Щекатихина-Потоцкая - Блюдо "Танцующая крестьянка" - (фрагмент) - 1925
Легенда искусства росписи русского фарфора Александра Щекатихина-Потоцкая своим главным учителем считала Николая Рериха, а любовью всей жизни - супруга Ивана Билибина, первого чародея русской сказки. Собственные работы художницы, чье имя далеко не так на слуху, - настоящее волшебство.
Александра Щекатихина-Потоцкая словно прожила три разных жизни. Одна прошла в объятом революцией и войной Петрограде, другая - в приветливом жарком Каире и пленительном Париже. Третья - в Ленинграде, куда мастерица вернулась вместе с супругом.
Щекатихина-Потоцкая - Блюдо "Автопортрет с сыном" - 1921 - Государственный фарфоровый завод - Русский музей
Два мужчины в судьбе Щекатихиной-Потоцкой, которые предопределили творческую и личную жизнь художницы, были ее учителями. Николай Рерих, мастер медитативного, созерцательного искусства, стал главным наставником, а Иван Билибин - книжный график, а вне стен мастерской, - светский лев, окруженный романтическим флером, - супругом.
Борис Кустодиев - Портрет Н. К. Рериха - 1913
Борис Кустодиев Портрет И Я Билибина - 1901
Щекатихина-Потоцкая прославилась как художница по росписи фарфора, но также была интересным живописцем, иллюстратором и создала ряд эскизов костюмов к театральным постановкам
Щекатихина-Потоцкая - 1925 - Париж
Щекатихина-Потоцкая - Автопортрет
Будущая знаменитость, Александра Васильевна Щекатихина (1892−1967), родилась в Александровске (сейчас Запорожье) в старообрядческой патриархальной семье. Бабушка Александры была искусной вышивальщицей, а дед - иконописцем. Происхождение художницы повлияет на ее мировоззрение и искусство - увлечение народным творчеством, иконописные приемы и духовная наполненность будут иногда «выдавать» староверку.
Щекатихина-Потоцкая - Старовер - 1926
А пока Шурочку, отправившуюся в 16 лет в Петербург, ожидала встреча с учителями из объединения "Мир искусства". Лучших наставников для девушки-старообрядки и представить сложно!
В Рисовальной школе Общества Поощрения Художников ее учителями стали влюбленные в старину и увлеченные культурой прошлых столетий И.Билибин и Н.Рерих.
После окончания школы Александра повидала заграничных педагогов, она училась в Академии Рансона у М.Дени, Ф.Валлотона и П.Серюзье, однако, французские менторы не смогли затмить русских мэтров.
Своим главным учителем Щекатихина-Потоцкая считала Николая Рериха, который развивал ее интерес к русской истории и славянской мифологии, приглашая работать над своими проектами.
Щекатихина-Потоцкая - Материнство - 1916
В 1911 году вместе они отправились в имение княгини М. Тенишевой - Талашкино. Здесь Александра под руководством Рериха принимала участие в росписи храма Святого Духа - усыпальнице Тенишевых. Затем помогала учителю в оформлении балета "Весна Священная" Стравинского для антрепризы Дягилева.
Через год после окончания школы Щекатихина представила учителю прекрасно выполненную самостоятельную работу - эскизы костюмов для оперы "Снегурочка Римского-Корсакова.
Щекатихина-Потоцкая - Эскиз костюма берендейки к опере "Снегурочка" - 1916
Щекатихина-Потоцкая - Эскиз росписи блюда "Берендейка" - 1923
Щекатихина-Потоцкая - Эскиз тарелки "Костюм берендейки к опере "Снегурочка"", перенесённый на фарфор
Поворотным в творчестве Александры Щекатихиной стал 1918 год, когда художницу пригласил работать на Государственный фарфоровый (бывший Императорский) завод его художественный руководитель - Сергей Чехонин. Александра очень быстро освоила новую для себя технику живописи на фарфоре и начала свой творческий путь на этой стезе с композиций, навеянных русским фольклором. Сказочно-фантастические сюжеты были родной стихией Александры, на одном дыхании были расписаны сервизы "Снегурочка" и "Конек-Горбунок".
Щекатихина-Потоцкая - Блюдо из сервиза "Снегурочка" - Государственный фарфоровый завод
Щекатихина-Потоцкая - Чашка с блюдцем "Конек-Горбунок" - 1918 - Государственный фарфоровый завод
В росписи фарфора Щекотихина-Потоцкая была новатором. До сих пор никто не расписывал его так эмоционально, живописно и красочно. Рисунок у художницы неизменно похож на театральную сценку: каждое изделие раскрывает какую-то историю.
Интересно, что в росписи Щекатихина-Потоцкая создала свой неповторимый стиль, нарушая главное ее правило - узор должен подчиняться форме.
Следуя собственной живописной манере, Александра Васильевна покрывала рисунком полностью все изделие. На глянцевой поверхности фарфора художница писала как на холсте. Живопись подчиняла себе форму, плавно перетекая на крышку изделия, медальон или борта блюда. Рисунок переставал носить декоративный характер и приобретал самостоятельное художественное значение. Так рождались хрупкие, яркие светоносные фарфоровые шедевры художницы.
Щекатихина-Потоцкая - Блюдо "Материнство" - 1921 - Русский музей
Щекатихина-Потоцкая - Чашка "Свадебная" - 1926
Щекатихина-Потоцкая - Танцующая крестьянка - 1925 - Государственный фарфоровый завод
Щекатихина-Потоцкая - Гармонист - 1920 - Государственный фарфоровый завод
На смену праздничной, пляшущей Руси ненадолго приходят работы, пронизанные духом нового времени. Агитационный фарфор Щекатихиной-Потоцкой с лозунгами и революционной символикой представляет смешение современных тенденций в живописи - модерна, футуризма, супрематизма
Щекатихина-Потоцкая - Да Здравствует VIII Съезд Советов - 1920 - Государственный фарфоровый завод - Русский музей
Щекатихина-Потоцкая - Блюдо "Россия" - 1918−1920 - Государственный фарфоровый завод
В этих работах отражается жизнь послереволюционного Петрограда: матрос, гуляющий с девушкой по набережной Невы, комиссар с папкой на Дворцовой площади. Поводом к созданию новых композиций служили заказы, сделанные "Госиздатом". Молодое правительство Страны Советов нуждалось в пропаганде, и фарфор должен был представлять новое государство, новых людей и новое искусство.
Щекатихина-Потоцкая - Блюдо "Первое мая 1921 года в Петрограде" - 1921 - Государственный фарфоровый завод
Щекатихина-Потоцкая - Блюдо "Комиссар. Петроград. Площадь Урицкого" - 1922 - Государственный фарфоровый завод - Русский музей
Щекатихина-Потоцкая - Тарелка "1921 год" - 1921 - Государственный фарфоровый завод
В годы Гражданской войны в работах Щекатихиной-Потоцкой появляется образ трагичной России - суровые и исполненные страданием лики. О голоде, начавшемся в 1921 году в Поволжье, художница рассказала в росписи блюда "Страдание России".
Щекатихина-Потоцкая - Блюдо "Страдание России" - 1921
Жизнь самой художницы в это время была созвучна событиям, происходящим вокруг. Ее муж, Николай Потоцкий, с которым Александра прожила пять лет, умер, и она осталась одна с пятилетним сыном в голодном и холодном Петрограде.
Щекатихина-Потоцкая - Чашка с блюдцем "Красный лик" - 1922 - Государственный фарфоровый завод - Русский музей
Фарфор Александры Щекотихиной-Потоцкой