Марселин Лоридан-Ивенс [Marceline Loridan-Ivens]
«А ты не вернулся» [Et tu n'es pas revenu,]
Перевод с французского Валерии Фридман
Издательство Ивана Лимбаха, 2024
Аннотация: 29 февраля 1944 года пятнадцатилетняя Марселин Лоридан-Ивенс была арестована вместесо своим отцом во время облавы. Их отправили в концлагерь, но разделили: отец оказался в Освенциме, она - в Биркенау. «Я не вернусь» - фраза отца, обернувшаяся пророчеством. В память Марселин она впечаталась на всю жизнь. Семьдесят лет спустя она пишет ему письмо, в котором рассказывает о своем заключении, освобождении и последующей жизни. Это письмо - попытка представить историю отца и дочери, которую не суждено было прожить. Это мемуары о судьбах, разрушенных Холокостом, о поиске смысла и призвания в послевоенном мире.
Книга удостоена премии Жан-Жака Руссо. Книга написана при участии Жюдит Перриньон.
Марселин Лоридан-Ивенс (1928-2018) - французская сценаристка, режиссер и писательница. Жюдит Перриньон (р. 1967) - французская журналистка и эссеистка.
В аннотации присутствует неточность - в пятнадцати летнем возрасте Марселин была ещё не Лоридан-Ивенс, а Розенберг. Дочь небогатых еврейских иммигрантов, приехавших в 1919 году из Польши, Марселин Розенберг ехала в Аушвиц в одном конвое с Жинеттой Черкасской,в замужестве Колинка, будущей мемуаристкой; с Аннелизе Штерн, которая станет светилом современного психоанализа; с Симоной Вейль (тогда ещё не Вейль, а Жакоб), впоследствии судьёй и политической деятельницей, похороненной в Пантеоне. Из концентрационных лагерей вышла интеллектуальная элита Франции, получается. В 1944 году их перевели в Бергенн-Бельзен (Красная Армия надвигалась), оттуда в Терезиенштадт - и 10 мая 1945 года в числе других узниц Марселин была освобождена советскими войсками.
Вернувшись в Париж, мадемуазель Розенберг изучила машинопись и стенографию, выгла замуж (парвый брак не сложился) и вступила в Коммунистическую партию. Правда, через год вышла, но полезные знакомства остались. СоциологЭдгар Морен в 1961 году снял её монолог об Аушвице, об отце, о том, как она его искала после войны, в документальном фильме «Хроники одного лета» [Chronique d’un été]. Приз кинокритиков в Каннах, попадётся - не проходите мимо, посмотрите, очень того стоит. Так Марселин Лоридан (фамилию она не стала менять после развода) вошла в мир документального кино. Её дебют в соавторстве с Ж. Сержаном, «Алжир. Нулевой год» [Algérie année zéro] о первых днях независимости этой североафриканской страны, был запрещён как во Франции, так и в Алжире. Достойное начало. Не прошло и года, как Лоредан пригласили на премьеру фильма «В Вальпараисо» великого документалиста Йориса Ивенса, работавшего с Пудовкиным, Хемингуэем и Мартой Геллхорн, лично знавшего президента Рузвельта, лауреата Ленинской премии, премии Мира и неисчислимого количества прочих наград. Мэтр, тридцатью годами её старше, возьми дла и влюбись. И чувство оказалось взаимным.
Следующие киноленты наша героиня создавала уже под двойной фамилией и в соавторстве с мужем. Сам Хо Ши Мин дал супругам разрешение работать на передовой партизанской войны во Вьетнаме. Так создавалась кинолента «Семнадцатая параллель» [Le 17e parallèle]. А вот из Китая пришлось спешно эвакуироваться: работы Ивенса и Лоридан-Ивенс не понлавились всесильной Цзянь Цин, жене председателя Мао. В Китае чуть не посадили за чрезмерную критичность, в Европе раскритиковали за превознесение коммунистического строя... Се ля ви, как говорится.
«Маленький лужок среди берёз» [La Petite Prairie aux bouleaux] (2003) - первый художественный фильм, снятый Марселин Лоридан-Ивенс. Героиня, престарелая Мириам - её играет Анук Эме, возвращается в Биркенау шестьдесят лет спустя.
Мы не живём после Освенцима. Мы живем с ним постоянно...
Книга совсем небольшая, ста страниц нет.