Продолжение…
Преподобная Одилия Эльзасская (Odilia, Ot[t]ilia), игумения Хоэнбургская
Около 660 года у Эльзасского герцога Аттиха (или Этихона), который долго ожидал своего первенца-наследника, вместо него родилась слепая девочка. Для франков того времени такой ребёнок являлся позором для отца, и в порыве гнева Аттих велел умертвить ребенка. Однако, его благочестивая жена Бецвинда, едва оправившись от родов, спасла дитя. По тайной договоренности с кормилицей, будущая святая была отправлена в один из монастырей близ Безансона, название которого не разглашалось. Там, среди монахинь, она воспитывалась и возрастала духовно до 12 лет, но природная слепота была для маленькой девочки тяжелым жребием. Кроме того, ее никак не решались крестить.
По преданию, странствующий преподобный епископ Регенсбургский Эрхард, во сне увидел ангела, который повелел ему отправиться на Рейн, найти слепую девочку в монастыре и крестить её. Святой не замедлил пуститься в путь и прибыл в обитель. Он преподал ей христианское учение и окрестил ее с именем Одилия - "дочь света". При совершении таинства крещения, по молитва Эрхарда, девушка чудесно прозрела. Пораженная чудом, она решилась всю свою жизнь посвятить Господу.
Через несколько лет весть о ее чудесном исцелении дошла до двора её отца-герцога. К тому времени Бецвинда уже родила ему других детей, а вести об Одилии долго держались в секрете от отца. Наконец, мать посвятила юного брата Одилии в её тайну. Тот был обрадован и привез её из монастыря к отцу. Видя красоту дочери, Аттих решил выдать ее замуж и таким образом расширить свои владения, однако святая давно избрала для себя путь служения Богу и отказала. Герцог Аттих впал в ярость и в припадке злобы умертвил своего сына. По горячим молитвам Одилии, которой Господь к этому времени даровал силу творить чудеса и исцелять людей, юноша воскрес, но святой пришлось спасаться бегством. На этот раз отец и его слуги кинулись в погоню с целью убить «неугодную и непослушную» дочь. По дороге Одилии встретилось узкое ущелье и она решила спрятаться в нем. Подоспевшая погоня попыталась также проникнуть в ущелье, но случился камнепад, герцог был тяжело ранен и от попытки наказать беглянку пришлось отказаться.
Только спустя много лет, когда слава о святой Одилии распространилась по всему Эльзасу и даже за его пределами, будучи больным и недужным, отец простил дочери ее непослушание и чтобы как-то заладить ссору, подарил ей Языческую гору с замком Флих. Святая Одилия основала в своём новом владении Хоэнбургский монастырь (Hohenburg), где монахини жили по уставу святого Венедикта, а сама она сделалась игуменией. В этом же монастыре поселились престарелые родители Одилии, за которыми до их последних дней жизни она ухаживала, всегда относясь к ним с почтением и любовью.
Предание рассказывает также, что однажды в видении, спустя десять лет после основания первого монастыря, святой Одилии явился особо чтимый ей святой Иоанн Креститель и указал основать еще один монастырь под горой, что святая с благоговением и сделала. Так появился второй женский монастырь, получивший название Нижнего (Niedermünster). Здесь была устроена большая лечебница, куда стекались больные и сирые со всего Эльзаса, получая телесное и духовное исцеление и помощь. Тут преподобная сотворила и еще одно чудо: по ее молитвам из скалы забил источник святой воды, которая до сих пор исцеляет страждущих, особенно глазными болезнями.
Одилия зарание узнала время своей кончины. Чтобы не беспокоить своих сестер о Господе, она отослала их в церковь помолиться о своем здравии. Когда монахини вернулись со службы, они застали игуменью уже усопшей. Со слезами сестры стали просить Господа отсрочить кончину святой Одилии, чтобы достойно приготовить ее к вечной жизни и Господь выполнил их просьбу - святая Одилия ожила. При этом она назидательно сказала сестрам, что они зря ее потревожили, и что в Царствии Небесном такая благодать, которую «глазам невозможно узреть, ушам услышать, но только сердце может созерцать это в молитвенной тишине». После этого она взяла чашу и, причастившись Тела и Крови Христовой, окончательно отошла в вечность. Это случилось 13 декабря 723 года. Тело ее было положено в раку в монастырской часовне.
(Саркофаг с мощами святой Одилии в б. Хоэнбургском монастыре)
Мощи и почитание
По кончине святой Одилии недужные продолжали приходить в монастырь, прося заступничества святой, и получали исцеление. Неоднократно монастырь разрушался, закрывался, и восстанавливался вновь, но мощи святой Одилии сохранялись монахинями. Многочисленные исцеления и чудеса, происходившие у мощей святой, прославили горную обитель, ставшую очень известным местом паломничества. Гора, на которой подвизалась святая, стала известа её именем - Монт-Сэнт-Одиль или Одилиенберг. Существуют свидетельства, что еще в 1546 году паломники, приходившие к мощам святой Одилии, приступали к той же чаше, из которой она приняла последнее причастие.
Святая Одилия стала чтиться святой покровительницей Эльзаса, а также целительницей особенно от болезней глаз. Её изображения представляют её с игуменским посохом и открытым Евангелием, на страницах которого рисуются глаза. Изредка встречаются изображения её с чашей и глазами в ней.
Бо́льшая часть мощей святой Одилии продолжает сохраняться в каменном саркафаге в бывшем Хоэнбургском монастыре, ныне обращенном в туристический центр. Здесь же, в живописном предгорье, до сих пор бъёт ключ с водой, которая исцеляет незрячих. Как и прежде, это место остается одним из самых значимых мест паломничества во Франции, принимая в начале XXI века около 2 млн. паломников в год. Значительные частицы мощей святой Одилии имеются в Германии - в церкви Вилерс Тэнг (Weilers Taing) близ города Эрдинг (Erding); в церкви святой Одилии в городе Дормаген (Dormagen); в церкви Марии Магдалины в городе Вупперталь (Wuppertal-Beyenburg); в базилике святого Ламберта в городе Дюссельдорф. Частицы мощей также разошлись по многим странам, но особенным почитанием Одилия пользуется во Франции и Германии. Почитание преподобной Одилии в Православной Церкви было официально возрождено по благословению владыки Русской Православной Церкви архиепископа Берлинского Феофана, как местночтимой святой.
C 22 февраля 2012 года на ставропигиальном приходе Всех Святых города Страсбурга находится икона преподобной Одилии. Икона была специально написана для русской православной общины Страсбурга в Свято- Елизаветинском женском монастыре города Минска в традициях православной иконографии. В икону вмонтирован мощевик с частицей мощей святой, подаренной приходу в Страсбурге сестрами белорусской обители. Икона была изготовлена на доброхотные пожертвования прихожан храма Всех Святых.
На приходе Всех Святых также были составлены тропарь и кондак святой.
Тропарь
глас 4
Якоже слепый от рождения в Силоамстем источнице, зрение в купели крещения обрела еси. Телесныма и духовныма очима прозрев, единому Господу служити восхотела еси, богомудрием и трудами многими благодать стяжала еси. Сего ради яко дщерь света восхваляем тя, препообная мати Одилие, да молитвами твоими Христос, Свет истинный, просветит души наша и введет в чертоги небесныя.
Кондак
глас 3
Не уведе отец твой силы Божия в немощи совершаемыя, гнева и ярости исполнися и смерти тя предать восхоте. Обаче в велиих знамениих позна волю Господню, и во обитель на горе высоце всели тя. Ты же яко светильник многосветлый, всем взыскующим спасения светила еси, и множество мудрых дев собрала еси. Ныне же на небесех предстоя, славная Одилие, всех приступающих к мощем твоим токами благодати обильно напаяеши.
Священномученик Гавриил (Раич), архиепископ Печский, патриарх Сербский
Священномученик Гавриил (Райич) взошел на патриарший престол в тяжелое для Сербской Церкви время турецкого владычества. Он стоял у кормила Церкви с 1648 по 1655 гг., заботясь о вверенном ему стаде словесных овец. Блаженный Гавриил прилагал немало трудов для укрепления церковного порядка и мира. Однако со временем положение Церкви стало ухудшаться. "С одной стороны, - пишет преподобный Иустин (Попович), - были турецкие власти, творившие различные насилия и требовавшие от Церкви огромной подати, а с другой стороны - сильная католическая пропаганда, которая через папских "миссионеров" пыталась в Сербии, как и среди других православных народов на Балканах, посеять семена унии".
В 1649 году святитель посетил Константинополь для уплаты положенной подати и подтверждения своего архипастырского положения. Исполняя свой пастырский долг, патриарх Гавриил объезжал отдаленные уголки сербских земель. Так в 1650- 1651 гг. он совершил много миссионерских поездок, поучая народ закону Божию и укрепляя в вере отцов, чтобы православная паства могла твердо противостоять давлению римской пропаганды. Патриарх посещал наиболее отдаленные сербские земли к северу от Дуная, где униатское влияние было особенно велико.
В 1653 году святитель побывал в Валахии и Молдавии, где на некоторое время задержался у воеводы Матии Басараба, выполняя возложенную на него политическую миссию: Сербский патриарх содействовал примирению Матии Бесараба с гетманом Богданом Хмельницким. Далее патриарх продолжил путь в единоверную Россию и в середине 1654 года прибыл в Москву, где ему был оказан радушный прием. Главной целью поездки святителя был сбор милостыни для многострадальной Сербской Церкви. Летописец отмечает, что в то время наблюдалось великое оскудение, и в сербских церквях и монастырях недоставало необходимой богослужебной утвари.
Помимо сбора милостыни, патриарх имел и еще одно намерение. В Москве он хотел напечатать привезенный им "Типик. Избрание многое от тридцати четырех книг на латинскую ересь" Солунского митрополита Нила Кавасилы. Святитель осознавал насущную необходимость в книге, где бы подробно рассматривались различные полемические вопросы. В Москве сербского святителя дважды принимал царь Алексей Михайлович, а с патриархом Никоном у него сложились близкие дружественные отношения, и он даже принимал активное участие в Московском Соборе 1655 года.
Под давлением различных обстоятельств патриарх Гавриил хотел остаться в России надолго и послал в Сербию доверенных лиц с предложением об избрании для Церкви нового предстоятеля. И действительно, вскоре на патриарший престол был возведен патриарх Максим (1655-1674). Впрочем, позднее святитель Гавриил решил вернуться к своей пастве. Возвратившись в свое отечество, он, по-видимому, опять хотел занять патриарший престол, но ему это не удалось во многом благодаря сопротивлению турецких властей. Сведений о дальнейших обстоятельствах его возвращения и деятельности на родине практически не сохранилось.
Известно, однако, что блаженный Гавриил был обвинен турками в измене и оклеветан иудеями, озлобленными на него за обращение некоторых их соплеменников в христианство. Было распространено обвинение, что он крестил турок, за что патриарх был схвачен и доставлен в Брусу, где в тот момент находились султан и великий визирь. Услышав наговоры, визирь с особой строгостью допросил патриарха, и, убедившись в фальсификации, сказал святителю:
- Тебя обвиняют в государственной измене, и по нашему закону ты должен быть казнен. Но если ты отречешься от своей веры и перейдешь в нашу, я дарую тебе свободу, окажу величайшие почести, дабы ты проводил жизнь во всяком довольстве, чести и славе.
Услышав эти слова, блаженный патриарх Гавриил, нимало не поколебавшись, смело ответил:
- Я совершенно не виновен, и это ясно любому. Что же до того, чтобы оставить свою веру и перейти в вашу и тем избежать смерти, то, покуда я нахожусь в здравом уме, согласиться на это не смогу. Я готов претерпеть с помощью Христа тысячи мучений и хотел бы умереть из любви к Нему не один, а сотни раз, если бы такое было возможно. А почести и мнимые временные блага, что ты сулишь мне, пусть останутся вам.
После такого ответа исповедник был осужден на повешение и предан в руки мучителям, которые истязали его и подвергали пыткам, надеясь все же принудить отречься от Христа и принять ислам. Но храбрый воин Христов не только терпел все мучения с великим мужеством, но и испытывал неизреченную радость от того, что удостоился пострадать за своего Владыку. Видя твердость духа и непоколебимость веры святителя, мучители, наконец, повесили его. Так в 1659 году святой патриарх-мученик Гавриил предал свою святую и блаженную душу в руки Божий и отошел ко своему возлюбленному Господу, дабы получить от Него венец в Царствии Небесном.
Преподобный Герман Аляскинский
Об этом угоднике Божьем я подробно рассказывал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/609597.html Святитель Гавриил (Кикодзе) , епископ Имеретинский
Память 25 января (Груз.), 13 декабря (Груз.)
В миру Кикодзе Герасим Максимович, родился 15 ноября 1825 года в селе Бахви Озургетского уезда Кутаисской губернии в семье священника, происходившего из дворян Гурийской области.
В 1840-1845 годах он учился в Тифлисской, а затем в Псковской и Петербургской духовных семинариях. Затем он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1849 году со степенью кандидата богословия. В том же году он женился и вернулся в Грузию, где он был назначен исполняющим обязанности инспектора Тифлисской духовной семинарии, в которой преподавал богословские и физико-математические науки.
В 1850 году он был удостоен степени магистра богословия за сочинение на тему: "Рассуждения о том, что религиозное, нравственное и гражданское состояние народов, современных явлений Мессии доказывают необходимость Его пришествия на землю" и был назначен инспектором той же семинарии.
В 1854 году он был рукоположен во диакона, и в том же году 8 ноября - во священника.
В 1856 его постигло страшное горе: от эпидемии умерли жена и пятеро детей. После этой трагедии, по благословению экзарха Исидора он принял монашеский постриг в монастыре Давид-Гареджи 6 октября 1856 года с именем Гавриила. 6 января 1858 года он был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Давидо-Гареджийской обители.
6 декабря того же года был хиротонисан во епископа Горийского, викария Грузинского Экзархата и вместе с тем назначен членом Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы и настоятелем Шуамтского монастыря в Кахетии.
2 июня 1860 года был назначен на Имеретинскую кафедру, на которой состоял до дня своей кончины, т.е. более 35 лет. Вдобавок к этому служению, 30 мая 1869 года ему было поручено управление Абхазской епархией, которой он управлял до 1886 года.
Святой Гавриил неустанно добивался укрепления веры в своей пастве, постоянно объезжал деревни и сёла, проповедовал и всесторонне помогал нуждающимся. Самое сильное влияние на паству оказывала сама личность епископа, его личный пример. За его самоотверженную миссионерскую деятельность его назвали "апостолом Абхазии". Он как простой миссионер лично изъездил всю свою область, большей частью верхом, в сопровождении только келейника или еще одного монаха. Биографы называют его "мужем великого разума", живым образцом кротости, простоты, смирения, отцом вдов и сирот, беспощадным карателем зла и неправды, обличителем лжи и тьмы, восстановителем и вносителем света истины повсюду, куда только мог проникнуть его голос и где только позволяли ему силы. Он был известен и как талантливый проповедник и оратор. Его проповеди еще в 1867 году были переведены на английский и французский языки. Изданы они были в 3-х томах: два грузинских и один русский.
Для владыки не существовало различия между просителями: и стар и млад, князь и крестьянин, родственник, знакомый и незнакомец - все были для него равны и равно могли рассчитывать на его помощь, поддержку и защиту. Он не терпел беззакония и безнравственности, почему нередко обличал нечестивых дворян не взирая на их высокое положение.
Так, незадолго до объявления манифеста об уничтожении крепостного права он в Кутаисском кафедральном соборе произнес речь, в которой, приветствуя наступающий праздник крестьянской свободы, со свойственным ему красноречием яркими красками очертил крепостничество, как явление мрачное и противное учению Христову. Многие оставили храм, послышались ропот и негодование на правдивого оратора, в церкви остались только предводители дворянства с горожанами, которые со вниманием и коленопреклонением слушали красноречивого проповедника. При первом же выражении недовольства, он как бы вышел из обычного спокойного состояния и продолжал с большим воодушевлением. Проповедь окончилась, и обедня отошла. Церковная ограда вся была переполнена возбужденным против преосвященного дворянством. Резкие голоса угроз проповеднику из ограды слышны были и в церкви, у выхода которой стал в угрожающей позе дворянин К. К. с приподнятою из ножен шашкой в руке и с явным, нисколько нескрываемым намерением убить дерзновенного епископа. Преосвященный Гавриил спокойно и не спешно снял облачение и направился к выходу. Проповедник оказался в дверях и бросил взгляд в сторону, где стоял с приподнятой из ножен шашкой дворянин. Все смолкло кругом, густая толпа дворян расступилась, и преосвященный спокойно направился к улице, где стоял его экипаж, но он экипажа не взял и пешком отправился домой. Все кончилось благополучно. К. К. и другие главари разошедшихся дворян растерялись: "победил меня преосвященный. Проклятая рука так и присохла к эфесу сабли", - проговорил взволнованным голосом К. К.
Еще одним примером непреклонности святителя Гавриила служит отказ отпеть в соборе умершего князя, человека безбожного и развратного. Когда его гроб принесли в собор, епископ Гавриил встал на паперти и, повелев положить гроб у ступени, сказал, обращаясь к покойнику: «Зачем ты пришел сюда, ведь при своей жизни ты ни разу не переступил порога храма, что тебе нужно здесь? Теперь уже поздно, ступай, откуда пришел»,- и отказался впустить гроб с покойником в храм.
На всех местах своего служения преосвященный Гавриил обращал главное внимание на умственное и нравственное просвещение сельского духовенства. Его трудами и щедротами было основано Гаврииловское епархиальное женское училище, он учредил много церковно-приходских школ в то время, когда в Кутаисской губернии не было никаких народных школ. По его почину и при его содействии в 1894 году была основана вторая семинария в Грузии - Кутаисская.
Епископ Гавриил был милосердным благотворителем, щедро раздавал пособия вдовам и сиротам своей паствы. Он глубоко сочувствовал положению простого народа и старался помочь делу всенародного начального образования. Многим молодым желающим учиться подавал он руку помощи, предоставлял им свой кров и оплачивал их обучение. Он делил трапезу с этими отроками, ведя долгие беседы, дабы пробудить в них добродетельные мысли, взрастить в их юных душах любовь к смирению. Его девизом было: "Ничего нет моего, все принадлежит Богу". Из дневников епископа Гавриила видно, скольких беспризорных покойников похоронил он, скольких неимущих он одел, скольким он оплатил дорогу, скольким учащимся приобретал учебные принадлежности, скольким больным покупал лекарства. Зимой он нередко посылал анонимно дрова и деньги семьям, потерявшим кормильца.
Простота характера святителя проявлялась даже в одежде, жилище и пище. Нередко посетители, увидев одетого в поношенное монашеское платье старца, принимали его за слугу.
Владыка Гавриил был пылким защитником грузинского языка. Он откровенно и бесстрашно боролся со всеми, кто ущемлял права его родного языка. Гавриил считал, что именно язык является "основным элементом индивидуальности народа" и что любой народ, лишившись родного языка, лишен индивидуальности и традиций. Такое настроение владыки часто сталкивало его с русским экзархом Евсевием и стяжало святителю репутацию "неблагонадежного" у властей.
С другой стороны, у святителя находилось немало недоброжелателей среди грузин. Он получал письма с обвинениями в неправедности, несправедливости, безнравственности, амбициях, и распродаже церковного достояния. В 1885 году был убит его секретарь, известный публицист Евстафий Мчедлидзе (Бослевели). Письма с угрозой получил и владыка. В то время он решил-было покинуть Грузию, но все же остался. Впослдствии он писал: "Моей душевной слабостью было то, что испугался. Но не только за себя я боялся, ибо я уже стар, и жить осталось недолго. Если бы меня убили, какой позор пал бы на весь народ, предавший своего пастыря".
В последние годы у владыки Гавриила началась сильная внутренняя брань, часто мучили его страшные видения - враг рода человеческого начал последнюю битву, дабы духовно победить физически ослабшего старца. За день до кончины владыка непрестанно повторял молитву: "Боже, милостив будь ко мне грешному". Замечательно его посмертное распоряжение, облагодетельствовавшее многие церковно-просветительские общества и учреждения в Кутаиси - все свои сбережения он распределил с благотворительной целью. Скончался он 25 января 1896 года со словами: "Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем". Необыкновенно суровая зима свирепствовала в том году в Западной Грузии. Дороги были завалены снегом и невозможно было перевезти усопшего из Кутаиси в Гелати. Стали ждать погоды, а до тех пор тело владыки Гавриила упокоили в Кутаисском соборном храме.
46 дней прощалась вся Грузия с епископом Гавриилом и за все это время тление не коснулось усопшего. Было опубликовано прощальное обращение епископа Гавриила, в котором владыка давал отпущение грехов всей пастве и сам просил последнего прощения у всех. Погребен он был в Гелатском монастыре. Его погребение было великим духовным торжеством; собралось до 3000 лиц духовенства, участвовавших в погребальной процессии.
(Гелатский монастырь Богородицы близ Кутаиси)
Был прославлен в лике святителей в сентябре 1996 года на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви, в акте канонизации поименован вместе со святителем Александром (Окропиридзе) "вторым апостолом Абхазии".
Священномученик Иаков Дивеевский (Гусев), пресвитер
Память 13 декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Нижегородских святых, Дивеевских святых
Родился 19 октября 1887 года в селе Дивеево Ардатовского уезда Нижегородской губернии в семье протоиерея Иоанна Феофановича Гусева. Старший брат сщмч. Михаила Гусева. Жизнь семьи Гусевых была давно и прочно связана с Серафимо-Дивеевским монастырем. Гусевы приходились родственниками первому священнику обители протоиерею Василию Садовскому, которому сам преподобный Серафим Саровский препоручил "дивеевских сирот".
В 1910 году окончил Нижегородскую духовную семинарию. Женился на Елене Николаевне Виноградовой (род. 1892), родственнице священника Серафимо-Дивеевского монастыря Иоанна Смирнова. В браке родились дети: Вера (род. 1911), Борис (род. 1914), Иван (род. 1915).
30 января 1911 года рукоположен во священника епископом Нижегородским и Арзамасским сщмч. Иоакимом (Левицким), определен к церкви села Худошина Ардатовского уезда. Преподавал в худошинской и кадышевской земских школах Закон Божий.
30 мая 1914 года назначен священником к Никольской церкви села Елизарьева Ардатовского уезда. Был законоучителем земской школы этого же села.
В селе семью священника сразу же полюбили - супружеская чета и их чада отличались особенной добротой и скромностью, радушием и гостеприимством. Сам батюшка был общителен и доступен для своих прихожан. Службу отец Иаков вел благоговейно, молитвенно, на исповедях был внимателен. Любили елизарьевцы и батюшкины проповеди. Они бывали немногословны, но доходили до сердца каждого стоящего в храме. Батюшка говорил тихим голосом, простыми словами объяснял заповеди Божии, призывал соблюдать их, заблудших и нерадивых увещевал не лениться в трудах для своих семей и за все благодарить Господа.
Советская власть установилась в Елизарьеве в феврале 1918 года. Тогда же батюшка, как служитель религиозного культа, был лишен избирательных прав. Лишение избирательных прав влекло за собой целый ряд узаконенных, и еще больший - незаконных притеснений не только по отношению к лишенцам, но и ко всем членам их семей: их могли выселить из квартиры, выслать из города, лишить продовольственных карточек, медицинской помощи, исключить детей из школы.
В 1927 году при ликвидации Серафимо-Дивеевского монастыря был арестован его брат Михаил. После его освобождения семья брата жила у о. Иакова, некоторое время у него же проживали дивеевские сестры, затем о. Иаков нашел им квартиру и помогал материально. По благословению братьев Гусевых из села Пузово перевезли дивеевскую блаженную Марию Ивановну, которая приехала на возу под красным ватным одеялом.
О. Иаков постоянно терпел притеснения со стороны властей. Его обвиняли в противодействии установке радио в селе, в «антисоветской агитации среди отсталой части населения» и в организации развала колхоза.
В 1930 году он был арестован и заключен в тюрьму города Горького. Дом был конфискован.
В 1931 году был вновь арестован и «раскулачен».
В 1935 году, когда власти хотели закрыть церковь, прихожане стали собирать подписи против закрытия храма. Священник был арестован по обвинению в организации среди колхозников подписки «за неотдачу церкви под зернохранилище», но вскоре отпущен. Тогда он не был осужден, но 2 года спустя показания свидетелей и протоколы его допросов были приобщены к уголовному делу 1937 года.
20 ноября 1937 года арестован в храме по обвинению в «антисоветской деятельности»; заключен в тюрьму города Арзамаса Горьковской обл. Виновным себя не признал, на допросах держался достойно и мужественно.
2 декабря 1937 году приговорен к расстрелу Особой тройкой УНКВД по Горьковской обл.
Расстрелян 26 декабря 1937 года в Горьком, погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания определением Священного Синода от 30 июля 2003 года.
Священномученик Владимир Лозина-Лозинский, пресвитер
Память 13 декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Соловецких , в Соборе Санкт-Петербургских святых.
Родился 26 мая 1885 года в городе Духовщина Смоленской губернии, в семье земских врачей. Родители его по убеждениям были народники. В 1888 году мать будущего священномученика заразилась тифом, ухаживая за больными в земской больнице, и умерла. Овдовев, отец Владимира с сыновьями вернулся в Санкт-Петербург, получил место врача на Путиловском заводе и через некоторое время женился. Большая семья, в которой родилось ещё трое детей, была очень дружной, но особым благочестием не отличалась.
Владимир рос очень болезненным и впечатлительным ребёнком, необыкновенно добрым и бескорыстным. Ему был присущ врождённый аристократизм, он прекрасно говорил на европейских языках. В семье Владимира Константиновича считали человеком несколько поверхностным, живущим внешними впечатлениями. При этом он был крайне возбудим,неустойчив и склонен к экзальтации. По воспоминаниям его сестры: "Владимир старался всем выразить сочувствие и заботу, был душой общества, умел всех объединить и развеселить".
В 1904 году успешно окончил гимназию Императорского Человеколюбивого общества и сразу поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
В 1910 году поступил на службу в Правительствующий Сенат. Одновременно молодой юрист продолжал изучать историю архивного дела и через два года окончил археологический институт.
Когда началась I Мировая война, Владимир Константинович, как и многие патриотически настроенные люди, стремился на фронт, но не был взят на действительную службу по состоянии здоровья. В должности помощника начальника Петроградской Санитарной автомобильной колонны он руководил перевозкой раненных с Санкт-Петербургских вокзалов и распределял их по госпиталям, самозабвенно работая целыми сутками.
Когда в 1917 году большевики закрыли Сенат, Владимир Константинович поступил на работу статистиком на Московско-Рыбинскую железную дорогу. Желание стать священником, по-видимому, вызрело в будущем священномученике постепенно, под влиянием русской катастрофы 1917 года. Большим потрясением для него явилось также самоубийство любимого брата Алексея в 1916 году. Впервые он заявил о своём решении стать священником в дни, когда начались открытые гонения на Церковь.
В 1920 году Владимир Константинович был зачислен на первый курс Богословского Института в Петрограде, а в ноябре подал прошение о рукоположении .
Рукоположен во священника. До 1923 года был настоятелем университетской церкви Всех русских святых на Биржевой линии, дом 8 (квартира академика И.И. Срезневского).
Был арестован в 1924 году по делу «Спасское Братство». В тюрьме у него случилось нервное расстройство, что позволило родным его спасти: по хлопотам родственников о. Владимир был освобожден.
Второй арест последовал в феврале 1925 года, и Владимир был приговорён к десяти годам лагерей по обвинению в монархическом заговоре и служении панихид с поминовением Императорской Семьи.
Сначала он отбывал срок на Соловках. Лагерную жизнь батюшка принимал смиренно и безропотно. Он со всеми был приветлив, ласков, любил шутку, острое словцо. По воспоминаниям соузников-соловчан, аристократизм его поведения не исчезал даже тогда, «когда он отвешивал вонючую воблу» в продовольственном ларьке, разносил посылки или мыл управленческие уборные. Но врождённый такт «и, главное, светившаяся в нём глубокая любовь к человеку сглаживали внешние различия с окружающими». Он был «так воздушно-светел, так легко-добр, что кажется являлся воплощением безгрешной чистоты, которую ничто не может запятнать».
На Соловках отца Владимира посещали родные, которые вскоре добились смягчения приговора: в ноябре 1928 года заключение в лагере заменили пятилетней ссылкой в Сибирь. Пробыв несколько месяцев в пересыльной тюрьме Ленинграда, батюшка был отправлен в глухую деревню Пьяново, что в 150 километрах от города Братска Иркутской области.
Одновременно с отцом Владимиром в той же деревне отбывал ссылку также отправленный с Соловков епископ Василий (Зеленцов), непримиримый противник политики митрополита Сергия (Страгородского).
После освобождения батюшка с 1934 года служил в церкви Успения на Волотовом поле в Новгороде, став в 1935 году настоятелем кафедрального Михаило-Архангельского собора, что на Прусской улице. Правящим архиереем Новгородской епархии в то время являлся архиепископ Венедикт (Плотников), знакомый отцу Владимиру по совместному служению в Петрограде.
14 мая 1936 года протоиерей Владимир был арестован вновь, отправлен на обследование в областную больницу для душевнобольных, где признан вменяемым, и 8 декабря 1937 года вместе с группой прихожан опять подвергнут аресту по 58 статье, оговорен как член группы «Народная демократия на основе неогосударственного капитализма», а 26 декабря 1937 года, в Новгороде расстрелян по решению «Особой Тройки» от 19 декабря. Место его захоронения Господь оставил сокровенным.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Об этих и других Новомучениках и Исповедниках Российских, память которых приходится на день сегодняшний, вы можете почитать тут:
http://www.newmartyros.ru/calendar/12-26