Вчера вечером крупнейшее российское издательство АСТ официально заявило, что останавливает продажи романов «Комната Джованни» афроамериканского классика Джеймса Болдуина, «Дом на краю света» лауреата Пулитцеровской премии Майкла Каннингема и «Наследие» Владимира Сорокина, лауреата различных литературных наград, в том числе «Большой книги». Сообщается, что специалисты Экспертного центра при Российском книжном союзе изучили произведения и сделали вывод, что они
«содержат информацию, запрещенную к распространению в соответствии с законодательством Российской Федерации», а именно со статьёй о пропаганде нетрадиционных отношений и/или предпочтений, смены пола.
Сегодня всё тот же АСТ официально объявил о приостановке продаж романов «Маленькая жизнь» [A Little Life] Ханьи Янагихара и «Песнь Ахилла» [] Мадлен Миллер:
https://t.me/landscapewithbooks/1114 В издательский дом поступило
предостережение от Пресненской межрайонной прокуратуры Москвы «о недопустимости нарушения требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности; об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Здесь требуется картинка из мультфильма «Следствие ведут Колобки»:
- Ничего не понимаю!
- Аналогично.
Критерии Экспертного центра труднопостижимы. «Дом на краю света», по крайней мере, повествует о глубоком чувстве, которое герои пронесли через всю жизнь. То же можно сказать и о многострадальной «Песни Ахилла», за которой, чует моё сердце, косяком потянутся все произведения посвящённые античной мифологии и литературе. Потому что без однополых отношений античность не представляется возможным описать. Мы касаемся Сократа - и вспоминаем Алкивиада, мы касаемся Адриана - и вспоминаем Антиноя, мы касаемся Зевса-громовержца - и вспоминаем Ганимеда. С Ахиллом и Патроклом та же ситуация, один без другого немыслим. Но Миллер пишет
опять-таки о высоком чувстве. Надо понимать, это сейчас не полагается.
Но
«Маленькая жизнь»! Я недавно одолела этот впечатляющий кирпич (или он меня одолел?) и теряюсь в догадках, где здесь-то усмотрели пропаганду? Да после этой саги надругательств никаких отношений не захочется, только целибат и только отшельничество. Потому что в монастыре, призванном защищать и поддерживать сирот, - такой же бардак во всех смыслах этого слова.
Причём натуралистических, грубых описаний в тексте практически нет. Янагихара к проституции подходит как Лавкрафт к своему Древнему Ужасу: это было отвратительно, а как конкретно отвратительно, не имеет значения. И действительно, значения не имеет. Вовремя сложить перо - это тоже талант.
Важно другое. Ни заботливые приёмные родители, ни друзья-мушкетёры, ни профессиональная самореализация, ни страсть, ни любовь, ни медицинская помощь не помогли центральному персонажу, мальчику из Омеласа, избыть своё страдание. Потому что когда десяток лет человека сознательно превращают в общественную плевательницу, финал в какой-то степени предрешён. Джуд продолжал сражаться, зная, что погибнет, и вот погиб. Последний же из его друзей, оставшийся в живых, написал ему хвалебную песнь, только не поэтическую, а живописную. Сюжет, достойный древнеанглийской героической поэмы, например, и нет нужды, что призраки, с которыми бился этот человек, уже невидимы и неощутимы. В своё время они были куда какими полнокровными.
Со своей стороны добавлю, что врачебная помощь объективно была недостаточной, и Энди зря солидаризировался со своим пациентом, нарушая профессиональную этику. Это у него будет на совести всю оставшуюся жизнь. Что касается темы общественного остракизма гомоэротических взаимоотношений, она раскрыта в характерной для Янагихара саркастической манере.
И он рассказал и добавил, что, хотя он и не собирается афишировать эти отношения, но и скрывать их не собирается, и Кит застонал.
- Твою мать! Я так и думал. Не знаю почему, но думал. Твою мать, Виллем! - Он уткнулся лбом в стол. - Подожди, дай мне прийти в себя, - сказал он столу. - Ты уже говорил Эмилю?
- Ага.
Эмиль был менеджером Виллема. Кит и Эмиль лучше всего работали вместе, когда объединялись против Виллема. Когда их мнения совпадали, они нравились друг другу, а когда нет - нет.
- И что он сказал?
- Он сказал: «О боже, Виллем, как я рад, что ты наконец нашёл человека, которого действительно любишь и с которым тебе хорошо, я так рад за тебя, ведь я твой друг и мы знаем друг друга много лет». (На самом деле Эмиль сказал: «Ёлки. Ты уверен? Ты уже говорил с Китом? Что он сказал?»)
Кит поднял голову и стал сверлить его взглядом (с чувством юмора у него было так себе).
Так или иначе, ни «Песнь Ахилла», ни «Маленькая жизнь» рекламными буклетами гомоэротических отношений не являются. Пол там тоже никто не меняет, и даже прорицатель Тиресий в сюжете отсутствует, которого боги покарали переменой пола. Что нам ещё запретят и по каким критериям, предположить сложно. За пять дней уже третий пост с тегом «цензура»...