13 (26) декабря 2021 года.Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Dec 26, 2021 06:01

Продолжение…

Благоверный Глеб Василькович (Васильевич), князь Ростовский и Белозерский, родоначальник белозерских князей, благоверный, местночтимый святой



(Свв. блгвв. кнн. Василько и Глеб Ростовские (фрагмент иконы "Собор Ростовских святых", автор А. Полещук, 2006 г.). Свято-Троицкий Варницкий монастырь, Ростов Великий)

Память 13 декабря (Белозерск.) и в Соборах Вологодских и Ростово-Ярославских святых

Родился 2 мая 1237 года (или в 1236), младший сын ростовского князя Василько (Василия) Константиновича (+ 1238) и княгини Марии Михайловны (+ 1271), дочери черниговского князя Михаила Всеволодовича.

Неизвестно, когда в составе обширного Ростовского княжества был выделен для Глеба Васильковича Белозерский удел: по завещанию отца, мученически погибшего от рук татар в 1238 году, либо позже - по инициативе матери (управлявшей княжеством в годы малолетства сыновей) или старшего брата Глеба - Бориса Васильковича, который, повзрослев, начал княжить в Ростове. Самостоятельное правление князя Глеба началось, видимо, в 1251 году, под которым летописи сообщают, что он "поеха… на Белоозеро в свою отчину". Будучи белозерским князем, Глеб Василькович сохранял тесную связь с Ростовом, часто бывал там и, по-видимому, играл важную роль в политической и церковной жизни Ростовской земли. Вместе с братом и матерью он выступил инициатором прославления князя-мученика Михаила Черниговского и строительства посвященного ему храма в Ростове, в 1261 году по благословению Киевского митр. Кирилла III вместе с братом и блгв. кн. Александром Ярославичем Невским принимал участие в определении архим. ростовского Авраамиева Богоявленского монастыря Игнатия в помощники состарившемуся Ростовскому еп. Кириллу II.

Активными были контакты Глеба Васильковича с ордынскими властями. Один или вместе с другими князьями он несколько раз ездил ко двору монгольских ханов и около 1257 года первым из потомков Рюрика женился на знатной монголке (в крещении Феодоре), за которой ездил в Каракорум; в 1277 году вместе с сородичами участвовал в походе ордынского хана Менгу-Тимура на алан (ясов), в 1278 году отправил для участия в новой ханской войне сына Михаила. Однако (вопреки мнению А. Н. Насонова) нет оснований говорить о "протатарской" ориентации князя Глеба. В отношении монголо-татар он (как и его брат Борис) придерживался, как следует думать, той же политической линии, что и блгв. кн. Александр Невский, который в условиях непрекращающегося военного и конфессионального натиска католического Запада видел в лояльности к Орде средство оградить Русь от новых набегов, сохранить православную веру и создать условия для накопления сил внутри страны. Ростовская литература 3-й четверти XIII века пронизана идеей духовного противостояния чужеземному игу, а оформившееся в Ростове в это время почитание князя-мученика Михаила Черниговского характеризовалось заметной антиордынской тенденцией.

После смерти брата в 1277 году князь Глеб занял ростовский стол. Недолгое его правление в Ростове было ознаменовано оживлением придворного княжеского летописания, почти угасшего в предыдущие годы. От брака с Феодорой (+ 1273) Глеб Василькович имел сыновей, о числе которых источники сохранили противоречивые сведения. До зрелых лет дожил по крайней мере один - Михаил (+ 1293), которого в 1278 году отец женил на дочери блгв. кн. Феодора Ростиславича Чёрного.

Князь Глеб Василькович скончался 13 декабря 1278 года в Ростове.

Погребен в ростовском Успенском соборе, однако спустя 9 недель по распоряжению Ростовского еп. Игнатия останки князя были перезахоронены в основанном кнг. Марией Михайловной ростовском монастыре Спасском на Песках. Можно предположить, что епископ сделал это под давлением нового ростовского кн. Дмитрия Борисовича, не признававшего прав покойного дяди на Ростов и не желавшего видеть его могилу в усыпальнице ростовских князей. Митр. Кирилл III расценил перезахоронение князя Глеба как незаконное и повелел епископу каяться "за то дело... до своея смерти". В настоящее время местоположение могилы князя Глеба неизвестно. В г. Белозерске сохранялось устойчивое предание, записанное впервые не позднее конца XVI века, что останки Глеба Васильковича покоятся в покинутом жителями в конце XIV века г. Белоозеро, в часовне, построенной на месте городского собора во имя свт. Василия Великого (часовня и курган, на котором она стояла, были разрушены в 1950-х годах). В рукописи сохранился рисунок середины XVII века с изображением часовни и припиской, что там "почивает благоверныи князь Глеб Василевич Белоозерьскии" и находится "гроб князя Глеба".

Храмоздательная деятельность князя

По словам летописного некролога, составленного вскоре после смерти князя, Глеб Василькович "церкви многи създа и украси иконами и книгами".

Более поздние источники, частично опирающиеся на местные предания и содержащие многочисленные противоречия и анахронизмы, рассказывают об основании князем двух монастырей.

"Указ о кормах праздничных и задушных" Усть-Шехонского монастыря (кон. XVI в.) и Повесть об Усть-Шехонском монастыре (нач. XVII в.) сообщают, что, после того как ослепший сын князя Михаил Глебович получил исцеление от чудотворного образа Св. Троицы, князь построил на одном из островов Белого оз. у истока р. Шексны деревянный Троицкий храм и создал вокруг него монастырь, обеспечив его всем необходимым; Усть-Шехонский Троицкий монастырь стал первой иноческой обителью в белозерских землях. Впрочем, есть серьезные основания считать, что Усть-Шехонская обитель могла быть основана на рубеже XIV и XV вв.).

С еще большей осторожностью следует относиться к сведениям, приведенным Паисием (Ярославовым) (+ 1501) в Сказании о Спасо-Каменном монастыре. Сказание повествует, как во время путешествия по Кубенскому оз. белозерский кн. «Глеб Борисович [так в источнике], внук князя Константина Ростовскаго Всеволодича» был застигнут штормом и дал обет поставить церковь и основать монастырь во имя того святого, на память которого судно достигнет берега. В праздник Преображения Господня княжеский насад вынесло к Каменному острову, где подвизалась небольшая община иноков, не имевшая своей церкви. Исполняя обет, князь повелел поставить на острове деревянный Преображенский храм, снабдил его иконами и книгами, а также дал богатую милостыню на устроение обители. Кроме того, источник сообщает о строительстве по приказу князя двух каналов на реках Сухоне и Вологде, призванных облегчить судоходство и впоследствии получивших наименование «Княже-Глебовых простей» (память о них сохранилась в Вологодской губ. еще в XIX веке). Рассказ об основании Спасо-Каменного монастыря в Сказании изобилует анахронизмами и ошибками: напр., плавание князя по Кубенскому озеру отнесено к 1341 (или 1342) году с уточнением, что было это "при великом князе Иване Даниловиче" (1328-1340), в данный период эти земли входили в другое княжество - Ярославское,- и др.

Почитание

В летописном некрологе о князе Глебе сказано, что он был богобоязненным, смиренным и щедрым, выкупал попавших в плен к татарам русских, помогал обездоленным: "Многи христианы, обидимыа от них [татар], избави и печалныа утешая, брашно свое и питие нещадно требующим подавая". Согласно «Указу о кормах» Усть-Шехонского монастыря, в конце XVI века в обители выставлялся "корм болшеи по благоверномь по князе Глебе Васильевиче Ростовском" в день его именин - 24 июля. По свидетельству С. П. Шевырёва, побывавшего в Белозерске в 1847 году, Глеб Василькович почитался в городе. В XIX веке на память святых Бориса и Глеба по Глебу Васильковичу совершалась панихида в Васильевской часовне. О князе Глебе писали агиографы на рубеже XIX и XX веков: архим. Леонид (Кавелин) назвал его в числе святых с днем памяти 24 июля, архиеп. Димитрий (Самбикин) поместил жизнеописание князя под 13 декабря (день кончины) и отнес к местночтимым святым, архиеп. Сергий (Спасский) упомянул его в списке неканонизированных подвижников. В 1964 году, при установлении празднования Собору Ростово-Ярославских святых, князь Глеб Ростовский был включен в состав Собора.

Изображения князя

Изображения князя Глеба Васильковича представлены на миниатюрах Лицевого летописного свода 1570-х годов, в частности первого Остермановского тома, куда включены основные события жизни блгв. князя: женитьба в Орде, возвращение Васильковичей в Ростов (молитва у иконы Божией Матери и благословение свт. Кирилла и матери вел. кнг. Марии), рождение сына Михаила, длительная болезнь после поездки к татарам (изображен на одре и в молитве пред иконой), присутствие на постриге перед смертью блгв. кн. Димитрия Святославича, преставление кнг. Феодоры, поездка князей в Орду, вокняжение князя Глеба в Ростове (восседает на престоле, с жезлом в руке, в окружении слуг), война с ханом Менгу-Тимуром, молитва после возвращения в Ростов, венчание сына и пир в Ярославле, князь Глеб посылает сына "в татары на войну", преставление и погребение блгв. князя (неск. миниатюр с рассказом о его добродетелях), перезахоронение гроба в монастыре. В ранний период князь Глеб изображен молодым, безбородым, в традиционных княжеских одеждах, на ростовском княжении - средовеком, с кудрявыми волосами и короткой бородой, тоже без индивидуальной характеристики и нимба.

На миниатюре, иллюстрирующей текст Сказания о Каменном монастыре в составе сборника житий Вологодских святых конца XVII века, судно князя во время шторма прибивает волной к Каменному острову (где "изыдоша в сретение его старцы пустынножители"), юный Глеб Василькович, с кудрявыми волосами, молится впереди слуг (в надписи ошибочно назван Глебом Константиновичем), на него указывает монах, стоящий у кельи.
(По материалам: https://drevo-info.ru/articles/13678478.html)

Святые дня, Православие

Previous post Next post
Up