социальная сеть (the sequel)

Mar 31, 2012 10:56


Одиночество - сволочь…

Одиночество - скука…

Отлежала я ногу,

И не чувствую руку.

Певица Слава при участии Максима Андреевича

Общеизвестно, что чем больше людей окружает человека, тем более одиноким он себя чувствует - хотя бы потому, что недостаток общения и одиночество есть вещи отнюдь не тождественные. Проблеме одиночества, наверное, столько же лет, сколько человеческому обществу; однако если на первоначальных этапах социального развития эта проблема укладывалась в простенький синонимический ряд «одинокий = мертвый», то теперь все куда изощренней. Сейчас человек разумный, с одной стороны, не умирает от одиночества - если, конечно, вы не оказались одни без воды, еды, укрытия и транспорта в двухстах километрах от ближайшего жилья (т.е. практически в любой точке России); с другой же стороны, в нашем распоряжении имеется богатейший арсенал сил и средств борьбы с этим самым одиночеством.

Можно, например, завести себе карликового шпица, который тявкает так, будто кто-то в кроссовках скользит по деревянному крашеному полу. Или записаться на научно-практическую конференцию и подготовить интереснейший доклад по типологическому языкознанию, чтобы от скуки умерла даже материнская плата компьютера, на котором вы будете его набирать. Или поддаться на льстивые уговоры ассоциации выпускников и сходить-таки на встречу с людьми, с которыми вы когда-то учились, чтобы на пятнадцатой минуте ее начать осваивать все премудрости искусства «о чем говорить, когда говорить не о чем». В общем, вариантов масса, но в век информационных технологий самый, на наш взгляд, продвинутый способ - это заведение учетной записи в социальных сетях.


Если на заре двадцать первого века количество социальных сетей еще можно было сосчитать, то сейчас лавина их размножения полностью вышла из-под контроля: помимо общедоступных сервисов, где десятки тысяч людей ежедневно «радуются своей непохожести», каждая уважающая себя компания так и норовит завести хотя бы блог генерального директора, где размещаются хватающие за душу речи руководства о миссии компании, о цели компании и о том, почему в компании третий год не происходит пересмотр заработных плат работников. Социальные же сети общего пользования создаются для общения путем распространения информации самого различного содержания: можно выкладывать фотографии, короткие сообщения, фотографии с короткими сообщениями, длинные тексты с фотографиями и видео - просто дух захватывает. При этом каждый уважающий себя владелец учетной записи в социальных сетях должен свято блюсти несколько неписаных правил.

Во-первых, продвинутый интернет-пользователь должен присутствовать в как можно большем количестве социальных сетей. Идеальный владелец учетной записи размещает новую информацию (посты, статусы) минимум раз в час - отсюда жизненная необходимость телефона или планшета с выходом в эти ваши интернеты (а уже отсюда, как вы понимаете, недалеко до пальто с капюшоном, очков в массивной оправе и бабушкиного шарфа на шее). Для каждой социальной сети можно либо подобрать свою аудиторию, ненавязчиво демонстрируя миру вашу разносторонность, либо реплицировать одну и ту же, чтобы все так или иначе узнали, что же вы почувствовали сегодня, выглянув утром в окно.

Во-вторых, количество «друзей» в каждой из социальных сетей, которую вы решили осчастливить своим присутствием, должно как минимум переваливать за сотню, при этом примерно треть из них вы должны в лучшем случае увидеть один-два раза в жизни семь лет назад или не иметь о них вообще никакого представления. Такое количество этих самых «друзей» позволяет добиться двух результатов. Во-первых, ваша лента новостей будет обновляться с пугающей быстротой; если вдруг случится так, что вы будете не просиживать штаны в сети, а пару дней делать что-то действительно полезное, потом нечего и думать прочитать все то, что напроисходило с близкими и дорогими вам людьми за это время - только на беглое ознакомление уйдет пара недель. Во-вторых, каждая «новость», произошедшая с вами (встал, умылся, оделся, наколол дров, сломалась машина), будет практически гарантированно набирать около десяти информативнейших комментариев типа «)», «:)))», «во-во…», чтобы вы наконец почувствовали: да, в мире есть люди, которым вы интересны.

Как и во многих других сферах нашей жизнедеятельности, в социальных сетях важны не только кому, куда и с какой интенсивностью, но и что (и тут мы плавно переходим к третьему пункту правил). С содержательной точки зрения ваша фантазия не ограничена практически ничем (впрочем, практика показывает, что 80% людей используют свою неограниченную фантазию исключительно для фотографий котиков, щеночков и замшелых демотиваторов). Вместе с тем, в социальных сетях, как и везде, существуют свои законы жанра, которые воленс-ноленс приходится соблюдать. Нельзя писать ничего негативного: у читающих вашу ленту должно складываться четкое ощущение, что с вами постоянно происходит что-то интересное и увлекательное, даже если все, что случилось с вами за последнюю пару недель - это покупка нового стеклоочистителя. Очень хорошо помогают в этом плате отчеты о поездках за рубеж - если речь, конечно, не идет о двухмесячной служебной командировке в Таджикистан.

Если уж вы решились-таки на что-то негативное, по крайней мере, позаботьтесь о том, чтобы оно было либо проникнуто глубоким философским смыслом, либо исполнено хватающей за душу драматичности, либо несло на себе оттенок роскоши и элитности (а лучше все вместе). Например, ни в коем случае нельзя писать что-нибудь вроде «в жизни полная жопа, сижу и ем бутерброд с вареньем, мне скучно, за неделю набрала два килограмма». Помните: хорошая запись в социальной сети должна быть не только интересной, но и вызывать жгучую зависть у тех, кто может ее прочесть. Для придания необходимого лоска хорошо помогают следующие приемы:
  1. Расстановка многоточий. Поверьте, этот простенький знак препинания, буквально эманирующий ауру загадки и недосказанности, способен превратить в философский трактат самые банальные и высосанные из пальца мысли, главное - не переборщить, чтобы ваша письменная речь не напоминала азбуку Морзе. Согласитесь, что в приведенном выше примере фраза «в жизни полная жопа…» (возможный вариант: «ну а в жизни… а в жизни полная жопа…») навевает куда больше апокалипсических раздумий, чем сухая констатация факта.
  2. Добавление красочных эпитетов и развернутых описаний. Особенно хорошо для искажения смысла того, что в действительности происходит, при этом вы никого не обманываете. В нашем примере будет звучать примерно так: «сижу в позе лотоса (вчера на йоге мастер сказал, что у меня хорошо получается), ем бутерброд из цельнозернового хлеба с домашним конфитюром… блаженство…» Как видим, обжирающаяся сладким на ночь барышня плавно превратилась в заботящуюся о своем здоровье молодую девушку, питающуюся органическими продуктами. В принципе, идею можно развить, добавив, что сидит она на широком подоконнике и смотрит, как за окном кружит метель, и так далее, не забыв про многоточия.
  3. Собственные размышления. Следует применять только в крайнем случае - если не происходит вообще ничего. Как правило, размышления пользователей социальных сетей отличаются поразительной оригинальностью и разнообразием, поэтому если не получилось так, что вы гений или у вас грудь четвертого размера, то ими лучше не делиться. Впрочем, в последнем случае вы можете наплевать на все эти правила и писать абсолютно все - с вами все равно будут хотеть общаться. Если совсем невмочь, в качестве трамплина для полета вашей мысли можете выбрать какой-нибудь афоризм, далее щедро сдобрить его общими рассуждениями и эффектно завершить нить повествования хорошо замаскированным плагиатом. Весьма распространенный жанр - вывесить на всеобщее обозрение великолепного качества фотографию, количество зерна на которой превышает мировые запасы злаковых культур, и ничтоже сумняшеся снабдить ее подписью из Ремарка или Хемингуэя.

Если писать совсем не о чем, и даже запасы старых добрых котят оказались исчерпанными, на помощь приходят разного рода приложения, которые делают записи вполне самостоятельно, а все, что требуется от вас, - это нажать на кнопочку. Сюда относятся так называемые локационные сервисы, приложения к онлайн изданиям, и так далее. Матерые сетевые волки умудряются таким образом засрать добрую половину ленты, радостно сообщая миру, что стали-таки мэром гаражного кооператива № 57 «Звездочка» или прочитали статью о весеннем севообороте в The Economist.

Наконец, отдельного упоминания заслуживают социальные сети, которые палят по одиночеству из всех орудий - это так называемые «сайты знакомств», где вы, по идее, можете встретить свою судьбу и потом рассказывать внукам, как их бабушка накручивала рейтинг, отправляя платные SMS на короткий номер 6969. Несмотря на устрашающее количество вариантов цели знакомства, которые вы можете выбрать и указать в анкете, примерно сто процентов обретающегося там народонаселения ищут три вещи: 1) секс; 2) секс; и 3) секс.

Особую роль на таких сайтах играет ваша фотография в анкете, поскольку именно она является той керосиновой лампой, на которую должны слететься мотыльки вашего досуга. Наиболее распространенными жанрами являются «я на фоне моря», «я на плюшевом диване на фоне Его Ворсейшества» и - хит продаж - «я в туалете/в примерочной/в комнате напротив зеркала». В принципе, фон можно выбрать любой - главное, ни в коем случае не фотографироваться в очках, если они у вас есть; единственное исключение - очки-авиаторы (a.k.a. очки на пол-ебала), в которых любой человек независимо от пола и возраста становится чем-то похож на Терминатора.

Далее, на сайтах знакомств, как и везде в нашей жизни, очень важен статус - в данном случае это пара строк «от себя», которые вы не выбираете в анкете из предустановленных вариантов, а пишете сами. Как показывает практика, люди крайне редко используют статус, чтобы рассказать что-то о себе (за исключением таких впечатляющих своей неожиданностью фраз, как «обычная девчонка, куплю или продам квартиру» или «ищу работу дизайнера»); в большинстве случаев статус используется для того, чтобы выгодно оттенить собственную оригинальность и то, что принято называть ОБВМ (что обычно выливается в старый добрый плагиат видавших виды афоризмов или баянов юмористического содержания). Кроме того, с учетом того, как обычно строятся разговоры на сайтах знакомств между приглянувшимися друг другу обитателями, можно написать в статусе «привет, дела нормально, ничем не занимаюсь, спасибо, да, давай ебаться». Это позволяет сэкономить массу времени (если у вас его мало) и ментально уничтожить большинство населения сайта знакомств, пока они будут придумывать, чего бы вам такого еще написать.

Про теорию социальных сетей как метода борьбы с одиночеством писать можно долго - в конце концов, у каждого из нас полно эмпирического материала на эту тему: люди заводят дневники, анкеты, учетные записи и ежедневно выливают в киберпространство терабайты информации о себе. Главное - свято верить, что другим интересно происходящее с вами, и тогда никакое одиночество нам всем не страшно.

P.S. В эпиграфе - авторская запятая, а в постскриптуме - авторское тире. Люблю, знаете ли.

Previous post Next post
Up