Христос посреде нас!
Давно уже я не публиковал ничего из сказанного святейшим... наверное, с его проповеди (забыть бы ее, как не существовавшую) о том, что в храмы можно и не ходить...Но вот, через полтора года, наконец появилось что-то немного обнадеживающее...
О вакцине, QR-кодах и «последних временах». Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
(выдержки)
"...убежден, что вакцинироваться или нет - это вовсе не вероучительный вопрос. Это вопрос сугубо медицинский, дело личного выбора и ответственности человека, его жизненного опыта. В связи с этим совершенно недопустимым является злоупотребление пастырской властью по этому и подобным вопросам. И уж тем более вакцинацию никак нельзя рассматривать как признак апостасии. Даже если весь мир станет ареной сегрегации по иммунному признаку, Церковь должна оставаться свободной от такой сегрегации и принимать всех стремящихся ко Христу людей...
...возможность контроля - это и возможность ограничений деятельности человека практически по любому произвольно избираемому признаку и даже принуждения к тому, что человек не признает необходимым либо считает бесчестным или греховным. Мы видим, что в праве и политической практике многих стран мира сегодня стали приниматься в качестве обязательных идеи и представления, прямо противоречащие Божией правде - библейскому учению о человеке, его достоинстве, о его взаимоотношениях с другими людьми. Несложно предвидеть, что нелояльность таким идеям очень скоро в целом ряде стран может повлечь за собой соответствующую реакцию неумолимого аппарата принуждения, оснащенного могуществом цифровых технологий...
...многие люди в нашей стране обеспокоены самим риском того, что использование технологии, однажды узаконенное в качестве временной меры и в исключительных обстоятельствах, впоследствии может быть возобновлено, существенно расширено и приведет к ограничению основных прав и свобод, а также к вмешательству в частную и личную жизнь людей. Люди обеспокоены введением механизма «разрешительного» порядка предоставления таких прав и возможностей, которые ранее никем не подвергались сомнению и были общедоступными. Фактически возникает простой и, что важно, внесудебный механизм отлучения человека от базовых прав - таких, например, как свобода передвижения или нахождения в общественных местах, пока данный человек не выполнит условия выдачи QR-кода. Другими словами, вопрос не в связи между вакцинацией и QR-кодами, а в том, как эта система может быть использована в будущем...
...было бы совершенно немыслимо, чтобы для входа в храм от прихожанина требовалось предъявление QR-кода или какого-либо иного гражданского разрешительного документа...
...Важно помнить, что любые технологии только тогда могут приносить пользу, когда они подконтрольны человеку, а не когда человеческая жизнь ставится в зависимость от обезличенной технологии. Более того, использование инструментов, могущих затронуть личную жизнь и свободу каждого человека, должно проистекать из общественного консенсуса и контролироваться обществом.
При этом должен сказать, что неуместными и греховными являются рассуждения о вакцинации или о присвоении в связи с ней QR-кода как о будто бы «печати антихриста». Грехом является и сеяние паники. Такие рассуждения уводят людей от понимания того, что порабощение антихристу состоит в отказе от верности Господу в своих делах, словах, в отказе от пребывания в Церкви, - а пресловутая «печать» является лишь внешним знаком, видимым выражением совершившейся апостасии, от которой будем твердо хранить себя в любви ко Христу."
(22 декабря 2021 года. Из доклада на Епархиальном собрании Московской Епархии. Полностью доклад тут:
http://www.patriarchia.ru/db/text/5875072.html)
Что можно сказать в целом об обращении святейшего?
Во-первых, понятно, что если такое обращение появилось, значит, в среде церковной очень значительная часть архиерейства, которое настроено решительно против позиции полного и тотального одобрения того, что делает власть в направлении построения цифрового полицейского государства и мнение митрополита Илариона Алфеева с его поголовным вакцинированием священства и штрафами для не привитых непопулярно. Иначе, конечно, такого заявления не случилось бы.
Во-вторых, это означает, что подавляющее большинство мирян настроено еще более решительно, потому как иначе не довело бы священство это до архиерейства, а последнее до предстоятеля то, что возможны различные последствия, вплоть до самых печальных, если Церковь не скажет своего слова по этому вопросу. Иначе, конечно, епископату (не всему, конечно, но молчаливому большинству) также было бы на это фиолетово. Но тут возник страх лишиться значительной части паствы.
Что же до обращения, то я, конечно, рад, что оно случилось хотя бы и через полтора года после того, как должно было бы случиться и хотя бы и в таком мягком и лояльном в тому, что делает власть виде. Это хотя бы что-то. Слава Богу за все!
Разумеется, верующий православный люд ждал бы и был бы предельно благодарен святейшему, если бы он прямо заявил, что вообще никакое разделение людей и принятие никаких кодов недопустимо, и что те из депутатов, что себя идентифицирует как православного, но не проголосует против такого закона будет отлучен от Церкви (также как тот из них, кто не проголосует за отмену абортов). Но этого ожидаемо не произошло. Но, повторю, то, что случилось, наверное, сейчас вершина того сопротивления, на которое способна наше церковная власть и даже за это уже ей великая благодарность.
А как будет дальше, Бог даст, узнаем, если доживем.
Храни нас всех Господь и Матерь Божья!