Ещё раз про русское кладбище в Йозефове

Apr 19, 2013 11:11

Чтобы уже поставить какую-то точку в рассказах про кладбище русских военнопленных в Йозефове, покажу ещё немножко картинок, не вошедших в предыдущие посты на эту тему:



Памятник на кладбище русских военнопленных в Йозефове.


Собственно, самым занятным на этом кладбище является огромный памятник, возведенный самими русскими военнопленными прямо в годы Первой мировой. Решение построить памятник было принято на собрании пленных офицеров в марте 1916 года. Тогда же был проведен конкурс проектов будущего монумента, который выиграл архитектор Макаров из числа военнопленных. Однако австрийские власти его проект забраковали. Якобы не понравилось, что вершине памятника предполагался двуглавый орел. В итоге был реализован более политкорректный проект начинающего скульптора прапорщика Николая Сушкина, тоже содержавшегося в Йозефове.



Николай Александрович Сушкин родился в 1881 году в Туле. Рисованию учился в Москве. В 1903 году был призван в армию, принимал участие в Русско-японской войне. Потом уехал в Италию, где изучал скульптуру в Милане и Неаполе. По возвращении на родину снова был мобилизован, а уже 8 февраля 1915 года попал в плен и оказался в Йозефове. Памятнику на кладбище русских военнопленных суждено было стать единственным крупным произведением скульптора. В 1917 году прапорщик Сушкин, уже тяжело больной туберкулезом, был отправлен по обмену пленными домой и вскоре умер.



Сам факт, что австрийские власти вообще разрешили установить такой памятник уже заслуживает удивления. Ни в одном другом лагере ничего подобного тогда даже близко не наблюдалось. Первая мировая война была в самом разгаре, а в это время русские военнопленные в глубоком тылу у неприятеля отливали из бетона почти 9-метровый монумент в память о погибших русских солдатах. Все работы были закончены всего за пять месяцев. Торжественное открытие памятника состоялось 17 декабря 1916 года.





Фигура богатыря, по замыслу скульптора, как бы символизирует прошлое России:



Голова Иисуса Христа в терновом венце символизирует, соответственно, страдания военнопленных. До недавнего времени птицы использовали терновый венец в качестве очень удобной подставки под гнездо. Теперь там понавтыкали металлических шипов, хотя с гнездом было куда живописнее:



Коленопреклоненная боярская дочь в образе скорбящей родины:



Дети над раскрытой книгой с обратной стороны монумента, как бы символизирующие будущее России:



Эти же дети, еще заросшие мхом:



Текст на тыльной стороне памятника: «Поставлено русскими воинами в 1916 году»:



Автограф скульптора Николая Сушкина на постаменте памятника:



Архивные фотографии лагеря военнопленных в Йозефове на информационном стенде у входа на кладбище:



В среднем ряду справа - изба-читальня для пленных русских офицеров:



Похороны русских военнопленных в Йозефове:



Могила врача Александра Саникина на кладбище в Йозефове. Александр Владимирович Саникин был родом из Москвы, служил в 19-й пехотном Костромском полку, попал в плен. Пытался бежать 24 января 1915 года, воспользовавшись отключением электричества. Однако очень неудачно упал и через два дня умер в госпитале. Памятник на его могиле, скорее всего, сделал всё тот же скульптор Николай Сушкин. По крайней мере, голова Христа очень похожа на голову на главном памятнике:



Металлическая табличка на немецком с тыльной стороны надгробия:



Русская надпись на надгробии:



Братская могила шести красноармейцев, появившаяся на кладбище в 1945 году. Памятник на могиле установлен в ноябре 1951 года:



Особенно доставляет фраза «два незнакомых воина»:



Могила фельдшера Никифора Сивова:



Новая часть кладбища русских военнопленных с траншейными захоронениями 1917 года. Здесь начали хоронить только к концу войны, когда основное кладбище оказалось переполнено, а умерших прибывало. Гробы составляли в три слоя. Траншейные захоронения в этой части кладбища сегодня вообще никак не отмечены. Летом тут вырастает трава в человеческий рост, так что не видны даже эти отдельные надгробия с чешскими именами:



Ворота кладбища русских военнопленных:



Кладбище русских военнопленных примыкает к городскому кладбищу Йозефова. На этой части кладбища можно обнаружить, например, братскую могилу украинских эмигрантов. В 1936 году сюда были перенесены останки шестнадцати украинцев, ранее похороненных в разных местах. Сам памятник установили только в августе 1941 года, когда уже вовсю шла Вторая мировая, а территория Чехословакии была оккупирована Германией:



Список имен на памятнике украинским эмигрантам:







Сам город Йозефов являет собой типичную гарнизонную крепость времен императрицы Марии-Терезии. Его построили одновременно с печально известной крепостью Терезин. Обе крепости так никогда и не пригодились по назначению. Во время первой же войны неприятельская армия просто обошла их стороной, даже не попытавшись взять штурмом. В одном из бастионов крепости, как раз по дороге на кладбище, сейчас работает довольно занятный музей, где посетителей, вооруженных одними свечками, водят по подземным ходам под бастионом. В остальном же город пребывает в совершенно запущенном состоянии:



Фото: Вова Поморцев / www.pomortzeff.com

Использованы сведения из книги Вацлава Новака «Кладбище при крепости Йозефов».

1914, русская чехия, лажа, первая мировая, фоторепортаж, йозефов, чехия, кладбища, томников

Previous post Next post
Up