Анонс: «А ты не вернулся» Марселин Лоридан-Ивенс

Jul 24, 2024 22:55

Марселин Лоридан-Ивенс [Marceline Loridan-Ivens]
«А ты не вернулся» [Et tu n'es pas revenu,]
Перевод с французского Валерии Фридман
Издательство Ивана Лимбаха, 2024

Аннотация: 29 февраля 1944 года пятнадцатилетняя Марселин Лоридан-Ивенс была арестована вместесо своим отцом во время облавы. Их отправили в концлагерь, но разделили: отец оказался в Освенциме, она - в Биркенау. «Я не вернусь» - фраза отца, обернувшаяся пророчеством. В память Марселин она впечаталась на всю жизнь. Семьдесят лет спустя она пишет ему письмо, в котором рассказывает о своем заключении, освобождении и последующей жизни. Это письмо - попытка представить историю отца и дочери, которую не суждено было прожить. Это мемуары о судьбах, разрушенных Холокостом, о поиске смысла и призвания в послевоенном мире.
Книга удостоена премии Жан-Жака Руссо. Книга написана при участии Жюдит Перриньон.

Марселин Лоридан-Ивенс (1928-2018) - французская сценаристка, режиссер и писательница. Жюдит Перриньон (р. 1967) - французская журналистка и эссеистка.




В аннотации присутствует неточность - в пятнадцати летнем возрасте Марселин была ещё не Лоридан-Ивенс, а Розенберг. Дочь небогатых еврейских иммигрантов, приехавших в 1919 году из Польши, Марселин Розенберг ехала в Аушвиц в одном конвое с Жинеттой Черкасской,в  замужестве Колинка, будущей мемуаристкой; с Аннелизе Штерн, которая станет светилом современного психоанализа; с Симоной Вейль (тогда ещё не Вейль, а Жакоб), впоследствии судьёй и политической деятельницей, похороненной в Пантеоне. Из концентрационных лагерей вышла интеллектуальная элита Франции, получается. В 1944 году их перевели в Бергенн-Бельзен (Красная Армия надвигалась), оттуда в Терезиенштадт - и 10 мая 1945 года в числе других узниц Марселин была освобождена советскими войсками.

Вернувшись в Париж, мадемуазель Розенберг изучила машинопись и стенографию, выгла замуж (парвый брак не сложился) и вступила в Коммунистическую партию. Правда, через год вышла, но полезные знакомства остались. СоциологЭдгар Морен в 1961 году снял её монолог об Аушвице, об отце, о том, как она его искала после войны, в документальном фильме «Хроники одного лета» [Chronique d’un été]. Приз кинокритиков в Каннах, попадётся - не проходите мимо, посмотрите, очень того стоит. Так Марселин Лоридан (фамилию она не стала менять после развода) вошла в мир документального кино. Её дебют в соавторстве с Ж. Сержаном, «Алжир. Нулевой год» [Algérie année zéro] о первых днях независимости этой североафриканской страны, был запрещён как во Франции, так и в Алжире. Достойное начало. Не прошло и года, как Лоредан пригласили на премьеру фильма «В Вальпараисо» великого документалиста Йориса Ивенса, работавшего с Пудовкиным, Хемингуэем и Мартой Геллхорн, лично знавшего президента Рузвельта, лауреата Ленинской премии, премии Мира и неисчислимого количества прочих наград. Мэтр, тридцатью годами её старше, возьми дла и влюбись. И чувство оказалось взаимным.

Следующие киноленты наша героиня создавала уже под двойной фамилией и в соавторстве с мужем. Сам Хо Ши Мин дал супругам разрешение работать на передовой партизанской войны во Вьетнаме. Так создавалась кинолента «Семнадцатая параллель» [Le 17e parallèle]. А вот из Китая пришлось спешно эвакуироваться: работы Ивенса и Лоридан-Ивенс не понлавились всесильной Цзянь Цин, жене председателя Мао. В Китае чуть не посадили за чрезмерную критичность, в Европе раскритиковали за превознесение коммунистического строя... Се ля ви, как говорится.

«Маленький лужок среди берёз» [La Petite Prairie aux bouleaux] (2003) - первый художественный фильм, снятый Марселин Лоридан-Ивенс. Героиня, престарелая Мириам - её играет Анук Эме, возвращается в Биркенау шестьдесят лет спустя.

Мы не живём после Освенцима. Мы живем с ним постоянно...

Книга совсем небольшая, ста страниц нет.

война, французский язык, Холокост, 21 век, нацизм, кино, Франция, русский язык, документалистика, эссе, мир искусства, евреи, 20 век

Previous post Next post
Up