Ювелирные фантазии в стиле Ар Нуво от Филиппа Вулферса: Цветы, бабочки, павлины, феи...
В конце XIX - начале XX веков в Европе возник новый стиль - модерн, охвативший все направления искусства. В разных странах он имел разные названия: в России - "Модерн", в Германии - "Югендстиль", во Франции и Бельгии - "Ар Нуво". Коснулись новые веяния и ювелирного искусства. Если во Франции самым прославленным ювелиром эпохи Ар Нуво был Рене Лалик, то в Бельгии не менее прекрасные работы в новом стиле создавал Филипп Вольферс.
Родился будущий знаменитый ювелир в Брюсселе в 1858 году в богатой семье. Его отцом был знаменитый мастер серебряных дел, известный во всей Европе, Луи Вольферс. У мальчика с юных лет проявились и интерес к ювелирному делу, и творческие способности. C 16 лет он начал работать вместе с отцом в мастерской, осваивая профессию ювелира с самых азов.
Филипп Вольферс (1858-1925)
И тут в мир искусства врывается стиль модерн, буквально «взорвав» все его нормы и устои. Вольферсу повезло - город Брюссель, в котором он жил, в конце 19 века был крупным культурным центром, и бельгийская столица сыграла большую роль в становлении модерна.
С приходом эпохи модерна коренные изменения произошли и в ювелирном мире. Стала важна не только стоимость ювелирных изделий, но и их художественная ценность, дизайн и красота. Если раньше украшения делали в основном из золота и самых дорогих драгоценных камней (бриллиантов, изумрудов, рубинов и сапфиров), то теперь ювелиры стали использовать и другие природные материалы и камни - опал, лунный камень, гранат, турмалин, халцедон, речной жемчуг, оценив всю их красоту. Вспомнили и про эмаль, возродив ее использование при производстве украшений.
В конце 1890-х годов Филипп Вольферс, у которого к тому времени дела по производству посуды из серебра и предметов интерьера шли совсем неплохо, решил заняться несколько иным делом - разработкой ювелирных украшений. И у него получилось - с 1897 до 1905 года Вольферс трудился очень плодотворно и успешно. Им было создано более 100 великолепных искусных украшений, настоящих шедевров эпохи Ар Нуво.
Одним из любимых камней, которые Вольферс часто использовал в работе, был резной опал. Этот красивейший камень, любоваться которым можно бесконечно, покорил сердце мастера своей загадочностью, полупрозрачностью и неповторимой игрой цвета.
Кулон, сделанный по мотивам Древнего Египта
Кулон "Медуза" - вырезан из слоновой кости глаза из опала жемчуг - 1898
Брошь-кулон "Ника" - 1902 - золото, гравировка, эмаль, техника транслюсид, рубины, изумруды, бриллианты, резной турмалин, жемчужина
В этой великолепной подвеске центральное место занимает женский лик, вырезанный из опала, в гармоничном окружении золота, дорогих драгоценных камней, жемчуга и разноцветных эмалей.
Золотая подвеска - "Лебедь и змеи" - 1899 - с опалом, рубинами, бриллиантами и жемчугом
Эту золотую подвеску "Лебедь и змеи" Филипп сделал и подарил своей жене Софи Уиллштедтер.
Фирмин Баес (Firmin Baes) - Портрет жены ювелира Софи Уиллштедтер с подвеской
Дизайн украшений тоже поменялся кардинально за счет смены образов и мотивов. Для Ар Нуво главным источником вдохновения стала природа - растительные и цветочные узоры с плавными извилистыми линиями. Из цветов чаще всего изображали совсем не розу, так любимую ранее, а вьющиеся растения (плющи, вьюнки), а также ирисы, орхидеи.
Фрезия - 1901 - Один из самых любимых цветков Вольферса
Заколка для волос - "Орхидея" - Золото, бриллианты, эмаль
Брошь "Крылытая орхидея"
Брошь "Стрекоза"
Брошь "Бабочка"
Брошь-кулон "Стрекоза" - 1903-1904 - золото, опалы, эмаль, рубины, бриллианты, мексиканский опал
Наряду с эфемерными бабочками и стрекозами, наибольший интерес стали вызывать также птицы - ласточки, лебеди, павлины - чьи плавные силуэты идеально вписывались в новые формы.
"Лебединая песня" - 1901
Любимые павлины:
На этой броши изображена величавая птица - павлин. А внутри его распростертых крыл - изумруд в обрамлении бриллиантов, опалов и хризолита (1902). В 2012 году была продана на аукционе за 34 600 долларов.
Если в XIX веке господствующими были пуританские настроения, правила и нормы, то теперь все изменилось. Ювелиры стали изображать на украшениях чувственных томных дев с красиво изогнутыми линиями тел, зачастую даже обнаженных. А обладательницы таких украшений безо всякого смущения их носили.
Часто женский образ преподносился в виде бабочки или стрекозы.
Мода в эпоху модерна
Прически стали более объемными, взбитыми. Для них использовали различные украшения, фиксировали прически с помощью красивых гребней.
Гребень для волос "Птичка и ирис" - Филипп Вольферс - золото, эмаль, бразильский опал и горный хрусталь
В моде утягивающие корсеты и очень узкие - "осиные" талии. Часто на талии носили пояски с красивыми ювелирными пряжками.
Пряжка
Пряжка "Летучая мышь"
Популярными становятся широкие колье под названием "собачий ошейник", почти полностью скрывавшие шею.
Очень красивое колье изготовил и Филипп Вольферс в 1900 году. Называется оно "Колье с глициниями".
"Колье с глициниями" (собачий ошейник) - Филипп Вольферс - 1902
"Колье с глициниями" (собачий ошейник) - Филипп Вольферс - 1902 (фрагмент)
Это колье продано в 2016 году за за 220 000 евро в частную коллекцию.
Ювелирные фантазии в стиле ар-нуво от Филиппа Вольферса