Продолжение…
Праведный Даниил Ачинский
Память 15 апреля, 16 декабря (Сибир.), в Соборах Сибирских и Полтавских (Укр.) святых
В миру Делиенко Даниил Корнилиевич, родился 12 декабря 1784 года в местечке Новые Сенжары Кобелякского уезда Полтавской губернии в бедной семье казаков. Был крещен в местной Успенской церкви.
С января 1807 года служил солдатом, с 1809 года - в артиллерии.
Участвовал в Отечественной войне 1812 года, был ранен, с русскими войсками вступил в Париж. По свидетельству родных, из Франции присылал на Полтавщину на имя приходского протоиерея Петра Базилевича письма и денежные переводы.
После 1817 года вернулся в Россию.
К 1820 году в звании унтер-офицера исполнял обязанности каптенармуса. В батарейной школе обучился грамоте, читал духовную литературу, решил принять постриг. В этом же году батарея, в которойрой служил Даниил Корнилиевич, квартировалась в Лебедине (ныне Сумская область, Украина). В августе того же года подвижник посетил родных, рассказал о намерении поступить в монастырь, раздал деньги и часть своей земли ближним. По преданию, стал подвизаться в пещере в глухом лесу, посещал хутор Диканька, в Никольском храме молился перед чтимой иконой свт. Николая Чудотворца.
В начале 20-х годов XIX века отказался от предложенной командиром полка военной карьеры и офицерского чина, находился под арестом, в карцере читал Священное Писание и Жития святых.
9 июня 1823 года решением военного суда "за принятое намерение удалиться от службы для пустынножительства... по конфирмации главнокомандующего 1-й южной армии, как упорствующий в своем мнении и не хотящий служить" (на суде сказал: "Лучше получить смерть, чем оставить оное намерение"), был лишен воинского звания и направлен в ссылку в Нерчинск; вместе с другими каторжанами шел в кандалах.
В 1824 году Тобольской экспедицией был определен "на вечные работы" на Боготольском винокуренном заводе (ныне город Боготол Красноярского края). Со смирением трудился на самых тяжелых работах, ночи проводил в молитве. Претерпел издевательства от местного пристава Е. П. Афанасьева, который однажды зимой выгнал подвижника обнаженным на мороз и приказал поливать его водой. Через некоторое время пристав тяжело заболел, но раскаялся в злодеяниях и выздоровел по молитвам преподобного. "Бог тебя простит, ибо я... наказания достоин, потому что я - клятвопреступник",- сказал Даниил Корнилиевич. По ходатайству Афанасьева перед губернатором был освобожден от каторжных работ.
Поселился в Ачинске, несколько лет жил в келье во дворе купца А. Хворостова, затем в тесной келье у крестьянина деревни Зерцалы близ Ачинска, которая, по словам жизнеописателя святого - инока Парфения, была "совершенный гроб" с окном "в медный гривенник". Жил в совершенном нестяжании, шил одежду для односельчан, помогал соседям по хозяйству, жал и косил на полях. Вкушал ржаной хлеб или картофель с водой, носил железные вериги, обруч и берестовый пояс, который к концу жизни врос в тело.
Многие стали приходить к Даниилу Корнилиевичу как к старцу, стяжавшему дар прозорливости, просили совета и молитв, посетил его и Иркутский архиепископ Михаил (Бурдуков). Когда владыка, уезжая, захотел в благодарность старцу дать ему денег хотя бы на масло для лампады, тот ответил: "Лампадку для чего мне иметь, когда в душе моей тьма? А когда бывает в душе моей свет, то кольми паче мне нужна лампадка, ибо без того светло и радостно".
(Церковь прав. Даниила Ачинского - Красноярск)
Преподобный сторонился мирской славы, не любил празднословия. В «Сказании» инока Парфения повествуется, как к Даниилу Корнилиевичу приехала томская мещанка М. И. Иконникова, праздно путешествовавшая по святым местам. Старец встретил ее с гневом: "Что ты, пустая странница, пришла ко мне? Зачем ты бродишь по свету и обманываешь Бога и людей? Тебе дают деньги в Киев на свечку и на молебны, а ты их тратишь на свои прихоти". Несмотря на обличения старца, вскоре Иконникова с родственниками вновь отправилась в "паломничество". В Саровской пустыни прп. Серафим также обличил Марию: "Зачем ты пошла в Россию? Ведь тебе брат Даниил не велел больше ходить в Россию! Теперь же ступай назад домой".
В другой раз, когда один из односельчан решил заглянуть в окно кельи старца, оттуда вырвалось пламя и едва не опалило любопытного. "Впредь не испытывай",-крикнул старец односельчанину из-за дверей.
Предчувствуя скорую кончину, старец Даниил снял с себя вериги и обруч, чтобы скрыть свой подвиг от людей.
В январе 1843 года по просьбе духовной дочери, настоятельницы Рождественского монастыря города Енисейска игумении Евгении (Стариковой), старец переехал в обитель, где и скончался 15 апреля 1843 года. За 3 дня до смерти он дал наставление игумении и сестрам. В день кончины старца исповедовал священник Василий Касьянов, служивший в Рождественском храме монастыря, автор жизнеописания преподобного. Предшественница Евгении, бывшая игумения монастыря Девора, будучи совершенно слепой, увидела вдруг свет, когда почившего старца несли мимо ее кельи. Старец был похоронен в монастыре.
В 1860 году над могилой старца в 5 саженях от Рождественского храма была поставлена часовня во имя прп. Даниила Столпника, в которой служились регулярные панихиды, совершались исцеления.
В мае 1920 года постановлением президиума Енисейского губернского комитета РКП захоронение Даниила Ачинского было вскрыто, часовня уничтожена, останки преподобного, вероятно, тогда же были перезахоронены, к 2012 году их местонахождение неизвестно.
Прославление
14 ноября 1999 года во время Божественной литургии, которую совершил в кафедральном Покровском соборе Красноярска архиепископ Красноярский Антоний (Черемисов), состоялся чин канонизации старца в лике местночтимых святых.
В 2000 году была найдена чугунная плита с могилы старца, на начало XXI века хранящаяся в кафедральном Успенском соборе Енисейска. В том же храме находится икона преподобного, написанная в 1989 году по благословению настоятеля.
Протоиерей Геннадий Фаст по благословению Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония (Черемисова) написал церковную службу святому старцу, в том числе и молебный канон.
(Прав. Даниил Ачинский. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1891 г. (РГБ))
20 января 2001 года во имя Даниила Ачинского была освящена церковь на кладбище Бадалык в Красноярске. В 2011 году построен храм во имя святого в Привокзальном районе Ачинска.
Тропарь
Ангельски на земли поживших и со ангельскими чинми на Небеси ныне светло ликующих святых, в земли Сибирстей просиявших, песньми почтим: радуйся, праведный Данииле, манием Божиим в Сибирь пришедший и святостью жития твоего ю просветивший. Ты моли о нас Превечного Бога.
Блаженный Иоанн Босой (Расторгуев), Христа ради юродивый
29 декабря 2015 года в Десятинном монастыре Рождества Пресвятой Богородицы за Божественной литургией был прославлен в лике святых блаженный Иоанн Босой, Христа ради юродивый. Решение было принято на Священном Синоде УПЦ 19 июня 2015 г. (Журнал № 17).
Божественную литургию с чином прославления подвижника совершил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.
***
Легендарный юродивый Иоанн Босой (в миру Иван Иванович Расторгуев) родился 29 августа 1800 года (по ст. ст.) в г. Зарайске Рязанской губернии в семье мещанина. Смолоду жил обычной жизнью, имел жену и дочь. Покинув дом, Иоанн странствовал по монастырям и скитам. Начал он подвижническую жизнь после 1840 года, вырыв в усадьбе некоего киевлянина - прихожанина Десятинной церкви - пещеру и затворившись в ней на время. Духовник Иоанна Босого, в приходе которого подвизался Иоанн, рассказывал:
«Однажды в самый лютый мороз пришёл он в Десятинную церковь на всенощную накануне праздника святителя Христова Николая босым, без шапки и в халате и простоял с благоговением на коленях всю всенощную. После сего капитан Протасов в Лыбедской части города Киева принял к себе Иоанна Босого, отвёл ему нижний этаж своего дома для его благочестивых подвигов.
В новом помещении Иоанн Босой принимал и покоил странников и бедных. После сего нанял оба этажа прежде жилых комнат под Киево-Андреевской церковью. Комнаты разделены были на шесть отделов. В первом отделе жили калеки мужского пола, во втором - калеки женского пола, в третьем отделе для них была устроена трапеза; в четвёртом были поварня и хлебная, в пятом находились съестные припасы, в шестом были келии Иоанна Босого и ученика его Дамиана. Келия Иоанна Босого была посредственная. В переднем углу лежал на полу камень в два пуда, о который Иоанн Босой во время ночных своих молитв полагал земные поклоны, от чего на лбу его сделался нарост величиною с куриное яйцо. Иоанн Босой носил вериги почти в пуд, заклёпанные на нём навсегда, а другие чугунные полуторапудовые вериги висели у него на стене в келии…»
«Собирая милостыню, он сберегал её только до ближайшей субботы, - писала газета «Киевлянин» в 1873 году, - чтобы можно было устроить обед для странников и нищих, а не то и прямо раздавал её. Подвижник больше молчал, чем говорил, но, если кто обращался к нему за наставлением, он наставлял обращавшегося на покаяние и жизнь благочестивую… Придёт, бывало, к нему кто-нибудь, и Иван Босый тотчас назовёт его по имени, хоть бы и в первый раз его видел, знает, что побудило его прийти к нему, и предложит наставления и советы. Помогал угодник Божий и в болезнях, и будущую судьбу человека предсказывал». Молва о благотворительности Иоанна Босого разнеслась по России, и он стал отовсюду получать приношения, дававшие ему возможность поддерживать богоугодное заведение. Нуждающимся странникам выдавал со своего склада одежду и обувь, снабжал их деньгами на обратный путь, для больных содержал больницу и лекаря. Дом под Андреевской церковью ежедневно осаждали толпы странников, нищих, больных и жаждущих наставлений. Перед богадельней можно было увидеть кареты киевской знати. Иван Босой управлял данным богоугодным заведением с конца 1848 года и до последнего дня своей жизни (16 декабря 1849 г.). После чего заботы о странниках взял на себя Дамиан Фёдорович Виноградский, ученик Иоанна Босого, славный подвижник и впоследствии строитель скита Феофании преподобный игумен Вонифатий.
По свидетельству духовника подвижника протоиерея Десятинной церкви Петра Гороновского Иван Босой умер смертью праведника:
«Иван Босой заболел, меня призвали его напутствовать. Я его исповедовал, совершил над ним елеосвящение и приобщил Христовых Тайн. До смерти его были сильные морозы с заметелью, а когда он умер, то сделалась оттепель и стояла хорошая погода. На погребение его стеклось великое множество народа разных сословий тысячами, его погребли на Щекавице в веригах, залитых на нём навсегда, положив в возглавие его тот камень, о который он полагал поклоны. Через несколько времени приходила ко мне жена Ивана Босого с дочерью девицею, и не скорбели, что он их оставил, возлюбив Господа Бога паче всего. Он был не то что юродивый, а был подвижником Христовым в собственном смысле этого слова: возлюбив Бога паче всего, а ближних как сам себя. Если угодно будет Господу Богу прославить Своего праведника, то он прославит его видимо».
Память о подвижнике жила в Киеве на протяжении всего ХIХ века до начала гонений на веру. В годы безбожной советской власти массовое почитание Иоанна Босого прекратилось. В 1935 году в генеральный план застройки Киева был внесён пункт о преобразовании многих киевских холмов, в том числе и горы Щекавицы. Церковь Всех Святых и большую часть кладбища снесли. Честные останки Ивана Босого перенесли на старообрядческий участок Щекавицкого кладбища.
Иоанном Босым называли также святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича). Зачастую он ходил босой, какая б ни была погода, отдавая обувь нищим. Известно, что он, когда полиция обязала святителя Иоанна носить туфли, стал носить их в руках, оставаясь, как и прежде, босым. При этом бедным он помогал непрестанно, раздавая хлеб, деньги, и с тем же постоянством подбирал в переулках среди трущоб беспризорных детей, для которых им был основан приют.
Сходство добродетелей, которые стяжали оба подвижника - Иоанн Босой (Расторгуев) и Иоанн Шанхайский (Максимович) - является бесспорным, из чего можно сделать вывод о подражании святителя Иоанна Шанхайского подвигу Иоанна Босого.
(29 декабря 2015 года в Десятинном монастыре Рождества Пресвятой Богородицы за Божественной литургией был прославлен в лике святых блаженный Иоанн Босой, Христа ради юродивый)
В 2009 году решением Синода УПЦ было принято решение открыть на месте фундамента Десятинной церкви монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. После прославления преподобного Вонифатия братия монастыря узнала о том, что учителем святого Вонифатия был прихожанин Десятинной церкви Иоанн Босой.
Иоанн Босой явился во сне наместнику Десятинного монастыря архимандриту Гедеону (Харону). По свидетельству наместника, подвижник стоял возле панихидного стола и был в окружении множества народа. На слова наместника: «Здесь у нас Иоанн Босой!» -подвижник ответил: «Да, да, батюшка, я тут! Я всегда здесь!» Вскоре братия отправилась на Щекавицкое кладбище, где была отслужена панихида на могиле праведника. А в монастыре создали комиссию по подготовке к канонизации Ивана Ивановича Расторгуева. И по сей день братия и прихожане обители получают благодатную помощь молитвами Христа ради юродивого Иоанна Босого.
Молитва Иоанну Босому
О блаженне отче Иоанне, верный рабе Христа Бога и всем страждущим скорый помощниче! Ты небеснаго отечества взыскуя, дом и вся сродники твоя оставил еси, хлад и зной претерпевая, плоть свою постом и нищетою смиряя, дар любви и прозорливости стяжал еси.Услыши нас, многогрешных, ныне к тебе вопиющих, и молитвами твоими исцели всяк недуг душ и телес наших, защити нас от враг видимых и невидимых, сподоби нас течение жизни сея непреткновенно прейти, христианскую непостыдную кончину нам у Господа испроси и Небесное Царствие унаследовати сподоби. Молим тя, отче блаженне, обрати сердца наша к любви нелицемерней и истинному благотворению, помози воздвигнути святыя храмы в душах наших и добродетельми их украсити, наипаче молим тя, испроси у Господа вновь сияти (детищу святого равноапостольного князя Владимира) храму Десятинному в честь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, идеже ты при жизни молился еси, да купно с тобою прославим Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Священномученик Александр Николаевич Колоколов, протоиерей
Память 16 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 7 марта 1880 года в селе Никольское-Неверьево Горицкого уезда Тверской губернии в семье священника.
Окончил Тверскую духовную семинарию и в 1913 году был рукоположен в сан священника к Никольской церкви родного села. С этим селом и храмом была связана вся его жизнь. Он знал всех своих прихожан, наравне с крестьянами имел достаточное крестьянское хозяйство и в своем материальном положении не зависел от их пожертвований. С 1914 года он состоял действительным членом Тверского епархиального Православного Миссионерского общества. За ревностное беспорочное служение святой Православной Церкви он был награжден в 1928 году наперсным крестом.
В 1929 году воспользовавшись тем, что о. Александр был не только священником, но и врачом-гомеопатом, власти оштрафовали его за врачебную практику на тысячу рублей.
В 1930 году он был арестован за неуплату налогов и приговорен к одному году заключения в исправительно-трудовой лагерь и трем годам ссылки.
В 1933 году, когда о. Александр вернулся из ссылки, святой архиепископ Фаддей (Успенский) назначил его настоятелем храма в родном селе Никольском-Неверьеве и возвел в сан протоиерея.
В январе 1937 года власти снова арестовали его и попытались обвинить в том, что он крестил ребенка якобы в настолько горячей воде, что обварил его кипятком. Суд приговорил священника к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере, но обвинение было настолько абсурдно, что дело пришлось прекратить, и о. Александр был освобожден.
Для своих прихожан о. Александр был образцом православного пастыря. Он желал исповедничества, жаждал Царствия Божия, не страшился и самой мученической кончины.
20 декабря 1937 года сотрудники НКВД арестовали о. Александра, и он был заключен в тюрьму города Кашина. Следователи стали вызывать "дежурных свидетелей". Один из них показал:
- Колоколов ведет религиозную проповедь на территории Кимрского и Горицкого районов. Для того чтобы открыть церковь, он у себя несколько раз созывал верующих. В августе сего года, когда колхозникам надо было работать, он несколько человек из них послал в Москву и в Калинин. Причем колхозники-ходатаи из Москвы пришли пешком. Колхозникам Колоколов говорил: "В выходные дни работать не надо, надо идти в церковь". Весной 1937 года, когда продолжительное время не было дождей, он колхозникам говорил: "Вот не стали верить в Бога, Бог вас и наказывает". В результате в Ильин день колхозники на работу не вышли, а требовали выноса икон на поля.
Сразу же в день ареста следователь допросил священника.
- Будучи классово чуждым и судимым, вы вели и ведете контрреволюционную агитацию и религиозную пропаганду. Подтверждаете вы это? - спросил он.
- Нет, не подтверждаю, - ответил священник.
- Перечисляю вам еще факты вашей контрреволюционной агитации среди населения и требую правильных ответов на задаваемые вам вопросы.
- Из всего перечисленного мне ничего не подтверждаю. Церковь я люблю, в Бога верю. Никогда ни от веры в Бога, ни от священного сана не отрекусь.
Столь ревностный и бесстрашный священник заинтересовал начальника Горицкого управления НКВД, и он пришел сам допросить его.
- Вам еще раз приводятся факты вашей антисоветской деятельности. Признаете ли вы себя в них виновным?
- Виновным я себя перед советской властью не признаю. Я всю свою жизнь посвятил служению Богу и Ему служил и буду служить, буду ли на свободе или в заключении. Как служитель Бога, я обязан заботиться о душах человеческих, о их спасении и подготовке ко второму пришествию. Я был обязан вести и вел соответствующую религиозную проповедь. По своим убеждениям я не мог признавать существующую власть советов, но ей обязан был подчиняться, поскольку она попущена Богом... Власть существующая проводит безбожие, она вместе с партией коммунистов ликвидирует и убивает веру в Бога. Значит, это власть темных сил, сатаны. С такой властью я обязан был бороться за свою паству всеми силами, что и делал по мере сил. От этого я отказаться не могу ни при каких условиях.
Представители власти на земле сейчас - слуги "темных сил". Вот почему признать себя виновным перед такой властью я не могу.
27 декабря Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу.
Расстрелян 29 декабря 1937 года.
Реабилитирован в 1989 году.
Прославлен Архиерейским Собором РПЦ в 2000 году.
Об этих и других Новомучениках и Исповедниках Российских, память которых приходится на день сегодняшний, вы можете подробно почитать тут:
http://www.newmartyros.ru/calendar/12-29