sovenok101 пишет:
За последние месяцы прочитала много книг в непривычных для себя жанрах. В рамках всяких курсов, довольно любопытных.
Новшеством оказался жанр автофикшн. Вкратце - это рассказ автора о себе, но в отличие от автобиографии, не хронологически стройный, а хронологически любой, включающий произвольные эпизоды. И вовсе необязательно достоверный. Может, написанное правда, а может то, что автор хотел бы представить как правду.
Что там важно? Не работают принципы драматургии с трёхчастной структурой, кульминацией, вот этим всем. То есть, они могут соблюдаться, но совершенно необязательно. И сюжета может не быть, вообще. Только мысли и впечатления автора. Всё это, конечно, не совсем новость, «Москва-петушки» вполне себе подходит под определение. Если хотите, мои записки здесь - тоже автофикшн, с поправкой на то, что мне незачем что-то выдумывать. Все выдумки помечены тэгом графомания.
Но сейчас автофикшн стал мейнстримом, а сюжетная и - о ужас! - жанровая проза считается атрибутом динозавров. В общем, я засунула свою любовь к хорошему сюжету подальше и принялась читать.
1. Егана Джаббарова. Руки женщин моей семьи были не для письма
Неудачное начало для знакомства с жанром. Просматривается очень классный сюжет: девушка из традиционного общества вырывается из тисков традиции благодаря тяжелой болезни. Круто же! Но автору банально не хватило мастерства. Другое объяснение: слишком бурлит ненависть, обиды и негодование. Это книга - месть семье, но книжную месть тоже стоит подавать холодной. Очень мешает попытка автора не показать страшную повседневность, а объяснить, трактовать и сразу классифицировать. Так и хотелось сказать: да блин, дай мне самой посмотреть и составить собственное мнение! В общем, имхо - не получилось. Хотя шуму явно наделает, особенно в Азербайджане.
2. Адур Ава Олафсдоттир. Человеческое животное
Подделка под автофикшн и это заметно в некоторых медицинских деталях (автор не медик, текст от имени потомственной акушерки). Но тем не менее текст завораживающий. Героиня разбирает квартиру умершей бабушки - акушерки, читает её записи и вникает в её взгляды на жизнь. Всё это происходит в Рейкьявике, в ожидании сильного шторма и в антураже северного сияния. Акушерства там мало, зато много философских размышлений под звездными небесами. Бредёт прабабушка-акушерка через лес после очередных родов посреди ночи, размышляет про устройство мира, а потом всё это записывает. Очень рекомендую.
3. Эми Литпрот. Выгон
Рассказ про алкоголизм и его преодоление в антураже Лондона и островов Северной Шотландии. С одной стороны очень откровенная история скатывания в яму и карабкания вверх, с другой - почти энциклопедия английской и шотландской природы и фермерского быта. Напряжение первого растворяется в медитативности второго, получается полная воздуха и суровых красок история. Рекомендую. Есть продолжение - Момент. Но оно слабее.
4. Тове Дитлевсен. Детство
Рассказ о детстве в Копенгагене детской поэтессы. Начало 20 века, рабочий квартал, нелюбящая мать и девочка, в которой рождаются стихи. Никаких розовых соплей, но и без особого трэша. Просто очень яркие зарисовки.
Мы в группе пытались расшифровать возраст рассказчицы: из какого времени она смотрит на себя маленькую? Если в случае Е.Джаббаровой сразу просматривается довольно настырный преподаватель деколониальных наук, то у Дитлевсен это далеко неочевидная история. Мне показалось, что рассказчица не просто взрослая, но ещё и хорошо поработавшая с психотерапевтом женщина, уже распознавшая не только детскую жажду материнской любви, но и принявшая её невозможность, то есть неспособность к ней собственной матери. Простившая? Не знаю. В тексте есть горечь, но нет ни ненависти, ни жажды отмщения.
Есть продолжение, но я его ещё не прочитала, хотя в планах оно есть. Как и другие книги Дитлевсен.
5. Ну и невозможно не упомянуть Оксану Васякину. Сейчас читаю Розу. Прекрасный язык и ужасно тяжелый для меня сюжет, про поколения нелюбящих друг друга женщин в антураже 90-х. Ценителям хорошей литературы - читать обязательно. Любителям света в конце туннеля - не уверена, хотя до конца я пока не дочитала. Может, ещё и сверкнёт.
В общем, пока ощущение, что автофикшн - не моё. Как читатель я всё-таки быстро устаю от бессюжетности. А как автор - совсем не готова рассказывать о себе в форме, превышающей пост в ЖЖ. Правда, более опытные товарищи, говорят, что всё это дело тренировки и работы над собой. Но пока я старомодный апологет сюжетной прозы.
https://sovenok101.livejournal.com/471989.html