В копилку гражданских подвигов: издательство No Kidding Press переиздала книгу американской писательницы Мэгги Нельсон [Maggie Nelson] «Красные части: автобиография одного суда» [The Red Parts: Autobiography of a Trial]. Нельсон известная феминистка, её «Аргонавты» [Argonauts] и
«Синеты» [Bluets] в нашем сообществе рекламировались. Но «Красные части» - книга, стоящая особняком. Ей предшествовала долгая и страшная предыстория.
В шестидесятые годы, как известно, многие путешествовали автостопом. Особенно вольные путешествия были популярны среди молодёжи. Девушки и юноши ездили на каникулы и обратно к месту учёбы на попутных машинах, навещали друзей, родственников, посещали музыкальные фестивали и другие мероприятия, искали себе попутчиков по объявлению. Так поступила и Джейн Миксер, студентка с юридического факультета Мичиганского университета. Но до дома она не доехала...
Шестьдесят девятый год, лето любви. Для семьи Джейн оно стало началом траура. Убийство было третьим из семи, сестра обоснованно боялась, что может оказаться следующей. Пойти на могилу к любимой сестричке означало навлечь на себя возможную слежку. То есть я понимаю недовольство аудитории: что же это получается, скорбящая племянница, родившаяся в 1973 году, даже не знала свою убитую тётю. Не знала. Но всю жизнь прожила под знаком преступления. Первую книгу, посвящённую нераскрытому убийству тёти, Нельсон написала в 2005 году. Она так и называется Jane: A Murder. Собирала документы, кропотливо опрашивала возможных свидетелей... писала стихи. Ложилась спать - мучилась кошмарами. И вот, по законам детективного жанра, в квартире матери Нельсон раздался звонок:
У нас есть все основания полагать, что дело стремится к успешному завершению.
И не знаешь, чему больше удивляться: усердию ли героического полицейского, тридцать с лишним лет копавшего безнадёжное дело и всё-таки что-то накопавшего, неумолимости ли судебной машины, или силе духа семьи, готовой снова, спустя целую жизнь, проникаться ужасом почти сорокалетней давности. Нет, это не любопытное дело, в нём нет криминального блеска или глубокого правоведческого значения. Это именно что дело рядовое, дюжинное, ординарное. На месте Джейн могла оказаться любая женщина.
Ястараюсь не смотреть на семью Лейтермана. Я знаю, что они безутешны. «Справедливость», может, и свершилась, но сейчас зал суда - это просто комната, полная искалеченных людей, каждого и каждую из которых снедает собственная скорбь - и тяжелое облако скорбей повисает в воздухе.
В этом и смысл автобиографии суда, в этом и смысл «Красных частей», по моему мнению, лучшего произведения Мэгги Нельсон.