Щекатихина-Потоцкая - Портрет-шарж Ивана Билибина - 1924 - Каир - Ивангородский художественный музей
В 1922 году Александра Васильевна пишет письмо своему учителю, Ивану Яковлевичу Билибину, который в это время жил в Каире. Она рассказывала, что недавно овдовела и живет одна с маленьким сыном. Письмо очень тронуло художника. В один день он получил два письма от двух своих учениц - одно письмо из Европы от Людмилы Чириковой, в которую Билибин был безнадежно влюблен, с отказом и второе, "написанное самыми нежными словами" - от Александры Щекатихиной-Потоцкой.
Художник увидел в этом знак судьбы и на следующий день отправил Шурочке в Петроград телеграмму: "Будьте моей женой. Жду ответа". Через два дня пришел ответ: "Согласна при условии не разлучаться с сыном."
Иван Билибин не был султаном, но имел трех жен (не последнюю роль в перипетиях его личной жизни играл, увы, алкоголь). Третий и последний, скоропалительный, безрассудный брак оказался счастливым - с Шурочкой они вместе прожили почти двадцать лет.
В феврале 1923 года Александра Васильевна приехала с сыном в Каир и вышла замуж за Ивана Яковлевича. Шурочка, только покинувшая продрогший Петербург, где приходилось топить буржуйку подрамниками, а за самые необходимые в быту вещи бороться, вдруг оказалась в волшебных билибинских декорациях, в одной из его сказок.
Сразу после приезда художница написала картину "Сватовство". Это была ее любимая работа, с которой она не расставалась
всю жизнь.
Щекатихина-Потоцкая - Сватовство - 1923 - Ивангородский художественный музей
Щекатихина-Потоцкая - Блюдо "Свадьба" - 1919 - Эрмитаж
Александра Щекатихина-Потоцкая с сыном Мстиславом и Иваном Билибиным
Жизнь в Каире Александре Васильевне понравилась. Семья путешествовала по Египту, Сирии и Палестине. Билибин выписал Шурочке из Парижа печь для обжига фарфора и Восток с его сказочной экзотикой захватил художницу. Арабские мужчины и женщины с полузакрытыми лицами стали главными персонажами росписей, а строки мусульманской молитвы служили декоративным мотивом.
Щекатихина-Потоцкая - Тарелка с изображением арабов и золоченого месяца - 1923 - Государственный фарфоровый завод - Русский музей
Щекатихина-Потоцкая - Чашка и блюдце с изображением арабок - 1920-е - Государственный Русский музей
Щекатихина-Потоцкая - Чашка с блюдцем "Фараоны" - 1923
В Каире и Александрии супруги устраивали выставки, их работы охотно покупали европейские и американские путешественники. Приехавшая на гастроли в Египет балерина Анна Павлова, также сделала заказ творческой паре. Иван Яковлевич создал декорации для балета, а Александра Васильевна - эскиз костюма "Лебедь".
Жизнь протекала размеренно. Билибин расписывал коптские церкви, собирал материал для будущих иллюстраций восточных сказок, а Александра Васильевна не прерывала связи с Петроградским фарфоровым заводом, отправляя в Россию эскизы росписей с восточной тематикой.
Щекатихина-Потоцкая - Коптская церковь в Каире - 1923
Щекатихина-Потоцкая - Стопа с изображением арабов - 1923 - ГРМ
Щекатихина-Потоцкая - Чашка с крышкой "Арабка" - 1923
Щекатихина-Потоцкая - Тарелка с арабскими надписями - 1923 - ГРМ
Щекатихина-Потоцкая - Чашка кофейная "Египтяне в лодке" - 1923 - ГРМ
Иван Билибин говорил, что русский художник может работать только в России или в Париже.
Случилось так, что в 1925 году семья решает переехать во Францию, поводом послужило приглашение Александры Васильевны принять участие в Международной выставке декоративного искусства от СССР. Художница была награждена золотой медалью.
В Париже первое время семья живет на широкую ногу. Они снимают роскошную квартиру с шестиметровыми потолками и огромной мастерской. По средам у них встречается цвет русской эмиграции: Коровин, Куприн, Бунин, Ремизов...
Во Франции творчество Билибина и Щекатихиной-Потоцкой было популярно. Супруги работают над оформлением спектаклей к Частной Русской Опере для Театра Елисейские Поля и выступают в жанре книжной графики. Александра Васильевна проиллюстрировала вышедшие на французском языке книги "Тарас Бульба" Николая Гоголя и "Приключения Пиноккио" Карло Коллоди, а также сотрудничала с Лиможской фарфоровой мануфактурой.
Щекатихина-Потоцкая - Тарелка "Баран"
Щекатихина-Потоцкая - Тарелка "Фрукты"
Щекатихина-Потоцкая - Тарелка "Утка в зарослях" - 1933 - Государственный фарфоровый завод - Русский музей
Щекатихина-Потоцкая - Тарелка из серии "Охота"
Щекатихина-Потоцкая - Блюдо "Камбала" - 1928 - Государственный фарфоровый завод - Русский музей
Щекатихина-Потоцкая - Эскиз костюма древнерусского воина - 1930
Щекатихина-Потоцкая - Царевна Лебедь и царевич Гвидон - Эскиз костюма к опере Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" - 1930
В 1926 году в парижской галерее Друэ открылась персональная выставка художницы, которую французы называли "Мадам Чека-Потока", не в силах выговорить русскую фамилию, а вступительную статью к каталогу написал Морис Дени.
Щекатихина-Потоцкая - Художник Морис Дени с внуками - Бретань - 1926
Сразу после выставки приключилась забавная история. Александра Васильевна получила письмо прийти по некоему указанному адресу и получить заказ. Билибин, увидев адрес - дом напротив Президентского дворца, - дал жене четкие указания, как себя вести.
"Когда спросят о гонораре, - поучал Иван Яковлевич, - ты составь цену, сосчитай про себя до двадцати, а лучше до пятидесяти, а затем умножь сумму на пять".
Шурочке сделали заказ на сервиз с морской темой, а на вопрос о гонораре, художница выполнила инструкции мужа. Когда она покидала дом и спросила у секретаря, кто хозяин дома, ей ответили: "Барон де Ротшильд". Узнав имя заказчика Иван Яковлевич сожалел, что не умножил сумму на десять.
Щекатихина-Потоцкая - Чашка "Старая Москва" - 1926
Успешная карьера супругов позволила им приобрести дом на юге Франции, где обосновалась целая колония русских эмигрантов. С 1927 и до отъезда в Россию они десять лет проводили лето
в местечке Лафавьер.
Это тихое уединенное место очень напоминало Билибиным Крым. Они исходили в окрестностях все тропы. Неподалеку была дача Куприна и Саши Черного, в разное время здесь жили Цветаева, Гончарова, Ларионов...
Художники, отдыхая от шумной городской жизни, делали наброски живописных окрестных уголков, писали пейзажи, устраивали пикники, чаепития, купания.
Щекатихина-Потоцкая - Домик на морском берегу - 1930-е
Щекатихина-Потоцкая - Натюрморт с бутылками - 1930-е
Щекатихина-Потоцкая - Пейзаж - 1930-е
Щекатихина-Потоцкая - Натюрморт с фруктами - 1930-е
В 1930-е годы в Европе эмигранты остались без заказов. Билибину предложили принять французское гражданство, чтобы получить работу, но художник отказался. В 1936 году семья вернулась в СССР и поселилась в Ленинграде. Александра Васильевна возобновила работу на Государственном фарфоровом заводе, который к этому времени уже носил имя М. В. Ломоносова. Билибин занимался преподавательской деятельностью и оформлением спектаклей.
Иван Яковлевич Билибин умер в 1942 году от истощения в блокадном Ленинграде. Александра Васильевна в это время болела пневмонией и была без сознания.
Щекатихина-Потоцкая - Ангел - 1945
В послевоенные годы художница работала над росписями сервизов для массового производства. Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая ушла из жизни в 1967 году. Ее сын Мстислав Потоцкий передал Ивангородскому художественному музею более трехсот работ из семейного собрания - произведения матери и своего отчима - Ивана Яковлевича Билибина.
Чудесная сказка четы Билибина и Щекатихиной-Потоцкой продолжает жить в их произведениях.
Щекатихина-Потоцкая - Царевна Лебедь - Эскиз костюма к опере Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" - 1930
Щекатихина-Потоцкая - Поднос "Ангел и малютка" - 1919 - Государственный фарфоровый завод
Фарфор Александры Щекотихиной-Потоцкой