Сегодня Православная Церковь чтит память:
Седмица 28-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост
Мчч. Фирса, Левкия и Каллини́ка (249-251); мчч. Филимона, Аполлония, Ариана и Феотиха (286-287); Св. Венанция Фортуната, еп. Пиктавийского (600; Галл.); свт. Фольквина Теруаннского (855; Галл., Нидерл.); прп. Хибальда, игум. Линкольнширского (VII; Кельт. и Брит.); прп. Левкия Волоколамского (ок. 1492; Моск.); свт. Илариона, митр. Суздальского (1707; Нижегор., Владим.); блж. Иоанн Сезеновский (1839; Воронеж., Липецк., Тамбов.).
Сщмч. Николая Ковалева, пресвитера (1937), сщисп. архиепископа Вассиана (Пятницкого) (1940).
Святые дня, молите Бога о нас!
Мученики Филимон, Аполлоний, Ариан и Феотих Антинойские
Святые мученики Филимон, Аполлоний, Ариан и Феотих пострадали за веру в Египте, в г. Антиное, при императоре Диоклитиане (284 - 305). Святой Ариан до своего обращения в Христову веру был гонителем христиан, в том числе мучеников Аполлония и Филимона. Сначала мученик Аполлоний, убоявшись предстоящих страданий, упросил музыканта-язычника Филимона переодеться в его одежды и принести за него жертву идолам. Но неожиданно святой Филимон исповедал себя перед язычниками христианином. Святой Аполлоний раскаялся и также исповедал Христа.
(мч. Филимон)
После истязаний оба мученика были казнены. Их мучитель Ариан, исцелив свой раненый глаз прахом, взятым от могилы Филимона, раскаялся, обратился в христианскую веру и крестился со всем домом и телохранителями. За любовь ко Христу они добровольно пошли на мучения и были преданы смерти. Среди телохранителей старшим был мученик Феотих, поминаемый вместе с другими святыми. Мученики Филимон и Аполлоний скончались 16 марта 286 г., а мученики Ариан и Феотих - 4 марта 287 года.
Мученики Фирс, Левкий и Каллини́к Кесарийские
Святые мученики Фирс, Левкий и Каллиник пострадали за Христа при императоре Декии (249 - 251) в Кесарии Вифинской. Святой Левкий, укоривший правителя Кумврикия за несправедливое преследование христиан, после истязаний был усечен мечом. Святой Фирс, приговоренный к жесточайшим пыткам и истязаниям, перенес их невредимо и Божиим изволением мирно скончался. Языческий жрец Каллиник, видя мужество и чудеса святого Фирса, уверовал во Христа и смело исповедал истинную веру, за что и был усечён мечом.
Святитель Венанций Фортунат, епископ Пуатье
(Портрет Венанция Фортуната. Фрагмент миниатюры из манускрипта Vie de Sainte Radegonde par Venance Fortunat (1100))
Венанций Фортунат (полное имя Венанций Гонорий Клементиан Фортунат; лат. Venantius Fortunatus; между 530 и 540, Дуплавилис [ныне Вальдоббьядене], близ Тревизо, Венеция - ок. 600 или 609, Пуатье, Франкское государство) - епископ Пуатье примерно с 600 года, один из самых известных латинских поэтов и церковных писателей эпохи Меровингов. Современные историки считают его продолжателем Авзония, представителем латинской поэзии «тёмных веков», а также последним поэтом античности.
Местночтимый святой в Корсунской епархии.
Подробное Житие его и литературном творчестве свт. Венанция вы можете почитать тут:
http://onnutrition.ru/p/1982044.html Преподобный Хибальд Барднейский (Hybald, Hibald, Higbald), игумен
Cв. Беда Достопочтенный упоминает о Хибальде, как о человеке большой святости. Он похоронен в Хибальдстоу (Hibaldstow). Он упоминается в Эксетерском мартирологе XI века. Ему посвящены четыре храма в Линкольншире.
Тропарь
глас 4
Thou didst love Christ all thy life, O blessed one, / and longing to work for Him as a hermit / thou didst struggle by the pools and carrs of Lindsey with good works, prayer and labour. / With penitent heart and great love for Christ / thou worked with missionary zeal for the Lord. / Wherefore we cry to thee: / beseech the Lord that our labours may be blessed and that our souls may be saved.
Иной тропарь
Blessed one you loved Christ all your life, / and longing to work for Him as a hermit / you struggled by the pools and carrs of Lindsey with good works, prayer and labour. / With a penitent heart and great love for Christ / you worked with missionary zeal for the Lord. / Wherefore we cry to you: / beseech the Lord that our labours may be blessed and that our souls may be saved.
Святитель Фольквин (Folkwin), епископ Теруаннский
Родился в Галлии. Фольквин происходил из побочной ветви династии Каролингов. Согласно житию святого, написанному во второй половине X века, его отцом был Иероним, внебрачный сын майордома Франкского государства Карла Мартелла, матерью - вестготка Эркенсинда. С детства предназначенный родителями для церковной жизни, Фольквин получил духовное образование, став, по словам жития, одним из лучших знатоков Священного писания своего времени.
Отказавшись от придворной карьеры, Фольквин удалился в один из монастырей, расположенных в окрестностях Теруана. Став здесь известным своей праведной жизнью, в конце 816 года он был избран духовенством и народом этого города в преемники скончавшегося епископа Гримбальда. Получив на это согласие императора Людовика I Благочестивого, в начале 817 года Фольквин был рукоположен в епископский сан. Вероятно, эту церемонию провёл архиепископ Реймса Эббон, глава митрополии, в которую входила Теруанская епархия.
Взойдя на епископскую кафедру, Фольквин все свои усилия направил на исправление церковной дисциплины, во многом забытой при его предшественниках, а также заботе о пастве, сильно страдавшей от начавшихся в это время набегов викингов. Житие святого описывает его как благотворителя простых людей и порицателя злоупотреблений знати, не любившего посещать королевский двор, но уважаемого многими придворными за своё благочестие.
В 843 году перенёс мощи святого Авдомара (Audomar) в монастырь святого Бертина в Теруанне.
Скончался 15 декабря 855 года в Эскельбек-сюр-л'Изере (Esquelbecq-sur-l'Yser) (ныне Франция).
Почитание
Его мощи были обретены в 928 году. Следующее перенесение мощей состоялось в 1181 году.
Считается святым покровителем нескольких городов, в том числе, Эскельбека, Питгама и Волькеренкова.
Святитель Иларион , митрополит Суздальский и Юрьевский
Память 14 декабря, в Соборах Владимирских и Нижегородских святых
В миру Иоанн Ананиевич, родился 13 ноября 1631 года.
Детство провел в Нижегородском Зачатиевском монастыре, где он жил вместе с отцом, овдовевшим и принявшим монашество священником. Наблюдая за суровыми иноческими подвигами, Иоанн рано воспитал в себе кротость, послушание, добрый нрав и усердие к исполнению иноческих правил. Отец надеялся, что сын его навсегда останется в монастыре. Но Богу угодно было вести его другим путем.
Однажды Иоанн поехал навестить своих братьев, которые уговорили его вступить в брак. Через полтора года жена его умерла, и он принял это как указание Божие на вступление в иноческую жизнь. По совету одного клирика он отправился во Флорищеву пустынь, в которой жило несколько строгих подвижников. Побывав в ней, он всей душой полюбил пустынь и пообещал жившим в ней старцам вернуться вновь после устройства своих дел. Но его встретили новые искушения. По совету братьев он едва не вступил во второй брак. Но Господь вразумил его особым знамением. Трижды Иоанн был наказан слепотой, как только задумывал нарушить свой обет. Пораженный слепотой, он горячо молился пред ракой преп. Сергия. Преподобный явился ему во сне и повелел идти во Флорищеву пустынь, и Иоанн прозрел. Теперь он уже не колебался.
В 1652 г. был пострижен в монашество с именем Илариона и рукоположен во иеродиакона епископом Коломенским Павлом.
О. Иларион поселился во Флорищевой пустыни и приобрел известность строгой подвижнической жизнью отшельника. Он сделался известным патриарху Никону, к которому он примкнул в деле исправления книг.
22 мая 1655 г. рукоположен во иеромонаха патриархом Никоном и назначен строителем Флорищевой пустыни. Он неусыпно заботился о благоустройстве и украшении своей обители. ввел строгий устав.
Жизнь в пустыни для Илариона не отличалась спокойствием. Он не раз подвергался нападениям разбойников, обитавших в лесах, окружавших пустыню. Его жестоко пытали и требовали указать, где находятся сокровища.
Около 30 лет провел Иларион во Флорищевой пустыни (был настоятелем-игуменом пустыни) и за это время приобрел себе добрую славу.
В 1681 году при нем прославилась Флорищевская икона Божией Матери, местночтимая святыня.
11 декабря 1681 г. он был хиротонисан во епископа Суздальского.
С принятием высокого сана он не уменьшил своих подвигов и вел жизнь, подобную древним отцам-пустынникам. Для него существовала норма - 1000 поклонов ежедневно. Его колени и руки от этого покрылись коростой. Пищу вкушал через день, иногда через два или три, а в посты оставался без пищи по неделям. Изнурял себя тяжелым трудом. В свободное время любил читать Св. Писание.
25 марта 1682 года был возведен в сан митрополита патриархом Иоакимом. Тогда же, при венчании второго брака царя, получил белый клобук.
Он построил в своей епархии до 70 церквей. Старался возвысить нравственный уровень приходского духовенства.
Много своих средств он тратил на благотворительные цели. Одной из важнейших добродетелей в человеке он считал гостеприимство. Поэтому принимал к себе всех без исключения - кормил нищих и убогих, помогал бедным.
За его богоугодную жизнь Господь наградил митр. Илариона даром слез, даром прозорливости и дал ему власть над нечистыми духами.
28 февраля 1705 года был уволен на покой.
Незадолго до кончины лишился зрения, но продолжал богослужения. На вопрос одного протопресвитера, как он без зрения совершает литургию, ответил, что когда он начинает служить, то у него в этот момент дивно отверзаются очи, и он видит все ясно, а по окончании службы его опять как-будто покрывает какой-то мрак.
Скончался 14 декабря 1707 г. во время пения Херувимской песни. Его тело в течение двух недель находилось в храме и не претерпело изменений.
Погребен в северо-западной части соборного храма в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.
(Спасо-Евфимиевский монастырь - Суздаль - Суздальский район - Владимирская область. Вид на монастырь с колокольни Евфросинии Суздальской)
Монастырь в наши дни не действует, в 1968 году монастырь стал музеем.
Блаженный Иоанн Сезеновский (Быков Иван Лукич), Христа ради юродивый
Память 14 декабря (местн.), в Соборах Воронежских, Липецких и Тамбовских святых
Родился 24 июня 1791 года в селе Горках Коротоякского уезда Воронежской губернии, у крестьянина Луки Ивановича Быкова, дворового человека небогатого помещика Коротоякского уезда Воронежской губернии Федора Кузьмина. По свидетельству ближайших родственников, Иоанн с малых лет отличался кротостью и незлобивостью, любил уединение и безмолвие, чурался детских игр. Отец Иоанна даже в преклонных годах часто ходил на богомолье в Киев и другие святые места. Несколько раз в этих странствиях ему сопутствовал и малолетний сын. А в 15 лет Иоанн по особому Промыслу Божию вступил в духовный подвиг, известный в Православной Церкви под названием юродства Христа ради. Тогда участились и его странствия.
Чтобы прекратить самовольные отлучки дворового, барин отдал его для обучения к столяру. Но ни угрозы, ни наказания не могли его заставить быть внимательным к мирскому делу. Тогда приставили Иоанна пасти стадо.
Вскоре он решил навсегда покинуть родину и отправился в Киев. Здесь, у трапезной Киево-Печерской лавры, вместе с другими нищими он вначале просил милостыню, а через некоторое время был принят в монастырь послушником.
Но помещик уже разыскивал беглого своего раба, и через некоторое время Иоанна заковали в железо и в наказание оставили без питья и пищи. Но чудодейственным путем у Иоанна в достатке было и питья, и просфор, а когда это потребовалось, оковы сами спали с его рук. Вскоре после этого в поместье приехал Василий Федорович сын помещика и друг детства Иоанна, и освободил подвижника из заключения. Блаженный Иоанн ушел из мира, и теперь уже навсегда.
Он некоторое время странствует, питаясь милостыней, а потом знакомится со старицей Дарией Димитриевной Кутуковой. Когда они вместе прибыли к преп. Илариону Троекуровскому, известному своей духовной жизнью старцу, он благословил Иоанна начать затвор в селе Сезеново Тамбовской губернии.
Помещику села Сезеново князь Ф. Несвицкий, получив откровение во сне, не препятствовал подвижнику, и тот поселился в полуразрушенной бане, наглухо забив в ней единственное окно, ему было всего 27 лет. Ночь и большую часть дня Иоанн оставался один и никого не принимал. Изредка лишь выходил на речку Сквирню за водою для себя и для поливки деревьев. В своей келье затворник занимался рукоделием, душеполезным чтением, иногда писал, но большей частью молился. Иногда же в девятом часу вечера пел херувимские песни так, что нельзя было слушать без умиления. Пищу его составляли хлеб, картофель, манная каша, яйца, капуста, приправленные деревянным маслом.
Для приобщения Святых Таин к затворнику приходил его духовник, священник из Лебедяни Феодот Казанский. И сам Иоанн хаживал к нему по ночам для исповеди.
Иоанн никому не показывал своего лица. Только келейник Иоанна, Василий, да еще очень редкие избранные могли видеть затворника. Они описывали Иоанна так: лицо смуглое, волосы длинные, редкие, черные, бороды почти нет, роста он высокого, сутуловат, глаза прищуренные. Немощное тело затворника было обременено железными веригами в 18 фунтов веса, на ногах он носил железные башмаки, обтянутые сукном. Были у него и чугунные четки. Кузнецу города Лебедяни Иакову Кореневу Иоанн заказал посох с крестом наверху. Впоследствии этим же кузнецом подвижнику был сделан другой посох, в 10 фунтов веса.
Слух о строгом затворнике пронесся далеко за пределы места его подвигов, и толпы людей стали стекаться к дверям его кельи. Святой никому не отказывал в беседе, принимал всех приходящих к нему, поучал их словами веры и утешения. Его речь была приветлива и убедительна, хотя и прикрыта притчами и уподоблениями. Он учил главному: исполнять заповеди Божии, быть кротким и незлобивым, тщиться о благе ближнего. Все эти беседы велись Иоанном через закрытые двери кельи.
Подвижник был совершенно чужд корысти. Из жертвуемых посетителями вещей он оставлял себе лишь самое необходимое. Все остальное раздавал бедным, а то выходил ночью в Сезеновский лес, и люди видели потом развешенные на деревьях корзины с плодами, медом, холсты, различную одежду и обувь.
Блаженный за строгую свою подвижническую жизнь был удостоен Господом дара прозорливости. Множившаяся слава подвигов его, привлекавшая все новых почитателей, сильно огорчала затворника. Когда келейнику случалось встречать почитателей Иоанна и иметь с ними разговор, исполненный почтения и похвал в адрес подвижника, то, возвратись к Иоанну, Василий всегда находил его в слезах, причем тот говорил обыкновенно: «Василий, я окаянный грешник и грешнее всего мира.
Слава о затворнике распространилась уже широко, но до сих пор он был дворовым Федора Кузьмина. Верующие стали просить его дать отпускную Иоанну. В конце концов помещик согласился, но потребовал за это тысячу рублей. Деньги были собраны, и Иоанна приписали к Лебедянскому городскому обществу. После приписки затворника к городскому обществу в 1833 году один из его почитателей, Петр Егорович Звягин, выстроил для затворника Иоанна рядом с сезеновской церковью двухэтажную келью в виде столба. Она была в 1853 году обращена в маленький храм в честь Преображения Господня. В 1864 году храм был разобран, и вместо него устроен каменный двухэтажный храм о шести престолах во имя Святой Троицы, где потом покоились мощи затворника Иоанна.
Пророческие слова Иоанна о том, что в Сезёново будет женский монастырь, мало кто тогда воспринимал всерьёз, однако постепенно вокруг подвижника стали собираться вдовы и девицы, желавшие вести благочестивую жизнь под его духовным руководством. В 1838 г., за год до смерти, Иоанн испросил через своих благодетелей благословения и разрешения тогдашнего епископа Тамбовского Арсения (Москвина) построить в с. Сезёново вместо ветхой Казанской церкви новый каменный семипрестольный храм. Благословенная грамота на устроение храма и его архитектурный план были выданы еп. Арсением 12 августа 1838 года. 8 сентября совершилась закладка будущего монастырского храма. Затворник лично своим тяжёлым железным 18-фунтовым посохом размерил его основание, а также пространство, которое должно было войти в церковную ограду, и на местах, предназначенных для престолов, водрузил деревянные кресты. При этом место, избранное Иоанном для строительства храма, было не совсем ровно. Подрядчик и прихожане просили блаженного поставить храм повыше, на местности более ровной, но затворник этому воспротивился, говоря: «Если тронете, то не построите и в двадцать лет, на этом месте покончите в три года».
Окончить начатое строение храма о семи престолах Иоанн Сезёновский поручил своей «присной ученице» Дарии Дмитриевне Кутуковой и, хотя не говорил ей ясно о приближении своей кончины, но неоднократно напоминал, что после него она должна взять на себя попечение как об окончании храма, так и об утверждении и распространении при нём строгого иноческого общежития.
(Сезёновский Иоанно-Казанский епархиальный женский монастырь)
Скончался блаженный Иоанн 14 декабря 1839 года в возрасте 48 лет, из которых 22 года он прожил в затворе. Кончину затворника установили не сразу, обнаружив его через несколько дней в коленопреклоненном положении со скрещенными на груди руками пред келейной иконой. Во время обмывания и одевания тело его не видно было никаких признаков мертвенности: на лице виднелся даже румянец. Для того, чтобы похоронить его в церкви, потребовалось разрешение тамбовского архиерея, и до 12 января 1840 г., т.е., по истечении 28 дней после кончины, гроб стоял в жарко натопленной келье, и не только не было видно следов тления, но тело имело вид только что уснувшего. Несмотря на духоту, все присутствовавшие явственно ощущали благоухание, исходящее от останков святого. Во время отпевания на челе почившего выступили обильные капли маслянистой благоуханной жидкости, от которой больные, помазав пораженные части тела, получали исцеление.
Затворник Иоанн Сезёновский был похоронен в склепе, в нижнем этаже собственной каменной кельи у деревянной Казанской церкви. В день погребения праведника многие больные и бесноватые получили полное освобождение от своего недуга. С тех пор гроб приснопамятного затворника Иоанна стал усердно посещаться паломниками.
(рака с мощами блаженного Иоанна Селезневского в Казанском храме монастыря)
В 1988 г. он был прославлен в Соборе Тамбовских святых.
Священноисповедник Архиепископ Вассиан (Пятницкий)
Память 14 декабря в день кончины, в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Рязанских святых.
В миру Пятницкий Владимир Васильевич, родился 10 марта 1873 года в Москве в семье торговца.
После гимназии окончил юридический факультет Московского Императорского университета в 1902 году. До 1909 года был известным в Москве присяжным поверенным (адвокатом).
Осенью 1909 года поступил в пустынь Святого Параклита послушником, а с весны 1910 года - послушник в Троице-Сергиевой Лавре.
В 1913 году поступил в Московскую духовную академию, где был пострижен в монашество 6 октября того же года с именем Вассиан. 13 октября того же года был рукоположен в сан иеродиакона, а 15 августа 1914 года - в сан иеромонаха.
В 1914-1916 годы, во время Первой мировой войны, служил при военном санитарном поезде.
В 1917 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при академии профессорским стипендиантом.
19 августа 1921 года был хиротонисан во епископа Егорьевского, викария Рязанской епархии. 29 октября того же года, в городе Егорьевске был арестован Рязанской ЧК за то, что "согласился получать жалование, предложенное ему Церковным Советом" и переведен в Рязань. Оттуда был доставлен в Москву, в Бутырскую тюрьму. В январе или феврале 1922 года был освобожден по ходатайству Политического Красного Креста.
С 21 апреля 1923 года Егорьевским викариатством не управлял и служил в Москове, в храме Благовещения на Бережках.
В конце сентября 1923 года присутствовал на собрании епископов в Донском монастыре по вопросу примирения с обновленцами. В своем выступлении он говорил:
"Я слышал на улице, - один из моих знакомых светских людей, встретился и сказал: Владыка, у вас сегодня будет собрание в Михайловском храме. Будете обсуждать о том, как пойти к обновленцам и примириться с ними. Митрополит Евдоким признает патриарха Тихона патриархом, через него откроет Поместный собор, удалит его на покой, сам займет его место, провозгласив себя патриархом. Но едва ли кто пойдет за Евдокимом, потому что он идет против монашества. Как все это могло случиться, и допускаете ли Вы возможность притязаний на патриаршество со стороны митрополита Евдокима?"
Собрание высказалось против сближения с обновленцами и, возможно, опасность увидеть на патриаршем престоле ярого обновленца Евдокима образумила и тех епископов, которые до того допускали возможность пожертвовать патриархом Тихоном ради церковного мира.
12 апреля 1925 году подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру.
22 декабря 1925 года примкнул к григорианскому расколу; вошел в состав Временного Высшего Церковного Совета, возглавляемого архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским).
29 января 1926 года заместителем патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием был запрещен в священнослужении, но вскоре покаялся и был принят в лоно Русской Православной Церкви.
Был назначен 22 июня 1927 года епископом Козловским, управляющим Тамбовской епархией. С 9 апреля 1930 года - архиепископ Тамбовский и Шацкий.
2 ноября 1930 года в Тамбовской области был арестован в составе группы из 15 человек. Был обвинен в том, что "будучи осведомленным о существовании к/р организации, не только не сообщил об этом властям, а наоборот, давал разрешение на освящение "Подпольной церкви"." Через некоторое время дело было отослано в Москву. Из Постановления уполномоченного 6-го отделения СО ОГПУ от 8 января 1931 года:
"...Ликвидированная в ЦЧО к/р монархическая организация "Подпольная Церковь", по существу, является филиалом ликвидированной нами к/р организации в Москве под руководством...иеродиакона Нестора (Николая Ниловича Постникова-Мясникова), каковой фактически руководил организацией в ЦЧО и идейным руководством епископа Гавриила (Абалымова)... А потому, принимая во внимание вышеизложенное, ПОЛАГАЛ БЫ: Следственное дело N 106105 объединить со следственным делом N 104009 Постникова-Мясникова, Абалымова и др. (18 чел.) и считать одним делом за N 104009."
Епископ Вассиан был освобожден из арестного помещения при Комендатуре ПП ОГПУ ЦЧО в 1931 году.
В том же году был участником летней сессии Священного Синода, а 30 сентября 1931 года уволен от присутствия в Синоде во вверенную ему епархию, титулуясь к тому времени Тамбовским и Козловским.
В 1935 году был арестован. 20 февраля 1936 последовало его формальное увольнение от управления Тамбовской епархией. Отбывал ссылку в Северном краю. Там же скончался 27 декабря 1940 года. Место погребения неизвестно.
Святитель Вассиан стал почитаться среди новомучеников и исповедников Российских. Датами его официальной канонизации приводятся 13-16 августа 2000 года (Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви) и 27 декабря того же года (определением Священного Синода). При этом изначально был прославлен как священномученик, но на 2010 год упоминается священноисповедником.
Преподобный Левкий Волоколамский
Память 14 (27) декабря и 17 (30) августа.
Об этом угоднике Божьем можно почитать тут:
https://filin-dimitry.livejournal.com/237445.html Священномученик Николай Ковалев, пресвитер
Память 14 декабря, в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился в 1884 году в Новочеркасске в семье канцелярского служащего.
В 1919 году был рукоположен в сан иерея в Анапе.
В материалах архивного уголовного дела заведенного на отца Николая в Ленинграде в начале 1930-х годов, говорится, что "...в период нахождения в Анапе барона Врангеля, священник Николай Ковалев был избран Городской Думой в комиссию по защите населения от красных".
В 1934 году был арестован в Ленинграде, куда приехал жить и где совершал богослужения на дому. Как "социально опасного элемента" отца Николая приговорили к высылке из Ленинграда.
С 1935 по 1937 года находился в ссылке в городе Атбасаре Северо-Казахстанской области.
22 ноября 1937 года был арестован Атбасарским РО НКВД. На момент ареста был без определенных занятий. На допросе, на требование следователя - рассказать о своей контрреволюционной деятельности - о.Николай ответил: "Контрреволюционной агитацией я никогда не занимался и виновным себя в этом не признаю".
28 ноября тройкой при УНКВД по Северо-Казахстанской области был приговорен к высшей мере наказания.
27 декабря 1937 года был расстрелян.
26 мая 1989 года был реабилитирован прокуратурой Целиноградской области по 1937 году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.