Мне намедни сон приснился, видимо, под впечатлением новостей о сейсмической активности на Тайване и в США: иду по Литейному мимо букинистической лавки, она открыта нараспашку, и в пустой чёрной витрине стоит громадный фолиант, вот как у Туве Янссон Книга о тщете всего сущего. Золотом вытисненное заглавие горит:
Феминизм и землетрясения.
Ничего себе, думаю, однако! И часовню тоже мы... Утром по ключевым словам нашла вот такую книгу:
Мирэ Коикари [Mire Koikari] преподаёт социальные науки в Гавайском университете. В процессе подготовки заметки я натолкнулась на трогательные отзывы её студенток: экзамены, мол, госпожа профессор принимает сурово, но курс просто захватывающий, не оторваться. И не хочешь, а учишься. Посмотрев темы её статей, соглашусь. Феминизм и холодная война, судьбы американских японцев-ветеранов Второй мировой, экспорт гендерных реформ из Штатов в послевоенную Японию... Восточнояпонское землетрясение 2011 года становится в этот ряд не случайно. Японское государство противопоставило слепой и бездушной стихии общее дело, общий проект восстановления страны. В этот проект включаются и женщины, и мужчины, и дети. Причём, если мужчинам госпропаганда отчасти подыграла, восхваляя типично маскулинные качества, то женщинам (хочется добавить - в очередной раз) прибавила домашних обязанностей. Ведь ответственность за подготовку всех членов семьи, не только взрослых, и малолетних, и престарелых, к стихийных бедствиям традиционно возлагается на плечи хозяйки дома. Если с кем-нибудь что-нибудь случится, будет виновата не стихия. Будет виновата хозяйка. Отдельное внимание в монографии уделяется приготовлению детей с самого младшего возраста к землетрясениям и другим стихийным бедствиям, которыми сопровождаются подземные толчки. А последняя глава называется. «Мобилизирующий рай». Она посвящена коррекции образа райских Гавайев, которые тоже в значительной степени оказались затронуты Великим землетрясением.
Вот такие книги выпускает издательство «Библиороссика» в серии «Современное востоковедение».