писаться:

«Аки Евдокия»: схима-празелень, мантия-багор, в руках обеих свиток, испод-санкирь, а инде пишет мантия у ворота стегнута, у подолу узлом связана, под мантиею руце видет, правая молебна, а в левой свиток.

Икона преподобной, написанная еще в XVII столетии, сохранилась до наших дней и является чудотворной.
В середине XVIII века встал вопрос о ее канонизации. Позже, в XIX веке, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом была составлена служба преподобной. Наконец, по благословению Святейшего Синода ее имя было внесено в Православный церковный календарь 1916 года. С 1984 года специальным указом патриарха Пимена Русская Православная Церковь стала почитать преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли.



(Покровский женский монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Суздаль)

Могила святой была очень почитаема, но ее мощи не тревожили до 1990-х годов, когда, 14 августа 1995 года, мощи святой были торжественно обретены. Их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленнными, но после вскрытия сразу истлели, т.е. осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке и не демонстрируются.



(рака с мощами прп. Софии Суздальской)

Тропарь преподобной Софие Суздальской
глас 4
Вышняго красотою явственно украшался,/ постническими бо труды подвизася преподобная София,/ и бысть наследница Небесному Царствию,/ и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты,/ Его же моли спастися граду Суждалю/ от поганых нахождений и междоусобныя брани/ и подаждь душам нашим велию милость.

Кондак преподобной Софие Суздальской
глас 1
Нощи страстный избегши, Богомудрая Софие преподобная,/ к Незаходимому же Солнцу, Христу, пришедши,/ умертвила еси плотское мудрование постом же, воздержанием и молитвами,/ показася равна Ангелом,/ на земли бо поживе и духи нечистыя от человек отгнала еси,/ и различная исцеления подававши, от многих бед и зол избавлявши,/ Софие преподобная,/ моли спастися душам нашим.

Молитва

О, прехвальная и праведная мати Софие, Суздальския страны досточудная подвижнице! Славим твое богоугодное житие, чтим твоя великия добродетели, поклоняемся честным мощем твоим, с любовию лобызаем твой святый образ и с верою приносим тебе прилежныя наша молитвы. Помози нам, яко странним и пришельцем в мире сем, стати на истинный путь христианскаго жития, не отврати лица своего от всех прибегающих к твоему покровительству, духовне умудри подвизающихся в иночестве познати коемуждо образ спасения своея души, настави в подвизех смирения, терпения и покаяния, поспешествуй стяжати нам целомудрие, послушание и любовь Божию. Буди щит и ограждение обители сия от всякаго зла, в ней же сама ревностно подвизалася еси. Обрати и вразуми заблудшия люди на путь правый. Умоли Господа сил пощадити души наша и даровати нам время на покаяние, да твоим предстательством сподобимся безпагубне прейти поприще многоскорбнаго нашего земнаго жития и быти причастники вечнаго блаженства в небесных обителех Бога и Спаса нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Мученик Марин Римский



Святой Марин жил в царствование Карина1 и, будучи благороден по происхождению, несмотря на свой юный возраст, носил звание синклитика или сенатора2. Как христианин, он был схвачен и понуждаем принести жертву идолам. Но так как он не покорялся и не исполнял этого требования, то его повесили и рубили мечами, потом положили на огонь. После того бросили его на раскалённую сковороду и затем в кипящий котёл; но, по благодати Божией, Марин при всех этих пытках оставался невредим. Тогда выпустили на святого диких зверей, львов, и медведей, но и те не тронули его. Между тем, озлобление язычников еще более усиливалось против твёрдого исповедника веры Христовой: они решили было насильно ввести его в идольское капище и заставить принести жертву. Святой же в это время сказал:

- Хочу принести жертву богам.

Слыша такое заявление мученика, царь и все окружавшие его обрадовались. Но Марин, вошедши со всеми в капище, обратился с молитвою к Господу Иисусу Христу, и идолы упали и сокрушились. Огорчился царь, пораженный такою неожиданностью, и немедленно приказал отсечь голову мученику. Так святой Марин предал дух свой Господу; мощи же его благочестно погребены были богобоязненными христианами3.

______________
Примечание

1 Карин - римский император с 282 по 283 г.

2 Синклитиками назывались одни из самых важных царских советников и сановников, составлявшие собою синклит (царский совет).

3 Св. Марин пострадал ок. 283 г.

Тропарь мученику

Мученик Твой, Господи, Марин, / во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: / имеяй бо крепость Твою, / мучителей низложи, / сокруши и демонов немощныя дерзости. / Того молитвами / спаси души наша.

Блаженная Феофания Византийская



Феофания (Феофано, Θεοφανώ) Византийская (+ ок. 893-894), блаженная царица, первая супруга императора Льва VI Мудрого (886 - 911).

По наветам была вместе с мужем, тогда еще наследником престола, заключена на три года в темницу. Получив свободу, проводила жизнь в молитве и посте. Кротость, милосердие и сердечное сокрушение о грехах прославили ее имя среди сограждан.
Скончалась в 893 или 894 году.
Мощи святой находятся в патриаршем Георгиевском храме в Фанаре в Констанинополе

В Покровском женском монастыре находится Десница блаженной царицы Феофании - вклад греческого митрополита Пантелеимона Верейского (2 августа 2010 г.).



(Покровский женский монастырь, Москва)



Святитель Николай II Хрисоверг, патриарх Константинопольский



(Патриарх Николай II в присутствии императора Василия II и русских послов служит в храме Св. Софии в Константинополе. Из Радзивилловской летописи)

НИКОЛАЙ II Хрисоверг - Константинопольский патриарх в 983/984 - 995/996 гг. (по иным данным - с 979 г. по 991 г.), святой. «Хрисоверг» по-гречески означает «золотой прут/цепь»; в прямой русской транскрипции можно прочитать как «вериги». Но вериги были сделаны из чёрного металла, а здесь - из золота. Получается, что прозвище «Хрисоверг» становится неотъемлемой фамилией Византийской аристократии.

В 976 г., будучи Адрианопольским митрополитом, Николай принял исповедования перед смертью императора Иоанна I Цимисхия (969-976 гг.). Рукоположение патриархом Николая II Хрисоверга исследователи относят к 979 г. По свидетельству арабоязычного историка Яхьи Антиохийского (около 975 - 1066 гг.), Николай II Хрисоверг был назначен на кафедру в четвёртом году царствования Василия II Болгаробойцы (976-1025 гг.), т.е. 12 февраля 979 г. В 988 г. по просьбе равноапостольного киевского князя Владимира Святославича (980 - 1015 гг.) Николай II Хрисоверг послал к нему духовную миссию во главе со святителем Михаилом Киевским (988-991 гг.), которой предстояло совершать Крещение Руси.

В том же году узнав о том, что Владимир направил к папе Римскому своего посла, Николай II Хрисоверг писал письма к князю Владимиру и митрополиту Михаилу: «…Вера римская не добра, понеже они зло исповедают о Духе Святом, якобы от Отца и Сына происходит, разделяя Святую Троицу; субботу постят, хлеб пресный, а не кислый освящают; папу без греха быть верят, что Христос, апостоли и святии отцы не учинили, и невозможно папу и никого безгрешных поставлять и имяновать, зане многие папы были ариане, несториане и другие еретики, за что соборами прокляты; жена же Анна была папою, идучи со кресты в крещение, родила на улице и умерла; для того они праздник богоявления и крестное хождение отставили, назвав день той трёх королей. Сего ради не приобсчайтеся зловерию и учению их, а, взирая на их весьма коварные льсчения и обманы, весьма и от переписки с ними уклониться должно» (В. Татищев. «История Российская»).

Николай II Хрисоверг также рукоположил во пресвитера Симеона Нового Богослова (949-1022 гг.), когда тот был избран игуменом монастыря во имя мученика Маманта в Константинополе. Согласно житию, во время его патриаршества произошло чудесное откровение архангела Гавриила в Карее на Афоне, когда он наставил монаха славить Матерь Божью молитвой «Достойно есть». Посланник начертал молитву на черепице, ставшей под его рукой мягкой, как воск. После этого чуда черепица была доставлена к патриарху Николаю в Константинополь. Николай II Хризоверг умер 12 октября 991 г. Он считается великим и почитаемым иерархом.

Священномученик Аркадий (Остальский), епископ



Память 16 декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Бутовских новомучеников, новомучеников и исповедников Соловецких, а также Соборах Волынских, Санкт-Петербургских и Полтавских (Укр.) святых.

В миру Остальский Аркадий Иосифович, родился 25 апреля 1889 года в селе Скаковка Житомирского уезда Волынской губернии в семье священника Иосифа Остальского. Был окрещён 16 мая того же года в Иоанно-Богословской церкви с. Скаковки, где его отец был священником. Таинство крещения совершил священник села Янковец Павел Стефанович (родной дед по матери). Восприемниками были: приходской священник м. Кодня Елеферий Иванович Яроцкий и дочь священника с. Янковец Вера Павловна Стефанович, девица (сестра матери Аркадия).
Обучался в Волынской духовной семинарии. По её окончании в 1910 году был учителем церковно-приходской школы с. Великая Цвиля Новоград-Волынского уезда. В это время он, по настоянию родителей, женился на Ларисе Константиновне (1893 г. р.), хотя с юношеских лет мечтал о монашестве и желал жизнь посвятить служению Богу.

14 сентября 1911 года был рукоположен в сан священника к собору г. Староконстантинова с назначением помощником уездного миссионера. Был священником на диаконском штате.

С началом Первой мировой войны о. Аркадий стал военным священником и служил в 408-м Кузнецком пехотном полку.
В августе 1917 году он прибыл с фронта в Житомир и стал настоятелем церкви прп. Серафима Саровского при гарнизонном военном госпитале, а затем - маленькой Свято-Николаевской церкви в центре города.
Во время гражданской войны организовал при своём приходском храме Свято-Николаевское братство. Первое учредительное собрание братства состоялось в здании Житомирского суда 1 сентября 1918 г. Члены братства оказывали помощь нуждающимся и больным, хоронили умерших, не имевших родных и близких. О. Аркадий поимённо помнил всех опекаемых им больных.

В период Гражданской войны, во время пребывания на Украине Петлюры часть духовенства Житомира вошла в состав автокефальной Украинской церкви. Эта группа поддерживала петлюровское движение. С возникновением раскола в Православной Церкви о. Аркадий поддержал позицию Управляющего Волынской епархией Фаддея и непоколебимо хранил верность канонической Патриаршей Церкви и резко отрицательно относился к раскольнической "автокефальной Украинской Церкви".

В 1920 году в Житомире утвердились большевики. Весной 1922 года началось изъятие церковных ценностей из храмов советской России. В Житомире было получено послание патриарха Тихона относительно изъятия ценностей, в котором предлагалось отдавать только те церковные вещи, которые не имели непосредственного употребления в богослужении. По распоряжению Волынского епископа Аверкия о. Аркадий огласил послание в церкви. Это явилось достаточным поводом для ареста.

6 мая он был арестован после Литургии при выходе из храма, за "агитацию против изъятия ценностей в пользу голодающих". Вместе с ним был арестован и его отец, священник Иосиф Остальский. Огромная толпа молящихся, на глазах которых происходил арест, двинулась вместе с о. Аркадием к зданию ЧК. Чекисты потребовали разойтись, угрожая расстрелом. Наиболее активная часть протестовавших была арестована и помещена в подвалы ГПУ.

Следствие продолжалось в течение месяца. Состоялся открытый суд, который продолжался несколько дней - с 7 по 10 июня 1922 г. Суд сопровождался репортажами в местной прессе, которая бессребренника и благотворителя о. Аркадия изображала скрягой, желающим смерти голодающим людям. О том, как шло следствие, можно судить по воспоминаниям сына о. Юлиана Красицкого: "После окончания следствия отец видел на спине Остальского следы пыток" (сам исповедник никому об этом не говорил). Во время чтения приговора о. Аркадий уснул, и конвоиры вынуждены были его разбудить, чтобы сообщить, что он приговорен к смерти. "Ну что ж, - сказал о.Аркадий, - благодарю Бога за все. Для меня смерть - приобретение". После суда паства стала хлопотать о смягчении приговора, и он был заменен на пять лет заключения.

Находясь в заключении, о. Аркадий вместе с владыкой Аверкием трудились на лесоповале в Корабельной Роще. Во время заключения о. Аркадия церковь, в которой он служил, была закрыта, но братство, основанное им, продолжало работать тайно, собираясь или в церкви Иоанна Богослова недалеко от собора, но теперь уже как обычные прихожане, или на квартире его матери, Софии Павловны, то у кого-либо из членов братства. Под давлением членов братства, постоянно ходатайствовавших о своем наставнике, о. Аркадий был освобожден по амнистии в самом конце 1924 г.

В то время, пока он был в заключении, супруга его вышла замуж, потребовав развода. Детей у них не было, о. Аркадий отдавал церкви и все свое время молитве и был рад, что Господь разрешил его от этих уз. Выйдя из заключения, о. Аркадий поехал в Дивеевский монастырь и Саров помолиться. Там блаженная Мария Ивановна сказала ему: «Будешь епископом, но из тюрьмы не выйдешь». Там же, в Саровской Успенской пустыни, он был пострижен в мантию с тем же именем.
В начале 1926 года был возведен в сан архимандрита.
15 сентября того же года был хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Хиротонию в Москве возглавил митрополит Сергий (Страгородский).

Как только епископ Аркадий прибыл в Полтавскую епархию и своим словом всколыхнул народные массы, он был арестован и выслан в Харьков с запретом возвращаться в свою епархию.
В 1928 году тяжело заболел и переехал в Киев, где жил на нелегальном положении. Великий Пост провел тайно в С.-Петербурге. Но Пасху 1928 г. он решил встретить открыто. Друзья выхлопотали для него разрешение служить. И он в первый день Пасхи участвовал в торжественной службе в Александро-Невской лавре, где выступил с задушевной и вдохновенной проповедью о воскресении Христа. Митрополит Серафим (Чичагов) предложил ему стать викарным епископом, но сказал, чтобы предварительно владыка запросил разрешение власти. Тогда еп. Аркадий принял решение поехать в Москву на Лубянку, чтобы попросить там разобрать его дело. В Москве еп. Аркадий решил лично повидать Тучкова, чтобы прояснить свое положение.

9 мая 1928 г. он явился в ОГПУ на Лубянку "для объяснений", там очень удивились его появлению. Владыка не был арестован сразу, но и не был отпущен.
15 мая его дело рассматривал заместитель председателя ОГПУ Ягода, который и выписал ордер на арест епископа. Ему вменили в вину его "Послание к Лубненской пастве". Содержался в Бутырской тюрьме.
23 июля 1928 года приговорён Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР по ст. 58-10 УК РСФСР к пяти годам заключения.
27 июля он был отправлен с партией заключенных в Соловецкий концлагерь. Везли в товарных вагонах. Погода стояла жаркая, вагоны набили таким количеством людей, что сидеть было негде и ехали стоя. Не хватало воздуха; некоторые не выдерживали и умирали в пути. На остановках конвой открывал двери и вытаскивал из вагонов трупы.

12 августа прибыл на Соловки и был определен в 11-ю роту на самую тяжелую работу.
10 сентября переведен в 12-ю роту и назначен сторожем, 16 сентября переведен в 6-ю роту. Сторожем прослужил до 9 мая 1929 года, когда его снова отправили на общие работы - рытье дренажных колодцев. В июне 1929 года отправлен на общие работы на Троицкую командировку на остров Анзер. В октябре 1930 года переведен во 2-ю роту поселка Савватиево на место сторожа. В марте 1931 года его снова перевели на общие работы на участок Овсянка, а затем на том же участке он работал сторожем.

В лагере его помещали то в барак, где большей частью были уголовники, то туда, где было заключено лишь духовенство, но и на преступников, и на священнослужителей владыка оказывал благотворное влияние. Лагерному начальству это не нравилось, и потому оно часто переводило епископа с места на место. Находясь в лагере, владыка не только раздавал все, что получал сам от своих духовных детей. По мере возможности владыка совершал богослужения.



(Священномученик Аркадий (Остальский), епископ, следственный изолятор поселка Кремль, 1931)

В 1931 был арестован в лагере по обвинению в «контрреволюционной агитации, нелегальных собраних антисоветской организации под видом религиозных бесед». Дело было групповым. По нему было осуждено 15 человек, и главным обвиняемым был епископ Аркадий. Один из свидетелей по его делу показал, что епископ Аркадий «среди заключенных пользовался особой популярностью, и каждое его слово считали почти за святое».
14 июля 1931 года решением тройки при ПП ОГПУ СССР по ст. 58-10 УК РСФСР еп. Аркадию добавили к сроку еще пять лет заключения в лагере.
После приговора его в качестве наказания перевели на некоторое время на Секирную Гору - аналог внутренней тюрьмы с самым суровым режимом.
В лагере ему предлагали остаться на службе в качестве кассира и обещали прекратить его преследование, если он откажется от священнослужения. Но он отверг предложение.



(Дореволюционный снимок крутого северного склона и лестницы на Секирной горе. С этой лестницы сбрасывали вниз связанных (или привязанных к бревну) заключенных)

Освободили его только в 1937 г. Из лагеря вышел совершенно седой человек.
В начале 1937 г. он последний раз посетил Житомир, чтобы помолиться на могиле матери, и встречался с бывшими членами Свято-Николаевского братства и с собратьями по служению о. Илией Николаевым и о. Иоанном Серовым.
В 1937 г. был назначен епископом Бежецким, викарием Калининской епархии, но власти не разрешили ему выехать к месту назначения. Проживал в городах Московской обл. (по адм. делению 1930-х годов). Поддерживал дружеские отношения с калужским архиереем Августином и на момент ареста проживал в Калуге.

Арест и мученическая кончина

21 сентября в 9 ч. вечера НКВД арестовало архиепископа Августина, о чем тут же узнал еп. Аркадий. На следующий день, около полуночи, преосвященный Аркадий отправился на вокзал. Ему удалось сесть в поезд, но сотрудники Калужского РО УНКВД уже искали его. Состав был задержан, в вагон зашли сотрудники НКВД вместе с человеком, который знал епископа в лицо, и владыка был арестован.
Содержался в Калужском тюрьме, затем в Бутырской тюрьме в Москве.

15 ноября состоялся последний допрос.

- Ваше отношение к советской власти? - спросил следователь.
- После пятнадцати лет, проведенных в ссылке, на сегодняшний день я остаюсь не согласным с советской властью по вопросу религии и закрытия церквей.
- Следствие располагает данными, что вы после отбытия срока наказания вернулись в Москву и возобновили нелегальную контрреволюционную деятельность. Вы это подтверждаете?
- Нет, я это не подтверждаю, контрреволюционной деятельностью не занимался.
- Вы даете неверные показания, следствие требует правдивых показаний.
-Свою контрреволюционную деятельность я категорически отрицаю.

7 декабря Тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 ч.1 УК РСФСР приговорила епископа к расстрелу за "контрреволюционную фашистскую агитацию".

Расстрелян 29 декабря 1937 года на полигоне НКВД недалеко от поселка Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых новомучеников Российских Архиерейским собором Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Тропарь
глас 4
От юности Церковь яко невесту себе предобручи, проповеданием твоим велелепно украшенную, за нюже страдальчествовати по Христе изволив, не изнемогл еси крепостию полагая душу за други своя. Темже и по страданиях мнозех паки к гонителем самовластно приходиши, да в животе и смерти твоей возвеличится Христос, священномучениче Аркадие славне.

Кондак
глас 4
Нравом кроток и сердцем милостив, во образ Спасов, священномучениче Аркадие, истощи себе щедротами убогих, любы же Христова паче обогати тя, не истощаваемая в заточениих, ниже в гонениих, сия любы на Голгофу русскую возведе тя, да и славу воскресения улучиши с новомученики российскими в Церкви торжествующей во веки.

Священномученик Петр Зиновьев, пресвитер



Священномученик Петр родился 20 июня 1894 года в селе Березники Воскресенского уезда Саратовской губернии в семье священника. В 1914 году Петр Константинович окончил Духовную семинарию, некоторое время служил псаломщиком, а затем был рукоположен в сан священника ко храму города Петровска Саратовской губернии. Был женат, имел троих детей, старшей дочери Серафиме было в 1937 году девятнадцать лет, сыну Геннадию - тринадцать, младшей дочери Зое - одиннадцать лет. В те годы он имел небольшое хозяйство - корову и двадцать две десятины земли.

Как ни трудно было жить во время начавшихся гонений, но священник не оставлял службы Богу ради выгод земных. Так продолжалось до 1935 года, когда ОГПУ потребовало от священника выехать из Саратовской области. А куда было ехать? Как и многие священники Нижнего Поволжья, где служил в двадцатых годах архиепископ Фаддей, он поехал к этому праведнику. В Тверской епархии отец Петр сразу же получил место священника в Воздвиженском храме города Бежецка, где прослужил до своего ареста в 1937 году. В самую ночь ареста, 19 декабря, следователь НКВД допросил священника.

- Расскажите следствию, когда вы и где проявляли недовольство советской властью и проводили контрреволюционную антисоветскую деятельность, - спросил он.
- Никогда я антисоветской деятельности против советской власти не проводил и недовольства ею не проявлял.
- Следствием установлено, что вы распространяли слухи о войне и гибели советской власти и расправе фашизма с коммунистами. Вы это подтверждаете?
- Нет, я это отрицаю, слухов о войне и гибели советской власти я не распространял.

На следующий день следователь продолжил допрос.

- В мае месяце 1937 года вы среди населения проводили контрреволюционную деятельность против конституции, характеризуя ее как обман и кабалу для народа, одновременно выражали злобу и террористические суждения о руководителях партии и правительства. Вы это признаете?
- Нет, это я отрицаю...
- Вы в ноябре месяце 1937 года проводили клевету и антисоветскую деятельность против выдвинутых кандидатур в депутаты Верховного Совета по Бежецкому избирательному округу. Вы это подтверждаете?
- Это я отрицаю, клеветы по отношению к выдвинутым кандидатам в Верховный Совет я не проводил.
- 18 декабря 1937 года в момент службы в церкви среди населения вы распространяли слухи о невыносимом гнете над трудящимися в СССР, о гибели советской власти и наносили оскорбления руководителям партии и правительства.
- Этого я не говорил и полностью отрицаю.
- Следствию вы говорите неправду, и следствие требует от вас правдивых показаний, так как следствие имеет достаточно данных о фактах вашей контрреволюционной деятельности. Дайте искренние показания.
- Больше дать показаний я не могу и подтверждаю полностью данные показания, а больше ничего рассказать не могу.
- Вы в мае месяце 1937 года дискредитировали руководителей партии и правительства. Дайте показания по этому вопросу.
- Это я отрицаю...
- Следствием установлено, что вы в декабре месяце 1936 года среди населения распространяли слухи о плохой жизни в СССР, о голоде в колхозах, а также о гибели колхозов, предсказывая войну с Германией, поражение в ней страны Советов, призывая население выступить против власти. Вы это подтверждаете?
- Да, я это частично подтверждаю, не помню, среди кого из близких людей говорил, что в городе Петровске Саратовского края был голод в 1932-1933 годах, где я в то время был, говорил я об этом, как о тяжелом пережитом положении... слухов о войне я не распространял.
- В апреле месяце 1937 года вы призывали в момент службы в церкви население против советской власти, обвиняя ее в закрытии церквей. Вы это подтверждаете?
- Это я отрицаю, этого я не говорил.



На следующий день, 21 декабря, следователь составил обвинительное заключение, в которое переписал показания лжесвидетелей. Через несколько дней, 27 декабря, Тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. Священник Петр Зиновьев был расстрелян 29 декабря 1937 года.

В 1989 г. посмертно реабилитирован.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 20 августа 2000 г.

Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Православие

Previous post Next post
Up