15 (28) декабря 2021 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Dec 27, 2021 22:00

Продолжение…

Праведный Димитрий Горский



Местночтимый святой Украинской Православной Церкви
Память 15 декабря и в Соборе Старобельских святых (Укр.)

Родился в 1740 году. Его отец, крестьянин Игнатий, жил в в слободе Осиновской Старобельского уезда Харьковской губернии, в приходе Николаевской церкви села Закаменки (ныне посёлок Новопсков Луганской области), и промышлял ткачеством. Дмитрий также выучился ремеслу отца, женился, и остался жить на том же месте.
Несмотря на преклонный возраст, Игнатий вел нетрезвый образ жизни, нередко проматывал общий с сыном заработок, что часто служило поводом к взаимным ссорам. Однажды, вернувшись усталым домой с полевых работ, Димитрий застал своего отца нетрезвым. Имея буйный нрав, Игнатий начал донимать сына, что и послужило началом ссоры. Разгневавшись, Димитрий рукой ударил отца. Тут же опомнившись, он выскочил из дома. С этого момента его душой овладела сильная скорбь о содеянном.

Дождавшись воскресного богослужения, Димитрий поспешил в храм. После службы он рассказал приходскому священнику о своей скорби. Тот посоветовал испросить прощение у родителя и изгладить свой грех постом. Возвратившись домой, он пал в ноги отцу и, обливаясь слезами, каялся и просил прощения. Протрезвевший Игнатий охотно простил сына. Но ни пост, ни покаяние не вернуло Димитрию душевную тишину. Он становился все задумчивей, все меньше общался с роднёй. Проводя ночи без сна, в скором времени он стал похож на тень. Родственники решили, что на него "навели порчу". Испробовав разные методы народной медицины и не получив результатов, они оставили Димитрия в покое.
Вскоре умер отец, недолго прожила и жена Димитрия. Оставшись жить с дочерью, он был полностью предоставлен себе. Свободное время посвятил слёзной молитве и раскаянию в своем грехе.

Однажды весной пошёл в Киево-Печерскую Лавру, чтобы у святынь и киевских старцев найти покой своей измученной душе. Придя в Лавру, объятый благоговейным ужасом, Димитрий застыл у порога Великой Успенской церкви. Сокрушаясь о своем грехе, в глубине души он думал, что Ангел Божий, стоящий на страже храма, не допустит в него столь великого грешника. Долго он стоял погруженный в свои мысли не решаясь переступить порог храма, пока не почувствовал на плече чью-то руку и, оглянувшись, увидел слепого схимника - прозорливца Вассиана. Взяв Димитрия за руку, старец сказал ему: "Разве ты не знаешь, что Христос за грешников умер?!" и ввёл его в храм. Пораженный красотой храма и лаврского пения, Димитрий погрузился в слёзную молитву. На следующий день он исповедовался иеромонаху-духовнику, который, выслушав исповедь, объяснил всю тяжесть поступка Димитрия, наложил на него епитимию и благословил причаститься святых Христовых Таин. Приняв Святое Причастие, Димитрий, наконец, получил долгожданный душевный мир. Помолившись в лавре и поклонившись мощам святых, он возвратился домой.
Вернувшись из Киева, продолжил обычный ход своей жизни, трудясь и посещая богослужение. Так прошли многие годы.

Однажды, находясь на службе в церкви, Димитрий услышал за чтением Евангелия слова: "Аще десная твоя рука соблазняет тя, усецы ю, и верзи от себе" (Мф. 5, 30). Эти слова разожгли в его душе старую скорбь. В своей простоте он решил отсечь себе правую руку, которой согрешил против отца. Одним ранним утром, приготовив топор, он ударил себя и перерубил кость ниже локтя, хотя и не отсёк руки полностью. Истекая кровью, он возвратился в дом и много дней пролежал в горячке. Как засвидетельствовал сам старец Димирий, во время забытья, в горячке, ему было видение. После увиденного он в корне изменил образ жизни.

Димитрий продал своё имущество, раздав часть нищим, а часть оставив своей дочери. Когда он оставил родительский дом, ему было 42 года. Вначале он отправился в паломничество на год, поклоняясь святыням и беседуя с духовными людьми: священниками, монахами, старцами. По возвращении в свое село, поселился на правом крутом берегу реки Айдар, в полуверсте от села Закаменки и слободы Осиновой, в уступах глинистой горы. Здесь он выкопал землянку и поселился в ней для совершения подвигов поста и молитвы. Пустынная местность находилась на горной возвышенности, от которой он получил впоследствии прозвище - Горский. Здесь, в келейном безмолвии, он продолжал свой молитвенный подвиг. Ночь проводя за чтением Псалтири, днём он трудится на небольшом огороде, устроенном возле его келии. Со временем рука его срослась, но сильная травма навсегда лишила его возможности нею пользоваться. Во время работы Иисусова молитва не покидала его уст. Келия его была проста в своем убранстве: в святом углу, перед иконами Пресвятой Богородицы и святителя Димитрия Ростовского, постоянно теплилась лампада и горели свечи; ложе его было из хвороста, никогда ничем не застилалось; у изголовья вместо подушки лежал камень. Зимой, поверх легкой одежды, он носил длинную суконную свитку.

Подвижник вел очень строгую и постническую жизнь. Обыкновенно его едой были овощи с огорода и сухари, приносимые односельчанами. Со временем, возле горы забил источник, который местные жители называли Димитровским и считали его целебным.
Изображений Димитрия Горского не сохранилось, но дошло его описание: высокий ростом, сухой и тонкий телом, до старости имел он прямой стан; продолговатое его лицо обрамляли белоснежные волосы и борода, доходившая до пояса; приятная улыбка оживляла его добрый и приветливый лик, носивший отпечаток постоянной грусти; глаза его были серого цвета быстрые и проницательные.
Уйдя от мира, старец не покинул храм Божий. Он постоянно посещал все богослужения в Никольском храме села Закаменки. По воспоминаниям современников, идя в церковь, хранил строгое молчание, никогда не отвечал на вопросы встречавшихся односельчан. В храме всегда становился в самом укромном месте, и на каждой литургии исповедовался и причащался святых Христовых Таин. После богослужения, взяв просфору, удалялся в свою пустынь.

Молва о подвижнике скоро облетела все окрестности, и к пещерке Димитрия потянулся народ. Сначала он принимал посетителей неохотно, но потом, по совету духовника, решил не отказывать людям, приходящим к нему за помощью. Со временем, ме́ста перед келией старца стало не хватать для всех желающих послушать его. Поэтому Димитрий для удобства слушающих, и чтобы не нарушать тишину своей пустынной келии, для общения с приходящими избрал удобное место вершине горы, куда поднимался из пещерки по утрам и вечерам. Сидя на лежавшем там диком камне, он выслушивал своих посетителей и давал советы духовной мудрости.
Советы старца были просты и незамысловаты, но исполнены житейской мудрости и христианской добродетели. Он учил, что нужно с усердием посещать храм Божий, чтить воскресение и праздничные дни, не сквернословить, воздерживаться от пьянства и нечистоты, быть милосердным к нищим и непамятозлобным к врагам. Но чаще всего наставлял родителей, чтобы они не раздражали своих детей несправедливостью, а детей - уважать и слушаться во всем родителей. Как на живой пример подобного преступления подвижник указывал на самого себя, рассказывая печальную историю своего проступка против отца, показывая при этом свою усохшую руку. Горько плача Димитрий упрашивал приходящих не подражать его преступлению; взаимно плакали и его слушатели, внимая его наставлениям. Для простых крестьян праведный Димитрий явил себя доблестным исполнителем заповедей Христовых, обличителем тех беззаконий, которые творились в деревнях, правилом веры и образом кротости, наставником истинного благочестия.

Простой народ нёс к келье старца сухари или хлеб, кто сорочку, а кто масло и свечи. Все это с любовью принимал подвижник и бо́льшую часть приносимого раздавал нуждающимся, себе же оставлял лишь самое необходимое, да и то, что похуже. Но денег он не принимал, даже к не притрагивался к ним, помня, что из-за них произошла его размолвка с отцом. Приносившим деньги он советовал раздавать их нищим или жертвовать в Закаменскую церковь на свечи святителю Николаю, во имя которого она освящена. Не у всех принимал подвижник приношения: были случаи, когда, обличая тайное согрешение посетителя, совсем отсылал его от себя. Особой любовью старца пользовались дети: он всегда был добр к ним, старался чем-то угостить и наставлял христианским истинам.
Несмотря на постоянный пост, молитвенные бдения и подвиги пустынножительства, праведный Димитрий дожил до глубокой старости, проведя в затворе 46 лет. На закате земной жизни стал редко выходить к посетителям, предаваясь молитвенному безмолвию. Незадолго до преставления подвижник заболел. Предчувствуя близость кончины, Димитрий пожелал причаститься. Священник Закаменской церкви принял его предсмертную исповедь и напутствовал его святыми Христовыми Тайнами. Вскоре, в присутствии одного лишь тайного своего друга, Петра Назарцева, святой предал дух свой в руки Богу, в ночь на 15 декабря 1828 года, на 89 году жизни.

Мощи и почитание

Весть о смерти подвижника разлетелась быстро. Много людей собралось чтобы оплакать своего доброго наставника и советника. По завещанию старца, его похоронили возле келии. Со временем жители села стали хоронить своих близких рядом с могилой праведного Димитрия, надеясь, что по его молитвам души покойных обретут жизнь вечную.
Когда в тех краях началась холера, местные жители решили перенести святого в свое поселение, что в 1835 году и сделали, перезахоронив его мощи за алтарем Осиновской Успенской церкви. Чудом холерный мор остановился. Долгое время могилка старца была особо почитаемой православным народом. Не проходило и дня, чтобы кто-то не отслужил на ней панихиду. Со всего Слобожанского края множество паломников несли скорби и беды к местночтимому подвижнику. Старца почитали как истинного подвижника и прозорливца. Ежегодно за неделю до Рождества Христова народ соборно служил по Димитрию панихиду, а в мае - совершали крестный ход от Осиновской Успенской церкви к пещерке старца, где на его источнике освящали воду. По многочисленным просьбам жителей Старобельского уезда, Харьковской духовной консисторией были подготовлены акты о канонизации праведного Димитрия Горского для подачи в Святейший Синод.



(Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Осиново Луганская область))

После революции местные активисты нового порядка решили уничтожить могилу святого. Была разрушена сень, построенная благодетелями, разбита надгробная плита. Могила была вскрыта и мощи старца засыпаны известью. Затем, поверх могилы на небольшой глубине было зарыто множество мёртвых животных, чтобы вонь от них отгоняла паломников. В итоге со временем могила праведника оказалась утрачена, но память о нём неизменно хранилась в сердцах православных христиан.
10 августа 2008 года, по благословению епископа Северодонецкого Агапита, была создана комиссия по обретению честных мощей Димитрия Горского. Сняв первый слой земли, нашли множество костей животных. На третий день, 15 августа, были обретены стенки дубового гроба. Была отслужена панихида по блаженному Димитрию, и началось поднятие честных останков. Оказалось что чудесным образом известь не тронула мощи. Была проведена профессиональная экспертиза по установлению подлинности святых мощей. В ходе экспертизы было установлено: останки принадлежат мужчине возрастом 80-90 лет, который перенес травму правой руки пониже локтя, о которой свидетельствует киста, образовавшаяся на предплечье и деформация локтевого сустава, что полностью совпадает с описанием травмы старца, которую он себе нанёс.

В марте 2013 года на заседании комиссии по канонизации святых Северодонецкой епархии были подготовлены документы, подтверждающие чудотворения и благочестивую жизнь Димитрия Горского. Материалы были переданы на рассмотрение Синодальной Комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви которая, по итогам заседания 26 августа того же года, передала их для рассмотрения в Синод Украинской Церкви. 19 июня 2014 года Священный Синод Украинской Православной Церкви определил благословить местное прославление его в лике святых и почитание в пределах Северодонецкой епархии, а днем памяти считать день его прославления. Прославление последовало 6 октября того же года. 23 декабря 2014 года Священный Синод УПЦ принял решение о внесении имени праведного Димитрия Горского в месяцеслов Украинской Православной Церкви с установлением памяти в день преставления 15/28 декабря.

Тропарь
глас 4
Пустыннаго жития ревнитель явился еси, затворническаго жития подвиг добре понесши, от Господа же благодатныя дары прияв, спасение многих благий виновник показался еси, праведне отче Димитрие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак
глас 3
Светло празднующи, ликовствует земля Новопсковская, покровом молитв твоих от бед покрываемая, преславне угодниче Божий Димитрие! Ты бо праведным житием Церковь Христову украсил еси, мощи же святыя нам во утешение оставив, токи благодати от них неоскудно источаеши, болящия скоро исцеляеши, всем чтущим тя скорую помощь даруеши, да прославляется имя Христово во веки.

Священномученик Александр Рождественский, пресвитер

Память 15 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился 11 августа 1874 года в семье священника Благовещенского погоста Молодотутского уезда Тверской губернии; окончил духовную семинарию и в 1902 году был рукоположен в сан священника ко храму родного села. Здесь он прослужил до начала гонений в тридцатых годах.
В 1930 году власти отобрали у священника все имущество, а после этого потребовали от него уплаты налога. Лишенный средств к существованию, о. Александр не имел возможности его заплатить и за это в 1932 году был приговорен к двум годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. По возвращении из заключения он приехал в село Переслегино Высоковского района и стал служить в храме.

21 декабря 1937 года сотрудник Высоковского районного отдела НКВД арестовал о. Александра и в тот же день допросил. Священника не в чем было обвинить, у НКВД не было доказательств его противогосударственной деятельности, не было свидетельских показаний, и потому следователь сам по шаблону составил все обвинения, почти уверенный, что найдет таких "свидетелей", которые согласятся подтвердить все, что он написал.

- Следствием установлено, что вы ведете контрреволюционную работу против существующего строя в СССР, а также поддерживали врагов народа, таких, как Троцкий и его приспешники Тухачевский, Якир и другие, - сказал следователь.
- Никакой работы я среди населения, в смысле контрреволюционной агитации, не вел, о врагах народа также не говорил ни с кем.
- Какую вы вели работу среди церковной двадцатки?
- Я никакой работы не вел с ними.

Вызванные на следующий день "дежурные свидетели" расписались под составленными следователем протоколами, и за два дня следствие было закончено. 26 декабря Тройка НКВД приговорила священника Александра Рождественского к расстрелу. Еще через день, 28 декабря 1937 года, он был расстрелян.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 г.

Священномученик Василий Виноградов, пресвитер

Священномученик Василий родился 24 июня 1891 года в деревне Дубниха Толмачевской волости Бежецкого уезда Тверской губернии в благочестивой крестьянской семье. До пятнадцати лет он жил со своими родителями; окончил земскую школу; в 1907 году Василий Алексеевич поступил в Соловецкий монастырь, где прожил до 1913 года. Юноша предполагал остаться в полюбившемся ему монастыре на всю жизнь, но в 1913 году тяжело заболел и, по-видимому не надеясь уже и выздороветь, уехал повидаться с родителями и пробыл дома до 1914 года. Однако он выздоровел, вернулся в Соловецкий монастырь и подвизался в нем до 1919 года. Начинались гонения, монастырь стал подвергаться набегам большевиков, и стало ясно, что дни его существования сочтены. Василий Алексеевич уехал к себе на родину в деревню Дубниха.

В 1923 году он поступил псаломщиком в Покровскую церковь в селе Новый Стан; в 1927 году был рукоположен в сан диакона, а затем в сан священника. В 1929 году власти арестовали его за то, что он не смог сдать требуемого от него количества зерна. Отец Василий был приговорен к полугоду принудительных работ и штрафу. Вернувшись из заключения, он поступил служить в храм села Толмачи, где прослужил до своего ареста в 1931 году.

11 мая 1931 года милиционер села Толмачи Тверской области, где служил священник Василий Виноградов, подал рапорт начальнику ОГПУ: «Довожу до Вашего сведения, что по Вашему поручению мною установлено следующее. На квартире попа Виноградова были вечером 11 мая следующие граждане. Была монашенка Соколова... служит сторожем в церкви. Сестра попа Виноградова, Анна. И племянницы его, Виноградова, Улита и Мария из деревни Дубнихи. И с ними же была гостья, неизвестно откуда. Притом же был мужик из деревни Воробьево по имени Михаил. Потом из деревни Иваньково, фамилия его неизвестна...»

Этого рапорта оказалось достаточно, чтобы принять решение об аресте ни в чем, кроме принадлежности к церкви, не виновных людей. 29 мая 1931 года священник Василий Виноградов, монахиня Анна Кузнецова и послушница Прасковья Соколова, подвизавшиеся в женском монастыре в Торжке, пока тот не был закрыт, были арестованы и заключены в Тверскую тюрьму.

В конце июня ОГПУ стало собирать материалы для обвинения священника, монахини и послушницы. Были вызваны свидетели, которые дали показания, какие требовал от них следователь ГПУ. Поскольку формулировки обвинений были одинаковы и перед следствием не ставилась задача выяснения неизвестных обстоятельств, а лишь юридическое оформление документов на арест и заключение гонимых православных, то следователь все опросы свидетелей обвинения провел в течение двух дней - 20 и 21 июня. На допросы отец Василий, монахиня и послушница были вызваны 2 июля. Следователь спросил, считает ли священник себя виновным в антисоветской агитации; на это отец Василий твердо и решительно ответил: «Виновным себя в антисоветской агитации не признаю».

6 июля 1931 года было составлено обвинительное заключение; 11 июля Тройка при ОГПУ вынесла постановление: священника Василия Виноградова заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года; послушницу Прасковью Соколову и монахиню Анну Кузнецову выслать этапом в Казахстан сроком на три года.
В 1934 году отец Василий вернулся из исправительно-трудового лагеря домой, в родную Тверскую область, и стал служить в храме села Селезениха Лихославльского района. Ничуть не уступил он безбожию - так же проповедовал, так же ходил по домам прихожан с молебнами. Он служил и жил так, словно не было никаких гонений.
В 1937 году был составлен указ об арестах и расстрелах церковно-священнослужителей и православных мирян. Для того чтобы получить начальные сведения, которые могли послужить основанием для ареста, НКВД требовал от председателей сельсоветов пофамильные характеристики на жителей категорий, планировавшихся для ареста. Председатель Селезениховского сельсовета написал соответствующую характеристику и на отца Василия.



(Селезениха. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, не действует)

В ночь с 21 на 22 декабря священник был арестован. Следствие проводилось стремительно. В течение двух дней после ареста священника, 22 и 23 декабря, следователь допросил председателя сельсовета на предмет того, чтобы тот подтвердил в своих показаниях данную им характеристику. Потом следователь допросил председателя местного колхоза, который отвечал на вопросы сдержанно, не присочинял от себя того, что хотел бы услышать следователь. Вызывали на допрос и председателя церковного совета. Собранных против священника сведений показалось следователю недостаточно, и он допросил секретаря Селезениховского сельсовета. Но и тот ничего особенного не добавил. 23 декабря следователь допросил отца Василия.

- Вы, Виноградов, обвиняетесь в том, что систематически среди окружающего населения проводили активную антисоветскую агитацию против существующего строя. Признаете ли вы себя виновным и в чем именно? - спросил он.
- Я, Виноградов, в антисоветской агитации среди окружающего населения виновным себя не признаю и отдельных разговоров антисоветского характера не проводил.
- Расскажите, с какого года вы стали служителем культа?
- С 1907 года и по 1919 год я был насельником Соловецкого монастыря, с 1923 года я был псаломщиком, а затем дьяконом, а потом священником.
- Сколько раз вы были судимы и за что?
- Судим я был два раза, первый раз был судим в 1929 году... присужден был к шести месяцам принудительных работ. Второй раз был судим по статье 58 пункт 10 УК к трем годам лишения свободы, срок наказания отбыл.

На этом допрос был окончен; на следующий день было составлено обвинительное заключение и дело передано на решение Тройки НКВД. 26 декабря Тройка приговорила священника к расстрелу. Священник Василий Виноградов был расстрелян 28 декабря 1937 года.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 г.

Собор Кольских святых



Установлен 28 ноября 2003 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. День празднования был приурочен к дню памяти прп. Трифона Печенгского.

В Собор Кольских святых входят:

• Прп. Аксий (Астерий) Соловецкий, Кашкаранский (+ XV)
• Прп. Евфимий Карельский (+ 1435; память 18 апреля)
• Прп. Авксентий Соловецкий, Кашкаранский (+ XVI)
• Прп. Варлаам Керетский, Архангельский (XVI; память 6 ноября, 15 января)
• Прп. Феодорит Кольский, архим., просветитель лопарей (+ 1571; память 17 августа)
• Прп. Трифон Печенгский, Кольский, просветитель лопарей (+ 1583; память 1 февраля; 15 декабря)
• Прмч. Герман Печенгский, Кольский (+ 1589)
• Прмч Гурий Печенгский и иже с ним убиенные (+ 1589)
• Прмч. Иона Печенгский, Кольский, иером. (+ 1589; память 15 декабря)
• Прп. Тарасий Соловецкий, Кашкаранский (+ XVII)
• Прмч. Моисей (Кожин), иером. (+ 1931; память 25 августа)
• Прмч. Феодор (Абросимов), послушник (+ 1940; память 20 июля)

Тропарь

Светлый сонме подвижников земли Кольския , / Севера тьму сиянием веры озарившии / отцы святии, благочестием преукрашеннии, / служителие Таин Божиих благоговейнии, / боголюбивии иноцы и учителие покаяния, / миряне, чистым житием Создателю угодившии, / языка лопскаго богомудрии просветителие и наставницы, / новомученицы и исповедницы, за Христа души положившии, / в горьких работах даже до смерти Его исповедавшии, // молитеся ко Господу спастися душам нашим.

Кондак

Днесь лик святых , в земле Кольстей Богу угодивших, / предстоит в церкви и невидимо за ны молится Богу, / придите, христоименитии люди, / память их почтим и возопиим к ним: / Радуйтеся, отцы преблаженнии Трифоне, Феодорите и Варлааме, / со многими нашего края небесными покровители, / вы бо, яко звезды святозарныя, во мраце Севера возсияли есте, / словесы и чудесы своими вся просветивше, / и ныне молитеся Господеви / веру Православную зде незыблему соблюсти // и даровати нам велию милость.

Святые дня, Новомученики и Исповедники Российские, Православие

Previous post Next post
Up