Фридрих Маркворт, в 1942-43 годах командир U-66
Сентябрь 1942 года. U-66 (тип IXC, командир капитан-лейтенант Фридрих Маркворт) пересекает Атлантику по диагонали, возвращаясь во французский Лориан из шестого боевого похода. Действовать пришлось в районе к осту от Малой Антильской гряды, у северного побережья Южной Америки - от Венесуэлы до Французской Гвианы.
U-66 была очень успешной лодкой под командованием корветтен-капитана Рихарда Цаппа; для принявшего лодку Маркворта этот шестой поход лодки был первым командирским, и этот поход показал, что U-66 обрела нового великолепного командира. Кроме удачно выставленных мин в Порт-Кастри (Санта-Лючия), было потоплено девять судов на 49274 тонны, и оверклейм* был совсем небольшим - Маркворт насчитал 52985 тонн. Впрочем, к числу 49274 следует добавить два британских торпедных катера по 32 т каждый, которые подорвались на минах через две недели после того как их выставила U-66 и были повреждены.
* Завышение результатов, обычное дело на войне в силу различных причин объективного и субъективного характера.
9 сентября Маркворт доложил B.d.U.* о выполнении задания: все торпеды израсходованы, потопленный тоннаж такой-то, остаток топлива 23 кбм**, нуждаюсь в дозаправке. Дёниц поблагодарил U-66 за отменную работу и велел возвращаться домой в Лориан, назначив посреди Атлантики дозаправку от подводного танкера U-460 (тип XIV, командир обер-лейтенант Эбе Шноор).
* Befehlshaber der Unterseeboote, штаб командования подводных сил Кригсмарине.
** Кубометров.
Обратный переход был на редкость спокойным. До жутких для немецких подводников весны и лета 1943 года было ещё далеко. Во время перехода Маркворт устроил учебные манёвры для своих офицеров, бросив за борт буй; на следующий день были артиллерийские учения, затем учебное срочное погружение и снова учения - в общем, не было особых причин ожидать чего-то, выходящего из ряда вон.
Однако 12 сентября после проведённого с 16.31 по 17.13 учебного погружения Маркворт записывает в журнале следующее:
«20.00. В течение нескольких дней матрозе* Келлер страдал от желудочных колик и лёгкой лихорадки до [число неразборчиво]. Всё это время Келлер питался под лёгким нажимом кока и инженер-механика, поскольку отказывался от приёма пищи. Спазмы в желудке ослабились. Теперь же у Келлера начинается что-то вроде эпилептических приступов, которые, однако, быстро проходят. С самого начала его болезнь представляется мне фальшью, потому что после возвращения Келлеру предстоит суд из-за нескольких его нарушений. Тем не менее, ему будет предоставлен весь необходимый уход и наблюдение. Сегодня он пачкает свою койку и кубрик, затем я заставляю его товарищей отмыть его. В боевой рубке у Келлера снова случается приступ, который мне кажется весьма наигранным. Спустя минуту-другую Келлер снова в состоянии нормально отвечать и спуститься вниз, хотя и с посторонней помощью. Так как у меня на борту нет средства против таких болезней, я решаю быстрыми ходами идти в точку дозаправки, чтобы как можно скорее добраться до доктора**».
* В журнале написано Matr. II.
** Квалифицированные врачи были, мягко скажем, далеко не в каждом экипаже; обычно на лодках обходились фельдшерами, обязанности которых выполнял кто-нибудь специально обученный из унтер-офицеров. А вот на борту подводных танкеров настоящий доктор-арц был всегда.
В 20.20 Маркворт отправляет радиограмму для B.d.U. (серийный № 269): «Требуется срочная медицинская помощь. Буду в точке дозаправки в 16.00 13 сентября. С 17.00 начну подачу сигналов для пеленгования*. Ветер SSW 4 балла, море 3 балла, сильная облачность, давление 1016 мбар, температура воздуха 25°, квадрат DF 4559. Продолжение последует. Маркворт».
* Чтобы U-460 могла найти U-66 в океане.
Далее Маркворт записывает:
«Во время передачи радиограммы о Келлере снова заботились в присутствии 1-го вахтенного офицера и инженер-механика. При этом Келлер заявил сидящему напротив товарищу, что он всего лишь симулировал приступы, чтобы отомстить своим приятелям. После того, как инженер-механик сообщил мне об этом, я приказал ему допросить Келлера, который сейчас снова лежит в койке. Этот допрос полностью подтверждает мои подозрения. Поскольку Келлер заставил нас поверить в эти симптомы болезни, единственным серьёзным признаком остаётся температура 38,5°C, так что я могу сэкономить топливо - и Шноора, и своё. Поэтому...»
Поэтому в 22.03 Маркворт отправляет B.d.U. следующую радиограмму: «1) Прибытие в точку дозаправки в 10.00 14 сентября. Сигналы для пеленгования с 12.00. 2) Матрозе Келлер признался в двух случаях кражи полевой почты*. 3) После этого намеренное ослабление тела голодовкой до спазмов в желудке. Устранено принудительным приёмом пищи. 4) Симуляция эпилептических приступов, снова пачкание себя и кубрика. 5) Температура 37,5°С, пульс 95. Вопрос: что делать? Маркворт».
* Не совсем понятная фраза (чужие письма тырил, что ли?), поэтому вот немецкий текст: «2) Matr. II Keller zugegeben: Zwofacher feldpostdiebstahl».
23.17. Радиограмма от B.d.U.: «Маркворту. Продолжайте контролировать пульс и температуру. Позвольте ему голодать, не вмешивайтесь. Если необходимо, заприте* его под наблюдением. подготовьте отдельный полный отчёт о допросе и болезни».
* Интересно, а как и куда можно запереть человека на немецкой подводной лодке времён Второй Мировой войны? Разве что в один из гальюнов...
13 сентября.
В 03.52 радиограмма от B.d.U.: «Рандеву Маркворта и Шноора в 18.00 13 сентября в квадрате DF 2765».
В 08.00 Маркворт записывает:
«Сегодня утром пульс у Келлера очень слабый. Дыхание не определяется. Поэтому делаю Келлеру три инъекции лобелина* подряд плюс искусственное дыхание для поддержки. Чтобы как можно быстрее добраться до врача, с 12.22 шли средним ходом на обоих дизелях».
* Лобелин - алкалоид. В медицинской практике применялся в качестве аналептика - как стимулятор дыхания, а в качестве вспомогательных средств - при отказе от курения.
11.52. Радиограмма для B.d.U.: «Сегодня в 08.00 пациент в глубоком бессознательном состоянии, пульс очень слабый, сомнительное дыхание более не определяется. До сих пор три укола лобелина. Иду быстрым ходом в точку рандеву. Квадрат DF 5174, курс 45°, 13 узлов. Сигналы для пеленгования с 15.00. Маркворт».
12.30. Радиограмма для B.d.U.: «Пациент, по-видимому, мёртв. Началось трупное окоченение. Маркворт».
В журнале: «Так как тело Келлера с полудня медленно холодело и твердело, выложили его на носилках в рубке*».
* Странно. А почему не в пустой торпедный аппарат? Намного удобнее...
«20.32. Квадрат DF 2791. Рандеву с U-460, обмен опознавательными.
21.15. Врач на борту U-66. Обследование подтверждает смерть Келлера.
21.42. Врач и 2-й вахтенный офицер убыли на танкер.
22.20. Матрозе Хорст Келлер предан морю.
23.25. 2-й вахтенный офицер возвратился на борт».
На следующий день U-66 дозаправилась и пошла в Лориан. В 12.12 15 сентября Маркворт отправил B.d.U. радиограмму: «1) Шноор сообщает: общие запасы на танкере - 653 кбм топлива, продовольствия на 185 суток. 2) В квадрате CD 9882 «одиночка»; так как он шёл курсом вест, передали его Розенбергу*. 3) Матрозе Келлер умер 13 сентября. 4) Квадрат CD 9868, 38 кбм топлива, ветер N 4 балла, море 3 балла, кучевая облачность 5 баллов, давление 1018 мбар. Маркворт».
* В 10.07 15 сентября с U-66 заметили топы мачт какого-то судна, идущего курсом вест, а через 18 минут встретили «семёрку» U-201 (командир Гюнтер Розенберг). Торпед у Маркворта больше не было, топлива - только-только до базы дойти; поэтому он передал на U-201 сведения о замеченном судне и пошёл прямиком в Лориан.
Вопрос: что это было такое с Хорстом Келлером? Высокую температуру тоже можно симулировать, ничего сложного, это любой мало-мальски опытный матрос знает и умеет, но... умереть от симуляции - это, кгм, как-то странно.
Вообще-то, если честно, я вообще подчас не понимаю, как они там все с ума не сходили. Порою разум отказывается понимать, как можно было там не сойти с ума. Чем больше читаю про немецких подводников, тем больше изумляюсь.
![](https://ic.pics.livejournal.com/filibuster60/15039210/816722/816722_600.jpg)
Лориан, 29 сентября 1942 г. U-66 вернулась из шестого похода. На мостике в белой фуражке Фридрих Маркворт. Потери в походе - матрозе Хорст Келлер.