Воспитание, как компонента профессионального технического образования.

Mar 12, 2021 22:07

Концепция воспитания слаботочников.

В статье Решение проблем ТО СПА на объекте - Методическое пособие заказчику были описаны проблемы и представлены способы их решения. Но реализация рекомендаций на практике выльется в крысиные бега по сюжету одноименного фильма - кто кого кинет.
По большому же счету ничего изменить нельзя без изменения оболочки, в которой существует отрасль. Доступная же к реализации оболочка определяется нравственностью.

Попробую сформировать идеологический костяк для разработки программы воспитания в рамках образовательных курсов по различным инженерным системам здания.
В качестве примера возьму узкую специализацию «Проектирование, монтаж, техническое обслуживание систем противопожарной автоматики».
Впоследствии на основе этой концепции можно будет составить воспитательную программу воспитания слаботочников.

Можно даже сказать, что в обществе существует заказ на преобразование злонамерения в добронравие, которое возможно выполнить только на концептуальном уровне.
( Я бы хотела уже начать переводить людей в нормальное состояние выполнения работ, чтобы все - и Исполнитель и Заказчик - начинали понимать как должно быть и почему.)

Сокращения: СПА - система противопожарной автоматики.

Что такое воспитание?

Воспитание будет пониматься в смысле, определенном в законодательстве РФ, а именно - как неотъемлемая часть образования.
В статье "Воспитание и Обучение в законе об Образовании" подробно рассмотрел изменения в законе об образовании, которые недавно только ленивый блоггер не критиковал.
Основные изменения в законе касаются Воспитания, например цитата (выделено то, что добавлено в обновленном законе):



2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;

Исходя из этого закона: Образование = Обучение + Воспитание
Грубо говоря:
Обучение -> Сознание, Логика
Воспитание -> Подсознание, Мировоззрение, Нравственность

И если обучение представляет собой логическую часть знания, то воспитание - морально-нравственную часть и влияет на мировоззрение.
А как известно - первое без второго не работает.
Воспитание заключается в оснащении человека стереотипами поведения, которые необходимы для правильной реализации на практике знаний, получаемых в процессе обучения.
Навык, вырабатываемый человеком на основе знаний, и последующий опыт, возникающий на практике, зависит от базовых стереотипов поведения.
Стереотипы поведения тесно связаны с нравственностью: нравственность - это пространство, в котором существуют стереотипы. Поэтому воспитание определяет нравственность, а нравственность определяет доступ к возможности получить знания и правильно реализовать их на практике.

Цель же жизнедеятельности человека - непрерывное повышение нравственности, которое, в том числе, обеспечивается и образованием.

Зачем нужно воспитание в профессиональном образовании.

Если обучение в садике, школе, институте всегда имеет второй компонент образования - воспитание (который обеспечивает народ при помощи государства), то профессиональное образование сейчас обычно уже не предполагает воспитание.
Да и зачем, если в обществе культивируется единственная идеология «выгодно продай», затмив все компоненты цикла Саморазвитие - Время - Деньги - Ценность, из которых была произведена.
И именно по этому, как правило, профессиональное образование не предполагает и обучение, поскольку обучения без воспитания не бывает.
Широко распространённым бессознательным стереотипом является мнение, что профессиональное образование должно заключаться в покупке корочки - взаимовыгодной для продавца и покупателя транзакции.
Идеология «выгодно продай» скрывает тот факт, что в этой сделке нет покупателя, поскольку и потребитель и поставщик услуги тут общество, а деньги - лишь мера в процессе управления развитием.
(К пониманию этого начал идти в статье Зачем Государству нужна пожарная сигнализация.)
Но развитие человека должно быть непрерывным в течении всего цикла его воплощения.
Неотъемлемой частью развития человека (наряду с семьей и социальной деятельностью) есть профессиональный рост в одной из отраслей преобразования реальности, который должен происходить в гармонии с духовным ростом.

Более того, профессиональная деятельность должна быть средством ловли человеком шанса на это развитие, которое в зрелом возрасте довольно таки призрачно.
Духовное развитие взрослого человека является намного более трудным процессом, чем ребёнка, поскольку ответственность за этот процесс смещается на сторону развиваемого в область его самомотивации, что всегда трудно.
Но вместо того, чтобы быть средой развития и способствовать развитию, профессиональная деятельность (наряду с общественной и семейной) в современном обществе представляется как помеха развитию: "жизненные обстоятельства", "не мы такие - жизнь такая", "то да се".
Профессиональная деятельность с целью заработка денег превращает человека в раба обстоятельств, вынуждая его деградировать. Но дело же не в деятельности как таковой, и не профессии - дело в заработке денег, как обмене на них своего времени и жизни ... а то и души, выраженной в возможности развиваться.

Развитие человека.

Развитие взрослого человека происходит по трём направлениям:
- личное (семья);
- профессиональное (работа);
- частное общественное (друзья, интересы, хобби).

Но если семейная и частная общественная жизнь в значительной степени неприкосновенны из вне, то профессиональная деятельность может и должна контролироваться обществом, в интересах которого эта деятельность и производится.
Ведь семейная жизнь - это полигон этики для проверок своего текущего локального состояния в hard-режиме - этот процесс должен происходить в защищённой среде объединившихся для этой цели людей.
Частная общественная жизнь, которая скорее всего выливается в совместное «отрицательное фанатирование», даже при правильном проявлении является полигоном частных интерфейсов с целью синтеза многообразия и не должно никак регулироваться, кроме как в случаях радикальных конфликтов с обществом.
И именно у профессиональной деятельности большие возможности дать ключ для перехода человека на путь саморазвития.
Также профессиональная деятельность должна стимулировать выход человека на «не частную общественную деятельность» (борьба с индивидуализмом), поскольку профессиональная деятельность - естественная среда для образования человеческих сообществ.

Таким образом, не целью обучения является профессиональная деятельность, а профессиональная деятельность является средой и инструментом воспитания - компоненты обучения, как неотъемлемой части развития культуры народа.
И профессиональный рост должен представлять собой "Вознравление": непрерывный итерационный процесс Воспитание->Обучение->Образование, происходящий в пространстве всёвозрастающей нравственности.
(Понятие "Вознравление" рассматривается в статье Непротивление злу осуждением.)

В некоторой степени эти идеи выражены в фильме «Большая перемена» на доступных в то время языке и образах.

image Click to view



Что такое СПА в философском смысле.

Физически, СПА является частью инженерных систем здания. Последние изменения в нормативные акты, введением в действие свода правил СП 484 правда явно не способствовали развитию этой идеи, обособляя СПА в отдельную систему как вещь в себе.
Но идеологическое воздействие изменений сродни волку, пришедшему к трём поросятам с дубинкой - «а ну быстро генерируйте Технические идеи».
И косвенное воздействие скорее всего приведёт к развитию инженерных систем в сторону сетевых в настоящем смысле.


Но нас интересует не только техническая сторона вопроса.
В исходном (не техническом) смысле СПА является частью инженерной и технической культуры общества.
А инженерно-техническая культура - частью культуры вообще.
Поэтому профессиональная деятельность в сфере СПА является общественно значимой и должна служить целям поддержания и развития культуры народа.

Идея СПА.

Основной идеей СПА является утверждение, что есть что-то, что важнее, чем деньги.
И это, что-то, что важнее чем деньги - это даже не жизни.
Идеей СПА является ценность осознанных усилий, совершаемых одними людьми, ради здоровья и безопасности других, с постановкой на службу этим усилиям всех инженерно-технических достижений Человечества.
Но не в смысле Канта, звучащим на русском так: «Человек может быть только целью но не средством».
Цель - не наличие людей, объявляемых венцом творения, и поэтому заслуживающих в качестве безусловного бонуса возможность осуществлять безопасный шоппинг или преглупый досуг.

Воплощение самой идеи действий одних людей ради благополучия других в будущем (при низкой вероятности возникновение угрозы) есть обстоятельства, которые могут способствовать духовному развитию всех участников отрасли.

Также духовному развитию способствует получение соответствующего образования, необходимого для такой профессиональной деятельности участников отрасли на должном профессионально-культурном уровне.
То есть «человек как цель» должна пониматься применительно к идее человечности, а не к частным локальным белковым воплощениям, что может выражаться в идее «развитие человека в процессе осуществления трудовой деятельности».

Этот взгляд соответствует идее «Человек как цель, а не средство», сформированной президентом РФ В.В.Путиным.
Может показаться, что Президент просто применил цитату Канта для красного словца, но обрамляющий цитату контекст, именно о развитии и реализации потенциала.

Еще одним стимулом к развитию является необходимость создания сложных социальных структур для обеспечения жизненного цикла СПА, что невозможно осуществить силами и способом шабашников.

Форма СПА.

Целевая функция СПА - снижение вероятности ущерба, который может возникнуть в результате ошибочных решений других людей, принятых в результате их глупости, усталости или безнравственности.

СПА существует в трёх ипостасях, заключающихся в мероприятиях, которые могут быть выражены алгоритмически в виде:
1. Абстрактная (Форма. Информационная модель).
2. Физическая (Наполнение предметами).
3. Функциональная (Суть. Идеологическая).

1. Абстрактная (Информационная модель).

Это информация, которую содержат документы, которые определяют физическую реальность, влияя на каждый объект, сотрудника или техническое средство.
Документы - это информация, которая может как хранится в электронном виде, так и в бумажном.
К таким документам относятся: Стандарты, Своды правил, Руководства по эксплуатации, Регламенты.
На основе этой задокументированной информации можно представить себе алгоритмическую модель реальности, в которой существует СПА.

2. Физическая (Наполнение предметами).

Модель реальности, в которой существует СПА, воплощается на практике в таких вещах, как: Приборы, Материалы, Устройства, Предприятия, Бригады, Проекты, Журналы работ, Сметы, Акты.
Теоретически, воплощение в вещах должно быть строго определено информационной моделью, но так получается не всегда. Более того, часто все выходит, как описано в цитате "Формально правильно, а по сути издевательство".

Чтобы не возникали вопросы, такие как например «Должны ли противопожарные нормы опираться на этику», все эти три ипостаси должны быть в гармонии друг с другом, опираясь на свое соответствие уровню развития исполнителей.
Именно поэтому рассматривается и третья ипостась СПА.

3. Функциональная (Суть, Идеологическая).

За функционирование всего на практике отвечают конкретные исполнители - и все получается именно так, как эти исполнители настроены доминирующей в обществе идеологией, что и определяет " Вот так и живем".
В идеальном обществе наверное СПА вообще будут не нужны уже, поскольку поведение людей и принятые ими решения будут автоматически соответствовать достижению заявленной целевой функции.

Процесс существования СПА.

Каждое действие каждого сотрудника различных подразделений, имеющих дело с функционированием СПА, вносит свою лепту во все последующее существование СПА.
Небрежные действия проектировщика или монтажника могут значительно снизить вероятность выполнения СПА своих функций на всем промежутке своей службы, а на каждом последующем этапе жизненного цикла значительно усложнить работу другим людям.
Да и предыдущие этапы жизненного цикла остаются зависимыми от действий на последующих.

Например, сколько я видел объектов, где огнезадерживающие клапана вообще были не подключены. То-есть небрежные действия на этапе пусконаладки приводят к обезсмысливанию всех действий всех людей на предыдущих этапах.
Или когда на объекте экономили на дежурном персонале, в результате чего СПА просто не функционировала, несмотря на достаточно не малые вложения.
Но это все экономические оценки - ведь цели СПА могли быть достигнуты при ее внедрении, а после ну кому она нужна.
Самый же большой урон такое положение дел наносится именно стереотипам людей, наблюдающим такое положение дел, приводя к их деградации.
Человек наблюдает положение дел как истории, и считывает меру, распространяя не в других историях.
Происходит распространение безнравственности.

Поэтому каждый, начиная от проектировщика, и заканчивая инженером по ТО, должен представлять себе весь жизненный цикл СПА и заботится не только о потребителях СПА, но и о каждом человеке, имеющим, имевшем и тем, который будет иметь дело с функционированием СПА.
Если разбить жизненный цикл на обособленные процессы, и измерять нравственность, с которой каждый процесс осуществляют исполнители, то, хотя прямого воздаяния исполнители обычно и не получают, но косвенная обратная связь существует.
Можно ввести понятие "совокупная нравственность системы", которая определяется как сумма всех нравственностей исполнителей системных процессов.
И если вклад в совокупную нравственность может различаться, обратная связь касается всех соучастников жизненного цикла системы.



Эта схема касается всех участников всех процессов, распределенных хоть в пространстве, хоть во времени.
Отсюда следует, что вознравление выгодно каждому, поэтому неизбежно.
Возвращаясь к трем поросятам - как хорошо что оказался хотя бы один толковый дом среди всего многообразия домов.

Жизненный цикл СПА.

Распишу жизненный цикл коротко, поскольку на страницах блога достаточно внимания уделяю каждому из этапов.

1. Понимание необходимости СПА.
2. Техническое задание на проектирование СПА.
3. Проектирование СПА.
4. Монтаж СПА.
5. Пуско-наладочные работы.
5. Внедрение СПА.
6. Эксплуатация СПА.
7. Модернизация СПА.

Проблемы внедрения.

Внедрение означает преобразование концепции в план воспитательной работы. А это уже не просто, поскольку существуют препятствия:
  1. Тщеславие людей, которое заставит людей (рабов алгоритмов тщеславия) отторгнуть любые попытки воспитания.
  2. Обильное наполнение медиасферы гламурным и устрашающим контентом, мешающим увидеть суть проблемы:

  3. Необходимость массового внедрения сразу во всех отраслях.
  4. Отсутствие необходимых художественных образов, поддерживающих понятийный аппарат обычных людей.
  5. Необходимость некоторого количества единомышленников объединившихся в сообщества, поскольку ни одну концепцию не может придумать одиночка.

(Источник в блоге о системах противопожарной автоматики.)

Продолжение: Вознравление. Непротивление злу осуждением.

Технические заметки, Кооператив, Манифест, Образование

Previous post Next post
Up