Авторка: Андрэ Блуэн (Andrée Blouin)
Название: "Моя страна, Африка: автобиография черной пассионарии" ("My country, Africa: Autobiography of the black pasionaria")
Год издания: 1983
Благодаря сообществу я нашла и прочитала эту книгу.
Андрэ Блуэн не зря назвала свою книгу "Моя страна, Африка". Хотя она родилась в Центрально-Африканской Республике (тогда - колониальном владении Франции), ее жизнь и политическая деятельность были связаны с разными африканскими странами. Она приложила усилия для достижения независимости не одной африканской страны. Мадам Блуэн действительно чувствовала себя гражданкой Африки.
"В качестве наказания для преступление быть рожденной от белого отца и черной матери, я провела свои ранние годы в тюрьме для детей", - так начинает свою автобиографию Андрэ Блуэн.
"Мы были результатом слабости белого мужчины к черной женщине, и это было непростительно. Из-за этого "греха", как называли это управлявшие приютом монашки, мы, плоды этого греха, нуждались в великом очищении."
Ее мать, Жозефин, была дочерью вождя одной деревеньки, и ей было всего 13 лет, когда 40-летний Пьер решил на ней жениться. Девушка считалась еще слишком юной для замужества, но она была уже обещана другому мужчине, который был первым чернокожим губернатором провинции Кванго. Пьер предложил выкуп в два раза больше, и семья девушки согласилась. Они поженились по местному обряду, который, конечно, не имел никакой юридической силы с точки зрения французских законов. Кроме того, Пьер был помолвлен с одной бельгийкой, на 20 лет младше него.
Жозефин очень быстро забеременела, кстати, сама об этом не догадаласи, пока муж не отвез ее в госпиталь к монашкам. Роды были длительными и тяжелыми из-за того, что она была слишком юной, и молока у нее не появилось.
Через год после рождения дочери Пьер женился на своей белой невесте, но продолжал навещать Жозефин и ее дочь. Кстати, вторая жена знала о первой и о ребенке, но видеть их не хотела.
Через несколько лет Пьер со своей белой женой отправился в длительный отпуск в Европу, но перед этим забрал трехлетнюю малышку у матери, несмотря на отчаянное сопротивление Жозефин, и отправил в приют для девочек смешанной расы.
Гнилая еда, москиты и клопы, решетки и стены, практически никакого образования, тюремная дисциплина, розги, бесконечная работа - вышивка и шитье, бесконечные обвинения в "грехах" и запугивание адом - так она прожила много лет.
Через пять лет ее навестил сначала отец - на полчаса, а затем приехала мать и прожила рядом с приютом неделю, ежедневно навещая дочь.
В следующий раз мать навестила ее через шесть лет, со своим новым мужем. Забрать девочку из приюта они, однако, не могли, это мог сделать только отец, который поместил ее туда.
Девушек воспитывали "скромно", то есть, держали в полном невежестве по поводу всего связанного с сексом. О менструации им рассказывали только тогда, когда она случалась.Нельзя было раздеваться даже в душе (мылись, кстати, раз в неделю), чтобы не увидеть друг друга голыми. Нельзя было оставаться наедине с подругой. Монашки, очевидно, опасались, что между девушками возникнут лесбийские отношения.
О сексе им рассказывали перед свадьбой. Звучало это примерно так: "Ты должна позволять своему мужу трогать тебя и делать с тобой, что он хочет". Это после многих лет пуританского воспитания... Девушек прямо из приюта выдавали замуж, и браки устраивали монахини. "Метиски", как их называли, не должны были выходить замуж ни за черных, ни за белых, их выдавали за парней, которые воспитывались в аналогичном приюте для мальчиков. Эти пары селили в отдельном поселке, сегрегируя их таким образом и от белых, и от черных.
Андрэ отвергала все предложения, которые поступали начиная с 15 лет, так как твердо решила, что не выйдет замуж по принуждению. В 17 лет она сбегает с двумя подругами. Их быстро ловит полиция, но мэр города, выслушав жалобную историю девушек, решает, что они не должны возвращаться в приют. Двое отправляются к своим черным родственникам, а Андрэ через какое-то время вызывает к себе отец.
Далее - недолгая жизнь в доме у отца, попытки зарабатывать на хлеб шитьем, а затем Андрэ, повторяя судьбу своей матери, становится любовницей белого мужчины. Вместе с ним она путешествует по Бельгийскому Конго, узнает свою страну Африку - и психологию колонизаторов. В этих поездках она видит угнетение своего народа, видит детей, собирающих орехи, которых секут, если они не выполнят норму. Деньги, вырученные за продажу орехов, получает католическая миссия. Видит заключенных, осужденных на 20 лет принудительных работ за бунт против белой администрации.
Забеременев, Андрэ возвращается к матери, в Браззавилль. Там она впервые протестует против расовой сегрегации. Вместе с другими девушками она отправляется в кино. Кинотеатры - только для белых, но они суют кассиру деньги и проходят. Приезжает полиция. Их выгоняют и бьют, даже беременную Андрэ.
Отец ее ребенка женился на белой женщине еще до того, как Андрэ родила.
Позже она стала жить с другим белым мужчиной, Шарлем. Он хорошо относился к ее дочери Рите и признал их общего сына, но при этом был расистом, например, ее мать не хотел видеть в своем доме, она могла приходить только тогда, когда он отсутствовал. Позже они даже официально зарегистрировали брак.
Маленький сын Андрэ умер от малярии. Он мог бы выжить, если бы получил хинин, но хинин не продавали чернокожим, никому, в ком была хоть капля африканской крови. Хинин был только для белых. Один раз отцу ребенка удалось украсть немного хинина, но при следующем обострении болезни, достать хинин не удалось. Кстати, даже в этой ситуации Шарль не допускал Жозефин в свой дом, бабушке не удалось попрощаться с внуком...
Зачем Андрэ оставалась с этим мужчиной после всех этих унижений? Она объясняет это заботой о дочери. Ей удалось отправить Риту учиться во Францию, где ее хорошо приняла семья отчима. Она не хотела, чтобы ее дочь росла в колониальной Африке.
Впрочем, в конце книги она пишет, что соглашаясь на такие отношения, как с отцом Риты и с первым мужем, она обманывала себя и соглашалась на меньшее, чем заслуживает.
Следующий ее муж был тоже белым. Как она говорит, что он каким-то чудом не усвоил колониалистский образ мышления. С ним она была гораздо счастливее, чувствовала его уважение и поддержку. (Вообще Андрэ рассказывает, что за ней никогда не ухаживали черные мужчины.)
Вместе со вторым мужем, Андрэ отправилась в Гвинею. Через несколько лет жизни в Гвинее она присоединяется к партии RDA и агитирует среди местного населения за то, чтобы они проголосовали "нет" на предстоящем референдуме. Референдум должен был решить, станут ли французские колонии полностью независимыми или останутся в рамках "содружества", то есть, в политической орбите Франции. Это было опасным занятием, ей пришлось столкнуться с несколькими покушениями.
После успеха RDA на выборах Андрэ вынудили покинуть Гвинею, переведя ее мужа на Мадагаскар, с существенным понижением в должности. Ему было прямо сказано, что это связано с политической деятельностью его супруги.
В странах, освободившихся от колониальной зависимости, возникли новые проблемы - вражда между местными политическими партиями, иногда доходившая до кровопролития. Андрэ прилагала много усилий, чтобы примирить враждующие стороны.
В Бельгийском Конго (тогда еще колониальном владении) она основала женскую политическую организацию "Женское движение за африканскую солидарность" со следующей программой:
"Сделать всех женщин, независимо от возраста, грамотными.
Продвигать знания о здоровье и гигиене.
Бороться с алкоголизмом.
Работать над правами женщин.
Работать над защитой брошенных женщин и детей.
Работать над социальным прогрессом африканского народа."
Программа была выработана в результате встреч и разговоров с множеством женщин, которые делились своими проблемами.
К маю 1960 года в результате долгих путешествий, которые она назвала "крестовым походом", Андрэ Блуэн привлекла в свою организацию 45 тысяч женщин.
Как она пишет, женщины Конго были между двух огней - с одной стороны, стремление родителей фактически продать их тому, кто предложит больший выкуп, с другой - так называемое "образование" в католических миссиях - воспитание невежества, покорности и апатии.
Еще одна беда - полигамия. Фактически - рабство для женщин. Мужчины охотятся и ловят рыбу, а поля возделывают женщины. Таким образом, муж получает выгоду от труда своих жён, и может прикупить себе ещё одну!
Церковь, которая всегда верно служила колониальному режиму, всеми силами старалась очернить и дискредитировать ее. На воскресной мессе ее объявили проституткой и агенткой коммунистов (а коммунисты - это такие демоны, которые ночью отращивают дополнительные головы и конечности и нападают на людей). Бельгийские колонизаторы не хотели так просто отпускать свою колонию и строили разнообразные козни. В основном, стравливали разные политические партии между собой и через "советников" пытались руководить теми лидерами, которые были им удобны. Они хотели установить марионеточное правительство после обретения Конго независимости.
Блуэн подробно рассказывает о борьбе за независимость Бельгийского Конго, в которой принимала активное участие, о кризисе, последовавшем после него и об убийстве Патриса Лумумбы. Мадам Блуэн изгнали из страны еще до его убийства. В заложниках осталась ее семья. Ее мать покалечили.
Но она не сдалась и продолжила борьбу - далее в Алжире.
Хочется что-то добавить о том, какая потрясающая женщина... Но просто нет слов... Думаю, и так понятно